Кованые листья своими руками: технология изготовления

Как сделать кованые листья

Кованая скамейка с виноградной лозой, гроздьями, листьями, побегами. Фото Фаворит

Кованые листья являются функциональными элементами, поэтому органично дополняют самые разнообразные изделия из металла. В данной статье представлена полезная информация о том, как делать элементы своими руками.

Компании, занимающиеся выпуском кованых элементов, предлагают широкий ассортимент листьев. Наибольшей популярностью пользуются листики винограда, дуба, розы, а также акантовые. Часто в ассортименте компаний присутствуют березовые и кленовые листья. Востребованы парные элементы: левые и правые.

Кованый виноградный лист. Фото ЭХК

Что потребуется для изготовления листиков: инструменты и приспособления: матрицы, штампы, трафареты, шаблоны для ковки

Для обработки металлических заготовок исполнителю потребуются различные инструменты и приспособления. Изготовление деталей по методу горячей и холодной ковки подразумевает применение кузнечного или ручного молота и наковальни, а также дополнительных приспособлений: штампов, которые также называют матрицами.

Трафареты (или шаблоны) из бумаги или металла значительно облегчает работу, позволяя каждый раз не рисовать контур элемента самостоятельно.

Кроме этого, мастера используются вспомогательное оборудование и инструменты: болгарка, металлическая щетка, сварочный аппарат.

Как сделать из уголка и других материалов, художественная и холодная ковка

Представленные далее видеоролики от опытных исполнителей позволяют получить представление о процессе изготовления кованых листьев. Мастер-классы будут полезны для начинающих исполнителей, опытные кузнецы смогут оценить работы коллег.

Листочки розы: холодная и горячая ковка, сварка, нанесение фактуры своими руками

  • По шаблону на куске металла прорисовывается контур будущего элемента, лишние детали удаляются, края заготовки обрабатываются, обтачиваются на гриндере.
  • Пять листиков скрепляются зажимом, болгаркой прорезается канавка для приварки стеблей, которые мастер изготавливает на наковальне.
  • Элементы нагреваются в горне, выполняется оттяжка краев.
  • На деталях маркером прорисовываются прожилки, нанесение фактуры выполняется самодельным приспособлением.
  • Болгаркой производится обработка краев, тем самым формируются зубчики.
  • Детали зачищаются, удаляются заусенцы.
  • Молотком со сферическим бойком придается окончательная форма.

Листья винограда, художественная ковка своими руками

  • Бумажный шаблон приклеивается к куску металла толщиной в 2 мм.
  • Лишние детали металла удаляются болгаркой.
  • Заготовка нагревается в горне, с помощью самодельных приспособлений разных размеров наносится фактура — прожилки.
  • Элемент зачищается щеткой с металлической щетиной.
  • В заключении края следует обработать, обстучать молотком.

Кованый лист из уголка, горячая обработка вручную и с помощью молота

  • На уголке мелом прорисовывается контур детали, лишний металла обрезается.
  • Заготовка нагревается, обрабатывается на кузнечном молоте, а затем вручную на наковальне, мастер простукивает деталь молотком.

Изготовление кованых листьев с помощью самодельного штампа из рессоры на молоте

  • Из рессоры толщиной 20 мм. вырезается заготовка для штампа, на которую наносится фактура. Мастер изготавливает 2 заготовки: правая и левая, которые после закаляются.
  • Толстый кусок металла нагревается, на него помещается заготовка. Посредством ударов кузнечного молота в металле формируется углубление в форме листа. Штамп готов.
  • На металле размечаются и вырезаются заготовки элементов, на которые затем наносится фактура, с помощью штампа.
  • Элементам вручную придается объем.

С давних времен ковка считается одним из индивидуальных способов обработки металла, который позволяет создавать изделия, обладающие отличными характеристиками и долговечностью.

Перед началом ковки листьев необходимо сделать один лист-заготовку, по которой будут выполняться остальные элементы ковки.

Мастера художественной ковки наполняют свои изделия жизненной силой, движением, а также внутренней энергией. Исполненные кованые виноградные листья и грозди, различные цветы, изящные фигуры зверей, птиц и даже людей превращают обычный металл в уникальные шедевры.

С тех пор как начали применять художественную ковку металла, практиковались излюбленные варианты, которые дошли и до наших времен.

Наглядным примером такого дизайнерского оформления коваными изделиями считается гроздь винограда, которой украшается большинство заборных ограждений и ворот, балконных и оконных решеток, скамеек и беседок в парках и скверах. Помимо того, они украшают фонари, перголы, светильники, а также козырьки и навесы подъездов, и многое другое.

В основном нет таких декоративных конструкций, где было бы невозможным применение кованного из железа винограда для дизайнерского интерьера.

Кованый виноград принадлежит к растительному стилю, вместе с ним используют дополнительные элементы, такие как лоза, усики, изготовленные в виде спирали, лианы, разнообразная конфигурация веточек и листьев.

Существуют различные каталоги, в которых можно найти разнообразные элементы дополнения ковки с виноградным мотивом исполнения.

Как смотрится растительный букет?

Шаблон для ковки листьев.

Набор декоративных изделий и различных выкованных деталей имеют гармоничное сочетание, их легко собрать в определенные рисунки, каждый по-своему уникален и индивидуален.

Раньше, используя художественную ковку, редко делали такие элементы, как цветы и виноградные листья, своими руками, хотя они считаются традиционным вариантом. В современном оформлении и декорировании вьющийся виноград из металла нашел свое широкое применение и является неотъемлемой частью. Такое изделие гармонично вписывается в различные железные конструкции как дополнительные изделия декора.

Выкованные элементы, как декоративное дополнение, которое имитирует растительные узоры, обладают художественной ценностью. При ковке лозы, чтобы имитировать живые побеги винограда, приходится закручивать перегибы в колечки, и тогда орнамент с применением большого количества листьев приобретает живой натуральный вид.

Технология изготовления кованых листьев

Выкованные листья своими руками по своей структуре так же разнообразны, как и натуральный материал. Природа наградила растения листьями разных размеров и форм, которые могут быть самыми удивительными. Так и при ковке изделию придают самые причудливые формы. Приведем несколько рекомендаций, как изготавливаются листья своими руками.

Поэтапная ковка листьев.

