Расписываем стены. Энкаустика, Сграффито, Алсеко, Гризайль

Расписываем стены. Энкаустика, Сграффито, Алсеко, Гризайль

Одним из наидревнейших видов художественной росписи стен и потолков является энкаустика, что в переводе с греческого означает «выжигать». Это вид живописной техники, при котором связующим краски веществом служит воск. Благодаря его малой химической активности и влагостойкости, произведения, выполненные в этой технике, сохраняют в течение многих веков первоначальную свежесть локального цвета, плотность и фактуру красочного слоя. Восковая живопись с XIV в. до н.э. применялась в Древнем Египте для окраски фасадов храмов. В Древней Греции к V в. до н.э. была выработана наиболее прочная технология — энкаустика, когда сильно подогретые восковые краски наносились на участок основы раскаленной бронзовой лопаткой. В более позднее время энкаустика постепенно сменялась восковыми красками на скипидаре (так называемый холодный способ) и восковой темперой (эмульсии с примесью летучих масел). Эти технологии менее прочны, но и менее сложны в исполнении.

Расцвет энкаустиковой росписи пришелся на V в. до н.э., а к XII в. н.э. его следы теряются. Известно, что в древнейшем эгейском искусстве в III в. до н.э. горячими растопленными восковыми красками расписывали корабли. Плигий описывает различные способы писать энкаустически, указывая, что краска, полученная при помощи растопленного воска, обладает совершенно особой «прелестью и особым материальным характером», которого нет ни у какой другой краски.

Известно также, что в 1880-х годах в Египте в оазисе Фай-юм, недалеко от Каира, были найдены две тысячи лет пролежавшие в песке портреты, названные позднее файюмски-ми, прибинтованные к ликам мумий. Они поразили мир своей сохранностью и выразительностью. Эти портреты писались, скорее всего, при жизни, и когда человек умирал, с целью сохранения души усопшего их прибинтовывали к ликам мумий.

Настоящее время вносит свои коррективы, и энкаустика сейчас применяется для росписи стен и аксессуаров интерьера. Процесс покрывания поверхности стен не является простым и дешевым, но зато является исключительно долговечным. Если вы — консерватор и не любите менять убранство своего дома, то роспись стен с помощью энкаустики — то, что вам нужно! (Рис. 9.)

Секрет исключительной «живучести» энкаустики прост: воск, являющийся основой краски, не растворим в воде и не поддается окислению. Ко всему прочему, воск в связующем краски обладает свойством сжиматься и расширяться под воздействием тепла, не образуя при этом трещин. Будучи инертным к химическому составу пигментов, он практически не реагирует и с другими составляющими краски — маслами и смолами. Равномерно распределенный по всему объему краски, он защищает ее компоненты от взаимодействия друг с другом, замедляя и приостанавливая процессы старения и выцветания высохшего красочного слоя во времени. К слову сказать, в XVII-XVIII вв. мебель и резные панели в интерьерах покрывали воском, что придавало им приятный блеск, подчеркивало структуру древесины и предохраняло ее от влаги и разрушения.

Однако как раз по той причине, что настоящая энкаустика выполняется исключительно из натуральных материалов, да к тому же приготовленных вручную, она не очень популярна в оформлении интерьеров, поскольку не является такой доступной, как, к примеру, декоративная штукатурка. Известно, что техника приготовления энкаустики в домашних условиях хоть и не очень сложна, однако требует некоторых познаний и в химии, и в живописи (рис. 10).

Рис. 9. Как правило, энкаустика «не любит» чрезмерной вычурности и эклектики в интерьере. Чаще всего она используется при оформлении комнаты в классическом или минималистическом стиле

Рис. 10. Интерьер комнаты исполнен в классическом стиле. Стены в таком интерьере расписаны холодным энкаустикой, что придает особенное благородство и шик богатому убранству

Необходимыми материалами для энкаустики являются: вышеупомянутый воск очищенный, смола (любая из перечисленных) — очищенная канифоль, даммаровая, пинии, мастичная и пихтовая; масло (любое из перечисленных) — льняное, ореховое, маковое, подсолнечное.

Для того чтобы очистить воск, его необходимо сначала растопить в чистой горячей воде, в результате чего посторонние вещества (мед, пыльца и т. д.) останутся в воде. Затем воск следует отбелить на солнце в течение 1-3 месяцев.

В целом энкаустические краски состоят, из пигмента, воска и смолы или из пигмента, воска, смолы и масла. Масло применяется для того, чтобы при высыхании живопись не белела и не потела.