  1. Чтобы выковать листья своими руками, необходимо заготовить шаблон изделия, по которому будут выполняться элементы. Первым делом переносится эскиз листьев. Искривленные линии на рисунке нужно распрямить, прямые линии впоследствии будут использоваться как ось листа.
  2. Перед ковкой, чтобы у изделия был надлежащая форма и более натуральный вид, применяя иглу для рисования, на сам эскиз наносят разметки в виде точек.
  3. Тонкая проволока, которая используется при сварочных работах, изгибается так, чтобы в точности создать контур будущего листа, следом проволоку выравнивают, а разметки переносят на ось.
  4. Следующим действием является доскональная прорисовка контура, что в результате получается половина необходимого шаблона. Чтобы полностью изготовить макет, осталось согнуть эскиз в месте оси и дорисовать полностью вторую половину, чтобы в результате получился готовый образец для будущих металлических листьев. Такой образец в дальнейшем будет использоваться как шаблон, по краю которого иглой наносят на металл контуры, и вырубается заготовка изделия.

Этим же методом наносят на будущий лист линии прожилок и, используя чеканку или способ рифления, изготавливают изделие. Эстетичность листьев зависит от навыков и аккуратно выполненной работы мастера. Удачно выполненная работа будет произведена, если с точностью выполнить одностороннюю или двухстороннюю развертку.

Сделать кованые листья своими руками выгоднее, чем заказать, так как это изделия со сложными дизайнерскими характеристиками.

Ковать листья своими руками — очень занимательное занятие, которое требует постоянного внедрения новых усовершенствований. Это касается в первую очередь художественных и декоративных элементов. Новичкам в этом нелегком деле придется очень долго набираться навыков и умения, чтобы выполненные работы обладали высоким качеством и идеальной формой.

Ковка всем! Подкуем как надо. В НАШЕМ КАТАЛОГЕ КОВАНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ВСЕ ВИДЫ МЕТАЛЛОПРОДУКЦИИ, КОТОРУЮ МОЖНО ВЫКОВАТЬ НА КУЗНЕЧНОМ ОБОРУДОВАНИИ, СОБРАТЬ СВАРКОЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ. КОВАНЫЕ ИЗДЕЛИЯ — КОВАНЫЕ ПЕРИЛА И РЕШЕТКИ, ВОРОТА И ЗАБОРЫ, КОЗЫРЬКИ И НАВЕСЫ, ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА И ЛАНДШАФТНОЙ КОВКИ, КАМИННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И МАНГАЛЫ — ВСЁ ЭТО ПРЕДСТАВЛЕНО НА ФОТОГРАФИЯХ НАШЕГО КАТАЛОГА.

На сегодняшний день, многие владельцы загородной недвижимости отдают предпочтение ковка листьев. Бюджетная ковка — это компания, которая существует уже более 16 лет. Именно ковка листьев придадут Вашей усадьбе солидность, станут ее дополнительной основой. Наши высококвалифицированные специалисты готовы предложить Вам отличное художественное решение по разумной цене для ковка листьев.

В процессе изготовления наши кузнецы ковка листьев применяют специфические антикоррозийные покрытия и лаки, методы так называемого хромирования и никелирования, способствующие защите кованых изделий от влияния неблагоприятных природных факторов и придающие им потрясающее сходство с благородными металлами.

Работая с изделиями художественной ковки, мы создаем замечательную продукцию, полностью удовлетворяющую запросам и приносящую эстетическое наслаждение в ковка листьев.
Упоминания о ковка листьев довольно часто встречается в былинах, в библии, в народных мудростях. И почему-то, когда речь заходит о исторических сказаний, то именно кованые изделия возникают перед глазами в качестве основы этих сказаний.Мы делаем кованые работы и ковка листьев любой сложности. Узнать подробности о каждом фото в каталоге, уточнить стоимость изделия и получить информацию о том как купить ковка листьев вы можете у нашего менеджера по телефону, либо отправить сообщение на электронную почту. Мы уверены, что вы выберете именно нас, так как наши изделия несут в дом мир и восхищение.

Информация по ковка листьев

Ковка листьев и цветов — Master Company
Технологии работы с металлами, особенности работы по художественной
ковке. Ковка цветов и листьев.

Кованые листья своими руками: технология изготовления
9 июн 2015 . Перед началом ковки листьев необходимо сделать один лист-заготовку, по
которой будут выполняться остальные элементы ковки.

Учебное видео ковкиковка листа аканта — Сороковка
4 ноя 2013 . Завод художественной ковки Сороковка. . Учебное видео ковкиковка листа
аканта. Полезное видео завод Сороковка / Видео.

Ковка цветов и листьев — Le Jardin
Хотя в современной художественной ковке цветы и листья как элементы
украшения используют редко, все же это такой элемент украшения, без .

Художественная Ковка. Краснодар.: Мастер-класс. Листья .
Листья. Элементная база. “Главное, почаще выходить из мастерской и
рассматривать природу, она за нас уже все придумала, а нам остается
только .

Технология художественной ковки и слесарного искусства. Часть 2.
6.10, Ковка цветов и листьев. 7. Давильные работы. 8. Защита поверхности
кованых изделий. 8.1, Изделия из железа. 8.2, Лужение изделий из железа.

Листья кованые своими руками

Кованая скамейка с виноградной лозой, гроздьями, листьями, побегами. Фото Фаворит

Кованые листья являются функциональными элементами, поэтому органично дополняют самые разнообразные изделия из металла. В данной статье представлена полезная информация о том, как делать элементы своими руками.

Компании, занимающиеся выпуском кованых элементов, предлагают широкий ассортимент листьев. Наибольшей популярностью пользуются листики винограда, дуба, розы, а также акантовые. Часто в ассортименте компаний присутствуют березовые и кленовые листья. Востребованы парные элементы: левые и правые.

Кованый виноградный лист. Фото ЭХК

Что потребуется для изготовления листиков: инструменты и приспособления: матрицы, штампы, трафареты, шаблоны для ковки

Для обработки металлических заготовок исполнителю потребуются различные инструменты и приспособления. Изготовление деталей по методу горячей и холодной ковки подразумевает применение кузнечного или ручного молота и наковальни, а также дополнительных приспособлений: штампов, которые также называют матрицами.

Трафареты (или шаблоны) из бумаги или металла значительно облегчает работу, позволяя каждый раз не рисовать контур элемента самостоятельно.

Кроме этого, мастера используются вспомогательное оборудование и инструменты: болгарка, металлическая щетка, сварочный аппарат.

Как сделать из уголка и других материалов, художественная и холодная ковка

Представленные далее видеоролики от опытных исполнителей позволяют получить представление о процессе изготовления кованых листьев. Мастер-классы будут полезны для начинающих исполнителей, опытные кузнецы смогут оценить работы коллег.

Листочки розы: холодная и горячая ковка, сварка, нанесение фактуры своими руками

  • По шаблону на куске металла прорисовывается контур будущего элемента, лишние детали удаляются, края заготовки обрабатываются, обтачиваются на гриндере.
  • Пять листиков скрепляются зажимом, болгаркой прорезается канавка для приварки стеблей, которые мастер изготавливает на наковальне.
  • Элементы нагреваются в горне, выполняется оттяжка краев.
  • На деталях маркером прорисовываются прожилки, нанесение фактуры выполняется самодельным приспособлением.
  • Болгаркой производится обработка краев, тем самым формируются зубчики.
  • Детали зачищаются, удаляются заусенцы.
  • Молотком со сферическим бойком придается окончательная форма.

Листья винограда, художественная ковка своими руками

  • Бумажный шаблон приклеивается к куску металла толщиной в 2 мм.
  • Лишние детали металла удаляются болгаркой.
  • Заготовка нагревается в горне, с помощью самодельных приспособлений разных размеров наносится фактура — прожилки.
  • Элемент зачищается щеткой с металлической щетиной.
  • В заключении края следует обработать, обстучать молотком.

Кованый лист из уголка, горячая обработка вручную и с помощью молота

  • На уголке мелом прорисовывается контур детали, лишний металла обрезается.
  • Заготовка нагревается, обрабатывается на кузнечном молоте, а затем вручную на наковальне, мастер простукивает деталь молотком.

Изготовление кованых листьев с помощью самодельного штампа из рессоры на молоте

  • Из рессоры толщиной 20 мм. вырезается заготовка для штампа, на которую наносится фактура. Мастер изготавливает 2 заготовки: правая и левая, которые после закаляются.
  • Толстый кусок металла нагревается, на него помещается заготовка. Посредством ударов кузнечного молота в металле формируется углубление в форме листа. Штамп готов.
  • На металле размечаются и вырезаются заготовки элементов, на которые затем наносится фактура, с помощью штампа.
  • Элементам вручную придается объем.

Изготовление кованых листьев своими руками

С давних времен ковка считается одним из индивидуальных способов обработки металла, который позволяет создавать изделия, обладающие отличными характеристиками и долговечностью.

Перед началом ковки листьев необходимо сделать один лист-заготовку, по которой будут выполняться остальные элементы ковки.

Мастера художественной ковки наполняют свои изделия жизненной силой, движением, а также внутренней энергией. Исполненные кованые виноградные листья и грозди, различные цветы, изящные фигуры зверей, птиц и даже людей превращают обычный металл в уникальные шедевры.

С тех пор как начали применять художественную ковку металла, практиковались излюбленные варианты, которые дошли и до наших времен.

Читайте также:  Сварочный аппарат постоянного тока своими руками: инструкция

Наглядным примером такого дизайнерского оформления коваными изделиями считается гроздь винограда, которой украшается большинство заборных ограждений и ворот, балконных и оконных решеток, скамеек и беседок в парках и скверах. Помимо того, они украшают фонари, перголы, светильники, а также козырьки и навесы подъездов, и многое другое.

В основном нет таких декоративных конструкций, где было бы невозможным применение кованного из железа винограда для дизайнерского интерьера.

Кованый виноград принадлежит к растительному стилю, вместе с ним используют дополнительные элементы, такие как лоза, усики, изготовленные в виде спирали, лианы, разнообразная конфигурация веточек и листьев.

Существуют различные каталоги, в которых можно найти разнообразные элементы дополнения ковки с виноградным мотивом исполнения.

Как смотрится растительный букет?

Шаблон для ковки листьев.

Набор декоративных изделий и различных выкованных деталей имеют гармоничное сочетание, их легко собрать в определенные рисунки, каждый по-своему уникален и индивидуален.

Раньше, используя художественную ковку, редко делали такие элементы, как цветы и виноградные листья, своими руками, хотя они считаются традиционным вариантом. В современном оформлении и декорировании вьющийся виноград из металла нашел свое широкое применение и является неотъемлемой частью. Такое изделие гармонично вписывается в различные железные конструкции как дополнительные изделия декора.

Выкованные элементы, как декоративное дополнение, которое имитирует растительные узоры, обладают художественной ценностью. При ковке лозы, чтобы имитировать живые побеги винограда, приходится закручивать перегибы в колечки, и тогда орнамент с применением большого количества листьев приобретает живой натуральный вид.

Технология изготовления кованых листьев

Выкованные листья своими руками по своей структуре так же разнообразны, как и натуральный материал. Природа наградила растения листьями разных размеров и форм, которые могут быть самыми удивительными. Так и при ковке изделию придают самые причудливые формы. Приведем несколько рекомендаций, как изготавливаются листья своими руками.

Поэтапная ковка листьев.

  1. Чтобы выковать листья своими руками, необходимо заготовить шаблон изделия, по которому будут выполняться элементы. Первым делом переносится эскиз листьев. Искривленные линии на рисунке нужно распрямить, прямые линии впоследствии будут использоваться как ось листа.
  2. Перед ковкой, чтобы у изделия был надлежащая форма и более натуральный вид, применяя иглу для рисования, на сам эскиз наносят разметки в виде точек.
  3. Тонкая проволока, которая используется при сварочных работах, изгибается так, чтобы в точности создать контур будущего листа, следом проволоку выравнивают, а разметки переносят на ось.
  4. Следующим действием является доскональная прорисовка контура, что в результате получается половина необходимого шаблона. Чтобы полностью изготовить макет, осталось согнуть эскиз в месте оси и дорисовать полностью вторую половину, чтобы в результате получился готовый образец для будущих металлических листьев. Такой образец в дальнейшем будет использоваться как шаблон, по краю которого иглой наносят на металл контуры, и вырубается заготовка изделия.