В технике энкаустики совместимы разнообразные пигменты — стойкие и нестойкие, ртутные и нертутные, те, что несовместимы в масляной живописи: берлинская лазурь с охрой, кадмий желтый с охрой, киноварь с кадмием, киноварь с кобальтом фиолетовым. Дело в том, что, как уже упоминалось выше, воск, обволакивая частицы пигмента, имеет особенность прекращать реакции окисления.

Пигменты, как и краски, можно разделить на органические и неорганические (колоранты, которые продаются в специализированных магазинах). Типичными неорганическими пигментами являются белая двуокись титана, зеленая окись хрома и разнообразные желтые, красные и черные пигменты окиси железа. В целом они устойчивы к ультрафиолетовому излучению. Они также защищают от ультрафиолетового излучения органические связующие и обеспечивают хорошую укрывистость. К органическим пигментам относят охру красную (различных оттенков), киноварь, древесный уголь, лазурит, смальту, малахит и пр. Органические пигменты придают краске более насыщенный цвет, чем неорганические, однако не обладают такой ультрафиолетовой устойчивостью, как последние.

Энкаустическую живопись можно выполнять горячим и холодным способами. Горячий способ дает жирный, рельефный мазок, холодный — тонкий. Горячий более долговечен.

Этот вид энкаустики одинаково применим как для внешней отделки дома, так и для внутренней. Техника горячей энкаустики является самой древней и самой прочной и была выработана в Древней Греции в V в. до н. э. К сожалению, приемы и материалы античной энкаустики дошли до нас не полностью. Однако известно, что в те времена сильно подогретые восковые краски наносились на нагретый участок основы раскаленной бронзовой лопаткой.

Итак, чисто отшлифованное сухое основание предварительно покрывают тонким слоем расплавленного чистого воска и проглаживают электрическим утюгом. Излишки воска счищают с поверхности мастихином’’, не повреждая основания. Под роспись наносят грунт. В зависимости от пористости материала-основы грунт под энкаустику бывает твердый или мягкий. Так, известняки, асбестоцементные листы, песчаники, плотные туфы, известковые и цементные штукатурки покрывают мягкой грунтовкой, мрамор, гранит, бетон, кирпич — твердой.

Мягкий грунт (г):
цинковые сухие белила — 10; пчелиный воск — 6; канифоль — 8. Твердый грунт (г):
цинковые сухие белила — 15; воск — 6; канифоль — 8,5. Способ приготовления. В фарфоровый тигель, установленный на электрическую плитку, помещают канифоль, а после расплавления — воск. Затем состав перемешивают, вводят пигмент и опять тщательно перемешивают.

Грунтовку наносят в горячем состоянии кистью или щеткой, подогревая ее на электроплитке. Толщина грунтовки должна быть не более 1-3 мм. При неровных и недостаточно гладких поверхностях грунтовочный слой накладывают вторично. Каждый слой грунтовки проглаживают электрическим утюгом до получения соверпгенно ровной и гладкой поверхности.

Перед началом росписи поверхность еще раз прогревают (при помощи лампы инфракрасного излучения) и пишут по ней кистью подогретыми на водяной или песчаной бане восковыми красками, подобно тому, как пишут водяными красками. Живопись, выполненная по подогретому основанию, не требует оплавления, вжигания, так как краски плотно ложатся на огрунтованную поверхность и хорошо связываются с ней.

Восковая краска для внутренней росписи (г):
пчелиный отбеленный воск — 112; смола даммара — 40; льняное масло — 25; сухие пигменты — в зависимости от цвета. Способ приготовления. В фарфоровой посуде расплавляют смолу, а затем воск. В готовый расплав вливают льняное масло, подогретое для обезвоживания до 110-120 градусов. Состав хорошо перемешивают мастихином, после чего вводят пигменты необходимого цвета в соотношении по массе 1:0,05 (пигмент:связующее).

Процесс варки длится 5-10 минут. (Краски лучше варить в небольших количествах.) После того как полученная краска немного остынет, ее скатывают в шарики или палочки.

Большое наполнение воска пигментом и смолой придает краске твердость. Как правило, готовят твердую и мягкую краску разных цветов и оттенков и раскладывают ее в фарфоровые или железные баночки. Перед применением их подогревают.

Готовую роспись можно покрыть масляно-восковым лаком, подогревая его до расплавления, после чего отполировать мягкой льняной тряпкой до блеска.

Масляно-восковый лак для внутренних работ (г): пчелиный отбеленный воск — 28-30; льняное масло — 6. Способ приготовления. Воск подогревают до расплавления и вливают льняное масло, предварительно подогретое для обезвоживания до 110-120 градусов. Состав хорошо перемешивают.