Этим же методом наносят на будущий лист линии прожилок и, используя чеканку или способ рифления, изготавливают изделие. Эстетичность листьев зависит от навыков и аккуратно выполненной работы мастера. Удачно выполненная работа будет произведена, если с точностью выполнить одностороннюю или двухстороннюю развертку.

Сделать кованые листья своими руками выгоднее, чем заказать, так как это изделия со сложными дизайнерскими характеристиками.

Ковать листья своими руками — очень занимательное занятие, которое требует постоянного внедрения новых усовершенствований. Это касается в первую очередь художественных и декоративных элементов. Новичкам в этом нелегком деле придется очень долго набираться навыков и умения, чтобы выполненные работы обладали высоким качеством и идеальной формой.

Изделия из металла своими руками

Изделия из различных металлов окружают человека во многих сферах его деятельности. Для дома это декоративные элементы, предметы быта и садовые инструменты. Применение металлических предметов в промышленной сфере не описать несколькими словами. В последние десятилетия изделия из металла своими руками стали создаваться многими мастерами-любителями. Все больше стали распространены домашние кузницы.

Самым доступным видом обработки металла, не требующим больших затрат и сложного оборудования, является холодная ковка, в результате которой получаются отдельные фигуры. А их с помощью сварки объединяют в единое изделие.

Созданные своими руками холодной ковкой предметы презентабельны, их можно выставлять на продажу. Потому это один из вариантов прибыльного частного бизнеса.

Существует множество других методов изготовления металлических предметов, заслуживающих отдельного внимания.

Идеи поделок для начинающих мастеров

Прежде чем рассматривать способы работы с металлами, стоит остановиться на идеях и чертежах возможных поделок.

Поделки из металла – украшения для любого интерьера. Популярны животные и растительные сюжеты, вензеля, геометрические фигуры и национальные орнаменты.

Несложным изделием для новичков станет сова из металла. Ее изготавливают множеством способов. Так, согнутые в округлые формы прутья, сваренные между собой, образуют настенную подставку для цветов в виде контура совы.

Сова из металла своими руками

Изделия из листового металла с помощью сварки делают таким образом:

  • предварительно на бумаге готовят эскиз изделия и его детали;
  • переносят выкройку на металлический лист, аккуратно вырезают болгаркой и зачищают края;
  • зубилом и молотком наносят насечки так, чтобы придать составляющим образ перьев;
  • формируют клюв, из прута вырезают части лап, а в отверстия под глаза, проделанные зубилом в головной части – вдевают болты;
  • все детали птицы сваривают между собой;
  • химическим растворителем очищают поверхность от ржавчины и покрывают лаком.

Растительными орнаментами декорируют защитные решетки на окнах или ограды, а букет из железных роз может стать самостоятельным украшением помещения. Для изготовления ветвей, цветов и листьев подойдут холодная и горячая ковки.

Кованые розы для окон

Листья холодной ковкой создают из тонкого металла 3,5 мм толщиной, который хорошо гнется.

Кратко этапы процесса можно описать так:

  • из картона вырезают лекало листа желаемой формы;
  • переносят изображения на металлический лист, вырезают специальными ножницами;
  • края шлифуют с помощью станка;
  • «заусеницы» убирают металлической щеткой;
  • очищают и шлифуют поверхность;
  • зубилом наносят жилки на пластину листа;
  • края листьев и лепестков делают тоньше, отбивая их молотком;
  • с помощью круглогубцев загибают края и придают форму изделиям;
  • готовые формы крепят точечной сваркой на ветви;
  • окрашивают изделие или покрывают специальным лаком.

Растительные узоры, выполненные высокотемпературной ковкой, прочнее за счет уплотнения материала. Используют средние, твердые и мягкие сорта стали. Оптимальными считают те марки стали, которые содержат минимальное количество углерода – 0,25 %. И не имеют в своем составе вредных добавок – серу, хром, фосфор.

Полезными для дачи могут быть поделки, изготовить которые можно своими руками из металлолома.

Например, разрезав бочку вдоль, внутри монтируют полочки, а ко дну – колесики. Внешнюю сторону окрашивают яркой краской. И шкафчик для мелочей готов.

Шкафчик из бочки

Разрезанная поперек и окрашенная, она превращается в необычные прикроватную тумбочку или журнальный столик.

Умельцы оформляют стенки бочек ажурной резьбой, а затем сооружают гарнитур для обеда на природе: столик и кресла.

Из ненужного садового инвентаря и труб создают скульптуры животных или сказочных персонажей.

Дачники любят мебель из профильной трубы, сделанную своими руками. Этот материал практичный, недорогой, позволяет создать множество полезных вещей: от мебели до парника. Сочетается с другими материалами: деревом и пластиком.

Для изготовления скамьи размерами 2,3х0,6х0,45 м используют профильную трубу квадратного сечения 0,03х0,03 м, общей длиной 11 м. А также доски длиной 2,3 м, шириной 0,06 м.

По приведенным чертежам изделий можно самостоятельно изготовить лавочку со спинкой, а также теплицу из профильной трубы с квадратными и прямоугольными сечениями 0,2х0,2м или 0,2х0,4 м. Учитывая, что прямоугольная труба подойдет для прочного каркаса, а квадратная – для перегородок.

Металлические детали старых механических часов, монеты, скрепки, жестяные банки, столовые приборы, проволока – материал для производства игрушек или бижутерии.

Алюминий и жесть – мягкие металлы, удобные для изготовления игрушек. Чтобы создать кошку, собаку, ежика, крокодила и стрекозу, нужно эскиз перенести на лист жести, вырезать форму и согнуть, как показано пунктирными линиями.

Узоры, которые не растают

Самым распространенным видом декорирования предметов из металлов является создание узоров методами горячей и холодной ковки. Смотрятся они как в оформлении фасадов домов, так и изделий для сада.

Детали рисунка выполняются отдельно, собираются по заранее приготовленному шаблону в натуральную величину. Крепление осуществляют с помощью сварки или хомутов.