Восковые росписи, выполняемые холодным способом, применяются только для внутренних отделок. Основанием служат чисто отшлифованные штукатурки, деревянные и каменные поверхности. На подогретое основание наносят сухие краски. После этого сплавляют их между собой и сглаживают, несколько раз приближение к ним, например, паяльной лампы (в старину для этого использовали жаровни с горячим углем). Чем сильнее краски оплавляются, тем более глубокий тон и блеск приобретает изображение и тем долговечнее становится.

Читайте также:  Установка газового счетчика - нормы и правила

Оплавление ведут слева направо, ярусами сверху вниз. Держать лампу следует не ближе 10 см и не дальше 25 см от обрабатываемой поверхности. Для четкости штриха рисунка держат горелку дальше, для смягчения, легких подтеков — ближе. Оплавлять энкаустику следует лишь в течение нескольких минут, но до тех пор, пока поверхность не заблестит. Сверху можно нанести масляно-вос-ковый лак.

При этом способе краски дают плотный матовый слой, вначале довольно мягкий, но постепенно твердеющий по мере улетучивания растворителя или воды.

Восковая краска (г):
пчелиный отбеленный воск — 4-6; смола (мастике, даммара, элеми) — 4-8; очищенный скипидар — 16-24; пигменты — до рабочей вязкости. Способ приготовления. Расплавленный воск растворяют в 8-12 г скипидара. В отдельной емкости расплавляют смолу и растворяют ее также в 8-12 г скипидара. Оба состава смешивают и вводят пигменты, предварительно затертые на скипидаре до пластообразного состояния. Состав приготовляют с соблюдением правил техники безопасности, исключая возможность воспламенения.

Эмульсионная восковая краска (г);
животный клей (40% -ный) — 20; пчелиный отбеленный воск — 20; смола даммара — 40; нашатырный спирт (25%-ный) — 10; вода — 80-100; пигменты — до рабочей вязкости. Способ приготовления. Готовят водный 40% -ный раствор животного клея, вводят в него воск и смолу и разогревают до полного расплавления. Сняв с огня, добавляют нашатырный спирт, перемешивают до однородного смета-нообразного состояния и разводят водой, вводя ее небольшими порциями, энергично перемешивая эмульсию. На эмульсии готовят краски, добавляя в нее пигменты, предварительно затертые на воде до пастообразного состояния.

Эмульсия лучше сохраняется в неразведенном состоянии, поэтому готовить ее следует на весь объем работы, а разводить — по мере необходимости.

Техника гризайль в живописи

К расивое французское Grisaille всего лишь обозначает слово «серый». А в изобразительном искусстве так называют особый вид живописи. С его помощью художественные картины создаются градациями тона только одного цвета. Раньше это была гамма серого, коричневого или черного. В современном искусстве таких ограничений уже нет. Работы в технике гризайль могут выполняться в любом цвете.

Гризайль в истории живописи

В Средние века Grisaille широко использовался при создании декора интерьеров. Во многих дворцах и усадьбах того времени применяли гризайль для имитации отделки интерьера камнем. Особенным шиком было изображение объёмных узоров и даже скульптурных групп. Художники настолько точно имитировали рельеф, что даже придирчивые ценители не могли с первого раза распознать: живопись это или барельеф.

Чуть позже эта художественная техника начала применяться и в станковой живописи. Сначала это был только уровень эскизов. Интересно, что многие из них выглядят, как совершенно самостоятельные произведения искусств. Глядя на эти работы современному зрителю даже трудно предположить, что перед ним всего лишь эскиз.

Позже художники стали использовать гризайль как технику рисования перед нанесением цвета. Они делали на холсте сначала композиционный рисунок, далее отрабатывали объём и рельеф сепией или охрой, подчёркивали освещенные части объектов белилами и только после этого начали работу цветом. Постепенно гризайль превратился в самодостаточный вид живописи.

Картины в технике гризайль

В среде французских художников многохромная живопись получила большое распространение. Многие мастера использовали возможности гризайли в своих подготовительных рисунках, миниатюрах, витражах, а позже — в живописи.

Очень популярна гризайль была в мастерской живописца Андре Бове. Пользовался этой техникой и знаменитый Ян ван Эйк. В творчестве Босха и Брейгеля гризайль также занимала значимое место. Они превратили её в настоящий живописный приём, которым стали пользоваться многие художники того времени, в том числе ван Туллен, Рубенс, Ван Дейк и др. Известнейший пример применения техники гризайль — картина испанского художника Пабло Пикассо «Герника» (1937 г.). Эта работа, выполненная в манере кубизма, посвящена бомбардировке одноименного города Страны Басков.

Пикассо написал картину маслом, но при этом исключительно в чёрно-белом тоне, с применением техники гризайль. Именно это позволило художнику так пронзительно передать ужас войны, её трагизм, масштаб. Несмотря на то, что сначала картина подвергалась критике, в конце концов она стала самым известным антивоенным произведением, наглядным и открытым обвинением фашизма.

Гризайль: техника рисования

Одноцветность — это самый главный принцип Grisaille. Традиционно — серо-белый или коричнево-белый. Но можно использовать любой другой цвет, который покажется обоснованным для передачи основной идеи произведения. Материалы для работы в этой технике могут быть любые: сепия, масло, гуашь, акрил, темпера, акварель. Начинать освоение гризайли лучше с простых форм. Это может быть любая геометрическая фигура, ваза или фрукты. Этапы работы следующие:

  1. Сделать карандашный набросок.
  2. Нанести тонкий слой краски, за исключением светлых мест на объекте.
  3. Подождать, пока работа высохнет.
  4. Отобразить тени.
  5. Дать работе высохнуть.
  6. Отметить полутона.
  7. Подождать, пока подсохнет краска.
  8. Самым светлым тоном выделить освещённые места и блики на предметах.

Техника гризайль для начинающих — это возможность прочувствовать тональность, оттенки в пределах одного цвета. Видеть не просто однобокий красный или синий, а то богатое многообразие тонов, которое помогает профессиональному художнику передать на холсте объём и натуралистичность изображаемых объектов. Попробуйте самостоятельно освоить технику гризайль. Для начала нарисуйте 12 тонов одного цвета. Сложно? А для нас нет! Приходите к нам! Мы вас научим!

Читайте также:

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Основные техники росписи стен в интерьере своими руками

Роспись стен в интерьере своими руками — техника, позволяющая не только украсить помещение, но и реализовать себя как человека творческого, обладающего особым эстетическим вкусом.

Сегодня существует огромное количество вариантов того, как оформить стены: разнообразные по текстуре обои, декоративная плитка, фактурная штукатурка и даже драпировка тканью. Но самым эффектным и оригинальным видом покрытия является ручная роспись.

Ручная роспись стен

Техники росписи стен в интерьере

Все известные техники можно условно поделить на две разновидности: традиционные и современные.

Традиционные техники предполагают нанесение изображений только своими руками, без применения специальной аппаратуры. Наиболее известными являются следующие:

Фреска представляет собой живопись по сырой штукатурке. Очень долговечна, так как при высыхании рисунка образуется прозрачная кальциевая пленка, которая является природным закрепителем.

Фреска — живопись по сырой штукатурке

Энкаустика характеризуется наложением на еще не засохшую штукатурку растопленных восковых или масляных красок. Часто для облегчения процесса изображение создается сначала на холсте, а уже потом переносится на стену.

Сграффито дословно можно перевести как «выцарапанный». Ее принцип состоит в том, что на рабочую поверхность последовательно наносятся два слоя штукатурки контрастного цвета. Затем верхний слой аккуратно сцарапывается — в результате обнажается нижний слой другого цвета. Процесс этот весьма трудоемкий, а возникшие погрешности очень сложно исправить, поэтому для создания сграффито используют трафареты.

Альсекко является техникой нанесения рисунка на уже засохшую штукатурку, но такая композиция не будет долговечной, так как краски не проникают вглубь стены.

Сграффито в интерьере

Помимо описанных выше, сегодня применяются и придуманные не так давно техники:

  • трафаретные изображения;
  • гризайль;
  • граффити;
  • рисунки на виниловой основе;
  • акриловые изображения;
  • картины по декоративной штукатурке.

Трафаретные рисунки представляют собой самый простой вариант росписи стен. Таким способом сотворить шедевр сможет даже тот человек, который не наделен талантом художника.

В рамках техники гризайль стены в интерьере окрашиваются только в серые оттенки. Граффити является методикой, согласно которой росписи создаются с помощью аэрозольных баллончиков.

Граффити в квартире

Изображения на виниловой основе самостоятельно рисовать не нужно. Достаточно приобрести виниловые наклейки и разместить их на стене.

Акриловое рисование представляет собой создание рисунков акриловыми красками, требующее навыков и художественного таланта.

В самой последней технике сначала наносится штукатурка, которая создает рельефы, а поверх нее — рисунок. Благодаря этому стены как будто оживают.

Роспись стен своими руками: основные моменты

Первый этап создания неповторимого шедевра, который украсит интерьер, выбор рисунка, определение его размеров и места расположения.

Здесь нужно учесть очень важный момент — изображение перед глазами хозяина будет длительное время, поэтому подобрать нужно что-то нейтральное, без слишком ярких цветов. Для различных функциональных зон выбирают рисунки, опираясь на ряд правил.