Узоры из металла для декорирования выбирают различных мотивов. Архитекторы различают следующие стили в ковке:

  1. Готический – представлен фигурами с острыми силуэтами. Для него характерны – трилистники, шипы, лилии, точные геометрические формы, а также просечки, когда один прут пронизывает другой.
  2. Романский – плотные узоры из завитков и изгибающихся ветвей, квадратное сечение. Самая узнаваемая деталь –широкий ствол, из которого расходятся ветви.
  3. Ренессанс – округлые формы в сочетании с литыми фигурами. В нем выделяют два самостоятельных стиля – барокко и рококо.
  4. Барокко – для королей. Помпезность и замысловатость. В нем присутствуют цветы, спирали, завитки.
  5. Рококо – не имеет крупных элементов. Узоры прозрачны и воздушны.
  6. Классицизм – ломанные линии пересекаются под прямым углом. Рисунки сдержаны и симметричны. Отсутствие завитков.
  7. Модерн – преобладают абстрактные формы. Может включать восточные орнаменты. Содержит большое количество завитков.
  8. Хайтек – самый молодой стиль. Характеризуется геометрическими строгими форами, отсутствием плавности линий.

Готовые кованые изделия покрывают красками для металла, выделяя отдельные элементы разными цветами. Сегодня умельцы научились раскрашивать их с помощью температурной обработки при изготовлении.

Различные узоры из металла

Шкала цветов побежалости от желтого до фиолетового применяется кузнецами при определении температуры нагревания металла. Проявление цвета зависит от очень тонкой, в несколько молекул, оксидной пленки на поверхности. Современные мастера научились управлять цветами металла, и использовать это при оформлении изделия.

Цвета каления стали

Температура поможет также в создании морозных узоров из олова. Основан принцип на его аллотропных формах. В обычных условиях оно белого цвета и называется β-формой. Нагревая до температуры свыше 160 ºС, переходит в вещество с иной кристаллической решеткой – γ-форму.

На практике происходит следующее:

  • лист из жестяной банки, покрытый тонким слоем олова, подносят к пламени свечи и прогревают;
  • в местах повышения температуры появляются разводы, которые расходятся в разных направлениях завитками.

В этом процессе есть нюансы:

  • равномерное прогревание всего листа приведет к изменению всей его окраски без разводов;
  • достаточно точечного нагрева – разводы образуются в произвольном направлении самостоятельно;
  • перегрев поверхности приведет к стеканию олова – его температура плавления около 232ºС.

Тем не менее эффект красивый и его легко сделать в домашних условиях. Окрашенный таким образом лист, можно использовать для создания поделки из жести своими руками.

Жесть как она есть

Жесть – это вид листовой стали, толщиной до 0,36 мм, покрытой оловом, цинком, хромом, лаком или другими веществами.

Источником материала для поделок своими руками из жести могут стать консервные или пивные банки. Интересные предметы обихода или декора просто изготовить в домашних условиях.

Животные из пивных банок

Жесть хорошо режется ножницами или канцелярским ножом, потому можно создавать ажурные поделки. Отрезав дно консервной банки и вырезав на ее стенках ножом рисунки, получится абажур для лампы. Его можно окрасить и вмонтировать патрон.

Более простым светильником послужит такой же вырезанный абажур, но с одним дном. Жестяные подсвечники создадут настроение и обеспечат безопасность использования открытого огня.

Если пивную банку, имеющую гладкие стенки, разрезать так, чтобы получился прямоугольный лист, то из него можно вырезать различные фигуры. Стайки жестяных птиц, бабочек, рыб дополнят мотивы оформления интерьера.

Технологии металлических дел

Для создания изделий из металла в домашних условиях используются следующие технологии:

  1. Литье – это техника изготовления вещей из расплавленного металла путем заливания его в разборные формы. Метод грубый. Не позволяет получить изделия с высокой точностью. Поверхности шероховатые. Используется для и производства предметов обихода и ювелирных изделий.
  2. Горячая ковка – высокотемпературное воздействие на металлическую заготовку, с последующей механической обработкой. Металл становится пластичным. Заготовке можно придать любую форму. Процесс трудоемкий и энергозатратный, требует специальных знаний по свойствам металлов. Получают декоративные металлические детали, собранные в изделия с помощью хомутов или сварки.
  3. Холодная ковка – воздействие на металл изгибанием и опрессовыванием. Отдельные элементы рисунка соединяют с помощью сварки. Можно изготовить мелкие и крупные элементы декора помещений, дачных участков, дворов.
  4. Арт-сварка – вид искусства создания металлических скульптур, украшений и декоративных деталей с помощью газовой сварки. Нагрев используется также для раскрашивания изделия цветами побежалости.
  5. Гнутье (гибка) – придание изогнутой формы листовому металлу, профилю, трубе, проволоки при холодной штамповке. Ручная гибка применяется для формирования металлических каркасов самоделок, например, из старых труб.
  6. Дифовка или выколотка – осуществляется ударами молотка по холодному тонкому листу металла (2 мм) для его вытягивания, усаживания и загибания. С ее помощью можно получить украшения, посуду, латы.
  7. Филигрань и скань – ювелирные техники, позволяющие получить ажурные узоры из витой проволоки или напаивают ее на металлическую поверхность.
  8. Чеканка – вид нанесения рисунка на поверхность путем удара молотком, при этом между ним и металлической пластиной, толщиной до 1 мм находится инструмент, придающий нужную форму. Такой техникой декорируют посуду, ювелирные украшения и монеты.
Читайте также:  Как самому сделать кондуктор для ковки своими руками?

Украшение на стену из жести

Все приведенные техники распространены среди мастеров-любителей. Но особого внимания заслуживают 3 основных метода: холодная и горячая ковки, а также арт-сварка.

Холодная ковка

Включает в себя два основных метода воздействия на металл: опрессовывание и гнутье. Первое – это ударное действие, приводящее к уплотнению верхнего слоя и подвижности внутреннего металлической заготовки. Второе – изгиб ее по определенным линиям, получая волны, завитки, спирали, зигзаги.

Изделия из металла, созданные холодной ковкой, красивые, несложные в исполнении, если мастер имеет все необходимое оборудование. Промышленность предлагает станки для холодной ковки, однако, их можно сделать самостоятельно, что удешевит стоимость продукта.

Недостаток холодной ковки – невозможность исправить ошибки. Такая заготовка будет считаться испорченной.

Горячая ковка

Позволяет получить разнообразные предметы из пластичного металла. Нагрев придает высокую пластичность материалу и возможность придания ей формы силовым воздействием. Множество методов горячей ковки формируют ассортимент изделий на любой вкус.