Читайте также:  Табурет-лестница своими руками - схемы и чертежи

Гостиная. При выборе сюжета лучше остановиться на таком рисунке, который понравится всем членам семьи. Отлично подойдут для украшения стен цветы, изображения животных или пейзажи. Если размер гостиной небольшой, то интересным приемом расширения пространства является изображение на стене оконных рам с видом на природу или идущих вдаль дорожек. Создать уют помогут рисунки камина, а колонны придадут особую величественность комнате.

Оформление стен в гостиной

Спальня. В этой комнате человек проводит почти третью часть всей своей жизни, поэтому ее дизайну нужно уделить особое внимание, создав комфортные условия для отдыха. Стены в спальне рекомендовано окрашивать в светлые тона, способствующие расслаблению. Что касается тематики рисунка, отлично подойдут изображения ночного неба, созвездий, знаков зодиака. Психологи рекомендуют в спальне использовать больше зеленого цвета и его оттенков, так как он обладает успокаивающим действием. Очень выгодно на стенах будут смотреться горы, леса и поля.

Детская комната. Если приложить фантазию, то такое помещение сможет стать для малыша сказочной волшебной страной. Здесь можно изобразить мультипликационных героев, для мальчиков — машинки, а для девочек — кукол или милых зверушек. Для дошкольника актуальной темой будут цифры и буквы.

Кухня. Главная функция этого помещения — готовка и прием пищи, поэтому на рисунках можно изобразить ягоды, фрукты, овощи или готовые аппетитные блюда. Отлично подойдут геометрические фигуры. Расположить рисунок лучше на противоположной от зоны готовки стене, чтобы изображение не портилось от влияния пара, влаги и жира.

Ванная комната. Тут уместны будут изображения морских берегов или водопадов, хотя из-за повышенной влажности в этом помещении производить роспись стен своими руками не рекомендовано.

Роспись стен в детской

На втором этапе нужно произвести подготовку стен (очистить поверхность, нанести грунтовку и финишную шпаклевку, отшлифовать стену) и подготовить инструменты. Для нанесения рисунка понадобятся: кисточки разных размеров, краски (лучше акриловые), карандаш и лак-закрепитель.

Третий этап — непосредственно нанесение рисунка. Для удобства исходное изображение лучше разбить на квадраты. В завершение все нужно закрепить лаком.

В заключение по теме

Роспись стен в интерьере представляет собой особый вид искусства, с помощью которого можно преобразить любое помещение, подчеркнув его стиль и внеся особый акцент. Лучше доверить создание такого шедевра художнику, но, если человек имеет хоть какой-то потенциал к рисованию, он с легкостью сможет повторить несложные рисунки, просмотрев видео урок

Художественная роспись стен своими руками: виды и техники, материалы и инструменты

Каждый человек хочет, чтобы его дом был светлым и уютным, чтобы в него приятно было прийти после трудного дня, расслабиться, отдохнуть телом и душой.

Конечно, можно обустроить жилище с помощью правильно подобранной мебели или стильных обоев. Но, пожалуй, самым оригинальным способом создания интерьера мечты является художественная роспись стен.

Этот дизайнерский прием стал использоваться недавно, но уже завоевал симпатии обитателей квартир и домовладельцев.

Чтобы привнести в свой дом немного живописной красоты, необязательно искать профессионалов. Настенную роспись вполне можно сделать и своими руками, что позволит создать неповторимый безупречный интерьер с учетом индивидуальных предпочтений.

Роспись стен – это не сложно, а увлекательно!

В этом деле все зависит от способностей, креативности и фантазии художника. Да-да, это занятие позволит вам почувствовать себя настоящим художником.

Ваш холст – это стена, подобная чистому листу, предоставляющему свободу для творчества. В вашем распоряжении краски всевозможных цветов, кисти, губки, баллончик и другие приспособления.

Роспись стен в интерьере может быть самой разнообразной: от обычных цветов и геометрических фигур, оформленных в виде орнамента, до целых законченных картин – пейзажей, натюрмортов, иллюстраций к любимым книгам и фильмам.

При этом необязательно быть профессиональным художником. Расписать стену может даже человек без навыков рисования, используя трафареты.

Художественная роспись стен своими руками в видео:

Виды и техники художественной росписи

Фреска

Одна из самых старых техник, применяемых для росписи стен. Люди ей овладели еще в Древней Греции, но особую популярность она приобрела в период эпохи Возрождения в Европе.

С каждым столетием эта техника все время совершенствовалась. Фреска – это роспись по свежей сырой штукатурке. Как правило, используются водорастворимые краски.

При выполнении росписи необходимо следить, чтобы штукатурка не высыхала. Только тогда получится истинная фреска с насыщенными цветами.

Если штукатурка начинает подсыхать, то ее необходимо периодически увлажнять.

Важно: декоративная роспись стен выполняется в основном крупными художественными кистями. Малярные кисти здесь не подойдут!

Альсекко

Данная техника очень похожа на технику фрески, только выполняется уже по сухой штукатурке (итал. a secco – по сухому).

Несомненным преимуществом является то, что вы можете не торопиться, а тщательно нанести рисунок.

Однако обычные краски плохо ложатся на такой материал. Поэтому их необходимо приготовить: акриловые краски растереть в смеси из растительного клея, яйца и извести. Получается нечто похожее на темперу. Накладывать краски можно в несколько слоев.

Настенной росписи необходимо какое-то обрамление, чтобы эстетично оформить ее границы на стыках с потолком и оклеенными обоями стенами. Как сделать это с помощью декоративных молдингов, можно узнать из этой статьи.

Обратите внимание: В случае некоторых ошибок при прорисовке небольшие участки можно немного подправить, промыв чистой водой. Однако делать это не рекомендуется, так как рисунок станет менее долговечным и даже может со временем осыпаться.

Сграффито

Является одной из самых трудоемких техник. Представляет собой процарапывание рисунка (итал. sgraffito или grafrito – выцарапанный).

Художественная роспись стен по этой технике выполняется цветной штукатуркой, причем количество цветов будет зависеть от вашей задумки.

Не выполняйте сложные картины в этой технике и старайтесь использовать не более 4-х цветов. Наносите их последовательно друг на друга, давая каждому слою слегка подсохнуть.

Самый верхний слой будет являться фоном картинки. Поверх него можно нанести наброски будущего изображения.

Затем в нужных местах процарапываем штукатурку до глубины необходимого цвета. Здесь следует проявить предельную аккуратность – исправить ничего будет нельзя!

А о видах декоративной штукатурки и способах ее нанесения расскажет эта статья.

Энкаустика

Одна из самых интересных и необычных техник, начиная от приготовления красок и заканчивая завершающими штрихами.

Здесь краска представляет собой расплавленный воск, смешанный с цветовыми пигментами.

Такие материалы отличаются особой натуральностью, а значит нетоксичны, поэтому ими можно выполнять роспись стен в детской комнате.

Наносить краску следует только на сухую штукатурку.

В данной технике лучше всего использовать жесткие непористые кисти, так как краски очень мягкие.

Чтобы рисунок смотрелся аккуратнее, можно заранее прорисовать изображение карандашом с очень мягким грифелем.

Энкаустика в интерьере

Аэрография

Одна из современных и простых техник, позволяющих создавать различные эффекты – от легкой воздушности до реалистичных изображений и даже 3D-эффектов.

Выполняется с помощью баллончиков с краской для мелких деталей и аэрографов для крупных изображений.

Для использования данной техники совсем не обязательно подготавливать поверхность стены. Краска легко наносится на другую краску, штукатурку и даже обои.

Это открывает новые горизонты для дизайнерских идей. Например, на фоне цветных обоев можно нарисовать какие-либо предметы, и комната превратится в цветущий сад или тропический лес.

Аэрографией можно осуществлять художественную роспись как стен, так и и потолков.

Аэрография в интерьере

Граффити

Еще одно модное современное ноу-хау в художественной росписи, которым пестрят почти все дворы крупных городов. Можно считать это хулиганством, а можно умело использовать для дизайна в доме.

Чаще всего роспись выполняется с помощью аэрозольных баллончиков. Поверхность для росписи подойдет любая – будь то штукатурка, краска или обои. Но обязательно следует помнить, что краска из баллончика наносится только на хорошо просушенную поверхность.

Небольшие орнаменты рекомендуется прорисовывать именно техникой граффити, а при необходимости всегда можно использовать трафареты.

Гризайль

Не техника, а произведение искусства! Рисунки очень сильно напоминают черно-белые карандашные эскизы на бумаге.

Вспомните, как на таких рисунках обыграны оттенки серого, воссоздана градация. Изображения похожи на черно-белые фотографии. В последнее время такое оформление стен стала как никогда стильным.

Реалистичное, объемное и изящное изображение завораживает. Но осуществить роспись стен своими руками в этой технике крайне сложно и навряд ли получится у новичка.

Гризайль выполняется на стене, которая подверглась побелке. Основная краска – темпера, которую рекомендуется наносить тонкой жесткой кисточкой легкими штрихами, как будто вы рисуете карандашом. Самые мелкие детали можно прорисовать тушью. Будьте внимательны в подборе тонов.