Выбирая эту технологию необходимо учитывать:

  • наличие горна и обеспечение техники противопожарной безопасности;
  • от свойств металлов зависит конечный результат, не все они поддаются ковке и сварке;
  • дороговизну оборудования и материалов;
  • влияние температуры нагрева на свойства заготовки.

Несмотря на недостатки, преимущества классической ковки состоят в разнообразии и красоте изделий.

Арт-сварка

Новое течение, зародившееся в институте имени Е.О. Патона, вывело техническую сварку на новый уровень – тонкого искусства. Это уже не грубые поделки из металлолома на дачном участке, а способ создания шедевров с помощью сварки.

Маленькие статуэтки насекомых или животных в полный рост, а также калитки – все это произведения арт-сварки.

Чтобы работать дома в этой технике необходимо:

  • сварочные аппарат и расходники;
  • заготовки из железа;
  • вдохновение и ловкость рук.

Основным материалом является титан, но мастера говорят о возможности работы с цирконием и нержавеющей сталью.

Инструменты и оборудование в помощь мастерам

Любая технология создания изделий из металла в домашней мастерской требует наличие специального инструмента и оборудования. Расходный материал – металлическая (железная) заготовка – может быть специально приобретенной, либо являться металлоломом. Отслужившие свое металлические предметы наверняка найдутся в любом гараже или даче. Вторичная обработка металла – перспективный экологический метод, снижающий себестоимость изделия.

Для работы в технике холодной ковки нужны станки:

  • торсионные;
  • гибочные;
  • инерционно-штамповочные;
  • твистеры.

Обработка стальной болванки горячей ковкой подразумевает наличие:

Также для компоновки конечного изделия некоторые его детали можно выточить на токарном станке.

При работе с листовым материалом, как правило, нужны:

  • ножницы обычные или по металлу;
  • ножи;
  • зубило;
  • молоток.

Главным инструментом любой творческой работы является фантазия. Ловкость и умение дополнят ее, и тогда родится настоящий шедевр.

Технология ковки из листового и «объёмного» металла

Начав кузнечные лекции с самых азов ремесла и продолжив основными операциями, сегодня мы остановимся на технологиях ковки металла разного типа.

Технология изготовления художественных изделий из листового металла

Изготовление ковкой различных художественных и бытовых изделий из листового материала широко применялось еще задолго до нашей эры у скифов, народностей Кавказа и Южного Урала.

Просечной металл начиная с XVI в, широко применялся для украшения бытовых предметов (шкатулок, ларцов, сундуков, подголовников, замков, осветительных приборов и т.д.), а также в сельской и городской архитектуре.

Подзоры из просечного металла украшали свесы крыш и фронтонов изб, дворцов и соборов; ажурные коньковые решетки завершали гребни крыш, дымники в виде башенок и ваз венчали дымовые трубы, а различные короны и навершия — водосточные трубы. Кроме этого, просечной металл использовался при изготовлении личинок, секирных и врезных замков, а также для декоративной отделки доспехов и холодного оружия.

Рисунок просечного металла во многом аналогичен рисунку деревянных пропильных орнаментов на наличниках и свесах и содержит в основном растительные мотивы и повторяющиеся геометрические элементы в виде кругов, треугольников, червонок и всевозможных завитков.

Технология изготовления элементов из просечного металла не очень сложная, но требует кропотливого труда и навыков работы с листовым металлом, главным образом жестью. Вначале следует подобрать или продумать рисунок и форму готового изделия. При этом очень важно учитывать фактор масштабности и удаленности. Если вы задумали украсить просечным металлом весь дом, то надо продумать рисунок как всей композиции, так и отдельных фрагментов, при этом обязательно, чтобы рисунки эти были выдержаны в одном стиле. Сделав необходимые эскизы, подготовьте по ним шаблоны из фанеры или другого листового материала.

После изготовления шаблонов ножницами для металла разрезают листы жести или другого металла на карточки соответствующих размеров, покрывают карточки тонким слоем мелового раствора или белилами, дают краске хорошо высохнуть и чертилкой наносят рисунок. Наружный контур рисунка вырезается ножницами (с прямыми или радиусными лезвиями), а внутренний просекается зубильцами с прямолинейными или криволинейными лезвиями.

Плоские изделия из просечного металла устанавливают на места на винтах или специальных гвоздиках, а объемные — дымники, навершия — предварительно собирают в единое целое, используя при работе специальные молотки, киянки (деревянные молотки), ножницы для металла, а также толстый металлический стержень квадратного (круглого) сечения, укрепленный на верстаке в горизонтальном положении.

При изготовлении объемных изделий из листа используют такие старинные технологические приемы, как дифовка, выколотка, чеканка. Этими способами изготовляли разнообразные украшения, всевозможную посуду (миски, чашки, ложки, кубики, кувшины, курганы, самовары), боевые доспехи (щиты, шлемы, брони дощатые), различные архитектурные элементы (шары, звезды).

При дифовке в результате удара молотом происходит ъместное сплющивание листового металла, то есть уменьшается его толщина, но увеличивается площадь. Таким образом, если взять плоскую круглую заготовку и на наковальне начать обрабатывать молотком ее центральную часть, то лист станет изгибаться, приобретая форму сферы. Концентрируя удары в определенных местах и применяя разнообразный подкладной инструмент, получают изделия различной формы (рис. 31).

Рис. 31. Выколотка сферы: 1-на наковальне; 2-на “стойне”

При глубокой вытяжке по краям заготовки образуются гофры (складки), которые при последующей обработке необходимо «посадить», то есть распрямить. Процессом образования гофр можно управлять, если предварительно наметить их круглогубцами или при помощи специальных оправок (рис. 32).

Рис. 32. Оформление сферы: а — изготовление гофр; б — осадка гофр

При этом надо следить, чтобы гофры были низкими и широкими не завалены в какую-либо сторону. Необходимо обращать внимание и на чистоту рабочей поверхности и инструмента. Ударная поверхность молотка и опорная поверхность наковальни и поправок должны быть хорошо закалены и отшлифованы, чтобы на поверхности металла не образовывались царапины и трещины, которые при дальнейшей обработке приводят к разрыву изделия.

Известно, что по мере обработки металлическим молотом лист нагартовывается (наклепывается), в результате чего поверхность листа упрочняется и становится более хрупкой. Поэтому для уменьшения наклепа при работе применяют молотки с плоским или фигурным бойком из твердых пород дерева (бук, граб, клен, самшит и др.). Для продления срока службы деревянных молотков их обматывают тесьмой на клею и сверху покрывают лаком.

Не оставляют следов от удара также молотки из резины и текстолита, молотки со вставками из красной меди, алюминия или свинца.

Мастера-дифовщики используют при работе свыше 100 различных молотков, большое число опорных и подкладных инструментов для посадки гофр, правки и выравнивания металла (гладильники), для создания сферических поверхностей (шаровые), для обработки шеек ваз, кубков (шеечные), опорные и подкладные (кобылины, наковальни, шпераки, массивные загибки, подсечки и клепки швов). При работе опорный и подкладной инструменты устанавливают в гнезда основной наковальни, зажимают в стуловых тисках, иногда вбивают непосредственно в деревянный чурбан или землю (рис. 33).

Рис. 33. Молотки для дифовки (а); подкладной инструмент (6); вертикальные «стойны» (в)

Для создания монументальных скульптур, а также различных декоративных бытовых изделий применяют выколотку по моделям или шаблонам (металлическим, каменным или деревянным). Предварительно определяют, на какие элементы должна быть разбита вся форма, затем делают раскрой металла (с учетом вытяжки и посадки) и после обжига начинают по модели выколачивать форму молотками.

При сложных формах заготовку в процессе работы несколько раз отжигают и снова обколачивают по форме. После выколотки всех элементов формы их подгоняют друг к другу, обрезая ножницами и опиливая напильниками края, а затем сваривают элементы встык или соединяют фальцем. После окончания сборки необходимо обработать все швы и довести поверхность до нужной чистоты.

Выколоткой изготовлялись в старину корпуса самоваров, тазов, чайников, мисок, подносов, кувшинов и кумганов.

Изделия с неглубокой вытяжкой делают при помощи разнообразных молотков и оправок без применения пайки, а сложные, такие, как кувшины, кумганы, кубки, — по частям, спаивая затем их в единое целое.

Для получения изделий выколоткой применяют опорный инструмент: стойно —толстый металлический стержень, на котором загибают края изделия (стойно вбивают в деревянный чурбак или землю), желобильню — чугунную плиту с углублением для выгиба краев дна у чайников, ведер и других подобных изделий; осадку и ожимку — толстые металлические стержни длиной 200—250 мм с углублениями на концах для осадки и оформления головок заклепок.

Для художественной обработки изделий из листового металла применяются чеканка (“Чеканка”) и басма (“Басма”).

Басменное тиснение, которое было известно еще в домонгольскиЙ период, широко применялось наряду с чеканкой в городах Новгороде Великом, Пскове, Полоцке. Наивысшего расцвета техника басмы достигла в конце XVI — начале XVII в.

Для басменного тиснения делают металлические, каменные или деревянные доски (матрицы) с рельефом на одной стороне (высота рельефа 2—5 мм). Металлические матрицы изготовляют методом литья из медных сплавов, рельеф тщательно обрабатывают различными чеканами и резцами. Толщина матричных досок обычно составляет 10—12 мм. На деревянных и каменных матричных досках рельеф получают, вырезая его с помощью зубильцев, штихелей, вращающихся бор, сверл и шлифовальных кругов. Подготовленный таким образом рельеф тщательно обрабатывают шлифовальной шкуркой и полируют.

Процесс тиснения басмы заключается в следующем: на матрицу накладывают листовой, хорошо отожженный материал толщиной 0,2—0,5 мм, сверху кладут лист свинца или листовую резину и наносят удары деревянным молотком (можно сжимать этот «слоеный пирог» на винтовом прессе или в мощных тисках), После тиснения заготовку снимают и тонкими чеканами дорабатывают рельеф, подправляют углы, обрабатывают и готовят к дальнейшей сборке. В древнерусском искусстве басмой украшали переплеты книг, оклады икон, отделывали сундуки и ларцы.

Технология изготовления художественных изделий из «объёмного» металла

К «объемному» металлу условно относят листовой металл толщиной свыше 1,5—2 мм, прутки круглого и квадратного сечения, а также полосы. Словом, «объемный» металл — заготовки, которые невозможно обрабатывать ковкой без нагрева.

Кованый металл требует лаконичного и законченного рисунка, поэтому, перед тем как начать ковать какое-либо изделие, необходимо тщательно отработать рисунок этого изделия или даже вылепить его из пластилина. После следует изготовить из проволоки шаблоны всех элементов и только затем ковать отдельные элементы.

Цветы. Работу над сборными цветами начинают с подготовки раскроя (рис. 34).

Рис. 34. Изготовление сборных однослойных и многослойных цветов: а — нарцисс (1—стержень с утолщением на конце; 2 — розетка; 3 — цветок в сборе); б— шиповник; а — роза (из расклепанной и скрученной полосы)

Если рисунок симметричный, то можно наносить его на предварительно размеченную поверхность листа отдельными фрагментами. После обводки чертилкой фрагмент перемещают на определенный угол, опять обводят и так до тех пор, пока не будет нанесен весь рисунок.

Когда рисунок полностью нанесен на металлический лист, его начинают обрабатывать зубильцами или ножницами (если, конечно, позволяет толщина листа). В случае когда рисунок представляет собой сложную фигуру, то в узловых местах можно предварительно просверлить отверстия диаметром 3—5 мм или процесс обрезки проводить частями — от наиболее простых участков к сложным. Кромку изделия зачищают каким-либо резцом (например, шабером) либо опиливают напильниками или надфилями. Затем края лепестков несколько оттягивают (утоньшают) молотом, с помощью зубильца и оправок делают насечку, придают поверхности волнистость, пробивают центральное отверстие и собирают их на стержне. Акантовые листья и завитки изготовляют по аналогичной технологии: вычерчивается изделие, рисунок вырезается по контуру и с помощью специальных молотков и оправок заготовке придается заданная форма. Соединяют листья с основным стержнем заклепками или сваривают кузнечной сваркой.

Оформление цельнокованых цветов требует высокой кузнечной квалификации и большого опыта. Вначале от заготовки диаметром 50—60 мм оттягивают тонкий конец — клещевину (диаметр 12— 14 мм) для удобного держания клещами, после чего на цилиндрической части большого диаметра делают кольцевые прорубки (рис. 35), затем последовательно на каждом диске (начиная с верхнего) вырубают контур цветка, проковывают лепестки и сгибают их по заданной форме. Затем приступают к проработке следующего ряда лепестков.