Читайте также:  Откидная гладильная доска своими руками - чертежи и размеры

Авторская техника – роспись стен мазками с помощью губки

Интересная техника, которая поможет легко преобразить интерьер. Она характеризуется простотой выполнения и особой тонкостью и красотой полученных изображений.

  • несколько губок (в зависимости от количества используемых красок);
  • краски (желательно на водной основе);
  • пульверизатор с водой;
  • мягкий простой карандаш;
  • трафареты.

Рабочая поверхность, то есть стена, должна быть оклеена белыми виниловыми обоями.

Обратите внимание: художественная роспись стен в интерьере создает некую непринужденность, легкий беспорядок и в то же время воздушность.

Для начала на обои наносится эскиз с помощью карандаша.

Трафаретная роспись стен

Затем на губку впрыскивается вода. Край губки опускается в краску, которая легкими мазками наносится на нужный участок. Можно использовать на одном участке сразу несколько оттенков. Характер цветовой гаммы и изображения определяется дизайном помещения и вашим настроением.

Желаем вам творческих успехов!

Как расписать стены цветами, смотрите в видео:

ГРИЗАЙЛЬ-ВСЕ ОТТЕНКИ СЕРОГО.

Анжело Трентин 1885 год. .

В технике гризайль работало множество известных мастеров.

Пик популярности техники гризайль приходится на средние века.

Пишут картины в этом стиле не только маслом, но и акварелью или другими красками. Но, на мой взгляд, наиболее эффектно выглядит все-таки масло.

Адриен ван де Венне

Гризайль, несмотря на кажущуюся простоту , очень сложная техника. И здесь недостатки видны намного более отчетливо, чем в обычной полихромной живописи. На разноцветном изображении они не так заметны.

Наверное поэтому сейчас этой техникой в живописи пользуются редко – она требует высочайшего мастерства и профессионализма.

Особенно эффектно выглядит , если фон делают цветным. Изображение выглядит до изумления объемным и реальным.

Джованни Беллини. Гризайль

Джованни Беллини. Гризайль

Иногда в технике гризайль писали не всю картину, а только какие-то элементы. Эффект получался сногосшибательный.

Задний фон справа-в технике гризайль

Техникой гризайль часто пользовались, когда хотели создать то, что мы сегодня называет ЭФФЕКТ 3D: писали фрески, которые издалека выглядели как статуи или барельефы.

На фото вообще невозможно отличить, это гризайль-фреска или скульптура.

В средние века в технике гризайль делали витражи.

Иногда этот прием использовали на керамике.

Декоративная отделка сграффито в закладки

Современные виды декоративной штукатурки, широко используемые во внутренней и внешней отделке, обосновались надолго на строительном рынке. Их популярность, помноженная на вид творчества, любимый всеми детьми и пришедший к нам из древности, вывела в лидеры такой способ декора, как сграффито.

В чем заключается метод отделки сграффито

Слово «сграффито» имеет итальянские корни, дословно означает выцарапывание и чем-то напоминает наскальную живопись. Используется эта техника для декора внутренних и внешних стен, но чаще всего в жилых помещениях она применяется для украшения фасадов частных домов, изготовления настенных панно, для оформления потолка и стен. Выглядит она в виде рельефного рисунка либо повторяющегося орнамента и располагается в отдельных частях фасада. Из-за сложности восприятия чаще всего такие вставки из точеных рисунков не занимают всю плоскость стены, ими декорируют только ее часть:

  • в углах дома;
  • вдоль цоколя;
  • вдоль крыши;
  • вокруг окон в наружной отделке;
  • акцентные зоны внутри помещения;
  • ниши;
  • полки;
  • карнизы.

Но и панорамное изображение тоже можно изготовить с помощью этого метода. Обычно это цветная картина во всю стену, которая чем-то напоминает фреску.

Если кратко описывать технику сграффито, то она будет выглядеть следующим образом. На подготовленное основание наносится один слой цветной штукатурки, после высыхания наносится следующий слой другого цвета. И затем, не дожидаясь полного высыхания, методом соскабливания верхнего слоя штукатурки формируется рисунок. Минимальное количество слоев штукатурки сграффито – два, но чаще всего используется три и более слоя для получения более глубокого и эффектного изображения.

Преимущества и недостатки сграффито

Как и у любого способа декоративной отделки, у этой достаточно непростой техники росписи стен тоже есть свои плюсы и минусы.

  1. уникальный внешний вид – оригинальный способ декора позволяет выполнить такую отделку, которой нет больше ни у кого;
  2. не боится влаги – его можно применять даже в помещениях с повышенной влажностью;
  3. пожаробезопасность – не горит;
  4. на ее поверхности не размножаются бактерии и не появляется грибок и плесень.
  1. достаточно сложная в уходе – на рельефных поверхностях скапливается пыль (если речь идет о кухне, то и жир), однако положительной стороной является и тот факт, что в уходе можно применять бытовую химию;
  2. сложность техники – работа должна выполняться последовательно и скрупулезно, технология не нарушаться, так как все работы проводятся вручную, то они занимают много времени;
  3. высокая стоимость – технология выполнения штукатурки сграффито трудоемкая, поэтому и оплачивается она дорого, к тому же чаще всего для работы используются природные красители, которые не отличаются дешевизной.

Несмотря на свои недостатки, сграффито интенсивно применяется в интерьере. Можно попробовать даже самостоятельно расписать стену с помощью этого метода.

Две техники нанесения сграффито: последовательность работ

Для начала придумайте рисунок, который будете переносить на поверхность, и изготовьте трафарет. Его лучше выполнить на листе плотной бумаги в цвете и в полном размере. По контуру изображения прорезаются отверстия с помощью шила, булавки или швейной машинки. Именно эти контуры будут переноситься на декорируемую поверхность с помощью тампона с цветным пигментом.

Техника нанесения сграффито предполагает прохождение трех этапов:

  1. подготовка поверхности (оштукатуривание и грунтовка);
  2. перенос рисунка на поверхность;
  3. выцарапывание орнамента.

Новичкам лучше потренироваться в исполнении этой техники на листе фанеры или ДСП, а потом уже переходить к декору стен.

  1. Подготовительный этап. Декорируемую поверхность нужно тщательно очистить от пыли и грязи. Для лучшего сцепления бетонные поверхности насекают и хорошо смачивают водой. Кирпичные стены штукатурят известковыми растворами, а бетонные – известково-цементными. Первый слой – это грунт, его толщина не должна составлять более 15 мм. Далее наносят два цветных слоя по аналогии со штукатуркой – сначала нижний слой, а после его схватывания верхний слой. Нижний слой наносится толщиной не более 8 мм, а тонкий верхний слой – кистью. Если речь идет о трехслойном сграффито, то первые два слоя наносятся и уплотняются полутерком или деревянной теркой (причем толщина второго слоя должна быть не более 4 мм), а третий слой – кистью.
  2. Перенос рисунка. Заранее изготовленный трафарет с наколами по контуру рисунка закрепляется к декорируемой поверхности и при помощи тампона, смоченного в сухой краске или меловом порошке, переносится на стену похлопывающими движениями. Когда вы уберете трафарет, на поверхности должны остаться пунктирные линии. Этот пунктир и будет контуром, по которому осуществляется процарапывание. Здесь есть нюанс – перенос рисунка можно начинать после небольшой проверки. Для этого пальцем попробуйте верхний слой цветной штукатурки, и если на ней не остаются следы, то это верный знак того, что можно начинать переносить рисунок.
  3. Процарапывание. Переходить к резьбе можно сразу, как только подстынет верхний слой, но не позже чем через 5-6 часов после его нанесения. Если этот слой штукатурки застынет окончательно, очень трудно (почти невозможно) осуществлять процарапывание, поэтому работы лучше производить по еще сырой штукатурке. Начинают с того, что по контуру с помощью резца или скальпеля подрезают раствор (при этом резец держат под углом 60°). Сначала прорезают только верхний слой штукатурки, затем, выбрав срезанный слой, можно переходить к прорезыванию следующего слоя. Во время процарапывания штукатурки инструмент наверняка затупится, поэтому не забывайте его точить время от времени. Вот так, фрагмент за фрагментом срезается штукатурка, обнажая каждый слой. Работа тонкая и очень аккуратная, не терпящая спешки.

Технология сграффито предполагает два метода нанесения. Эта была первая техника. Вторая заключается не в процарапывании, а в набивке рисунка. В этом случае работают не резцом, а кисточкой. К основному слою штукатурки приставляют заранее изготовленные шаблоны из фанеры, пропитанные олифой, и кисточкой прокрашивают область внутри шаблона, потом берут другой шаблон (побольше) и производят те же самые операции.

И последний совет касается колеровки раствора. Для техники сграффито лучше брать качественные материалы и натуральные красители (охра, жженая кость, мумия). При добавлении краски учитывайте, что высохший раствор будет иметь более бледный цвет, чем сырой. Поэтому выбор цветовой гаммы орнамента осуществляйте со скидкой на эту особенность.

Добавить комментарий