Рис. 35. Изготовление цельнокованной розы: 1-заготовка; 2-оттяжка стержня; 3-надрубка лепестков; 4-расковка лепестков и их формовка; 5-сформованный цветок

Светцы. Наибольшую выдумку и фантазию проявляли мастера при ковке светцов — старинных осветительных приборов. Первые светцы делались из отслуживших подков: оттягивались, то есть заострялись, концы ветвей подковы и забивались в деревянную стену, а в скобу вставлялась лучина. Более красивыми были светцы, выкованные в виде небольших веточек с завитками и закрученным вдоль, оси стержнем, такие светцы укреплялись на стене или на специальной подставке. Часто подставки светцов делались за одно целое с корытцем, в которое наливалась вода для тушения угольков.

Позднее деревянные стойки светцов делали резными в виде башен, в навершие которых и вбивались металлические светцы. Такие светцы назывались втычными.

Цельнокованые металлические светцы начинают широко входить в быт с конца XVIII в. Эти светцы были изящнее своих предшественников, выглядели более легкими и нарядными (рис. 36).

Рис. 36. Цельнокованные светцы

При ковке светцов использовались многие технологические приемы,— начиная от гибки и кончая кузнечной сваркой. Центральный, основной стержень имел обычно осевую скрутку, снизу он разрубался на три или четыре части, которые отгибались, а затем крепились заклепками к массивному кольцу — основанию. Кроме этого, стержень часто украшали различными завитками или змейками, которые приклепывались к нему. Основное внимание уделяли кузнецы навершию, или голове, светца, то есть верхней части, в которую вставлялись лучины. Сами расщепы выполнялись в виде завитков. лучей с шишечками или с сережками, которые при легком сотрясении качались звеня, поблескивая в отраженном свете пламени лучины.

Подсвечники. Постепенно восковые свечи вытесняют лучину и расщепы заменяются чашечками с блюдечками, а светцы превращаются в подсвечники, которые устанавливаются на столы или на пол, подвешиваются на стены и потолки. Основными декоративными элементами подсвечников остаются витые стержни, различные спирали, стилизованные цветы и розетки (рис. 37).

Рис. 37. Подсвечники

Втулки для свечей изготовляли из цилиндрических заготовок путем неполной пробивки и раздачи на специальных конических оправках или на круглом роге наковальни. Более простой способ ковки втулки заключаегся в раздаче листового материала и сворачивании его во втулку.

Например, для изготовления трехрожнового подсвечника необходимо изготовить три гнутых кронштейна для основания, два кронштейна для свечей, три тарелочки, отковать и скрутить центральный стержень. Тарелочки делают из листового материала путем .вырубки и вытяжки. Детали подсвечника скрепляют заклепками или кузнечной сваркой.

Очень красиво смотрятся кованые предметы (подсвечники, вазы и др.), когда их центральный стержень имеет структуру из двух или четырех элементов, полученных в результате разрубки стержня вдоль вертикальной оси. Элементы разрубки разжимают, проковывают, а затем скручивают на небольшой угол. Аналогичный свитой стержень можно получить и из нескольких тонких прутков, сваренных по концам..

Многие кованые изделия часто декорируют стилизованными шишками из витого металла. Завивают такую шишку следующим образом. Вытягивают пруток и сворачивают его половины в две спирали. Затем эти спирали совмещают, и после очередного нагрева вся шишка при помощи оправок, молотка и зубила растягивается на определенную длину.

Окончательная отделка собранного изделия проводится на большой гладкой плите. При помощи гладилок выравнивают различные шероховатости, исправляют искривления стержня, зачищают места соединений, подправляют завитки и розетки.

Кронштейны, на которых подвешивались люстры и паникадила, выполнялись в виде спиралеобразных веточек с листочками и цветами. Довольно часто в кованом рисунке встречаются фрагменты, характерные для вышивки, керамики или резьбы по дереву, различные коньки, уточки или птица, клюющая ягоду. Необходимо отметить, что даже цепи для подвески люстр несли на себе элемент декоративности.

Особое внимание наши предки уделяли воротам или наружным дверям. Их старались украсить как можно лучше, так как считалось, что ворота или дверь — «лицо» дома.

Основу кованых дверей составляли толстые кованые склепанные полосы, закрытые досками—листовым материалом. Перекрести полос для красоты закрывались стилизованными цветами или розетками. В некоторых случаях все накладные элементы на дверях гравировались или украшались орнаментом. Жиковины, ручки-стукала, замки и личинки несли на себе элементы декоративности и украшали ворота и двери и, следовательно, весь дом.

Основу решетчатых дверей также составляла мощная рама, а центральная часть заполнялась тонкими параллельными или фигурными стержнями круглого или квадратного сечения. Детали между собой скрепляли заклепками с гранеными шляпками. Стыки и перекрестин закрывали красивыми розетками, коваными цветами и различными завитками.

Внутренние и накладные замки, кроме функционального назначения, всегда выполняли роль украшения дверей и ворот.

Накладки, в том числе и личинки, покрывались орнаментом. Большое мастерство проявляли кузнецы при изготовлении ключей. Язычок ключа прорезался наличными пазами и отверстиями, а стержень имел различные утолщения и гравировку, но .наиболее декоративна была головка ключа. Вместо обычных петель двери имели красивые жиковины разнообразной формы (рис. 38, а).

Рис. 38. Кованные приборы дверей: а-жиковины; б-ручки, ручки-стукала, личинки

В большинстве случаев жиковины украшались орнаментом, оси подставов или петель также несли декоративные элементы — навершие осей выковывалось в виде шишечки или пламени свечи, а опорный нижний конец стержня расковывался в фигурную лапку, в которой пробивалось отверстие для гвоздя.

На массивных металлических или дубовых дверях наиболее эффектно смотрелись рукоятки — стукала. Обычно рукоятки имели вид кольца из гладкого или витого металла с бусиной внизу. Под бусину ставилась круглая пластина-подстукальник, а под верхнюю петлю часто подкладывали пластинку из просечного железа. Эти массивные красивые рукоятки использовали для стучания в дверь, и поэтому их в старину называли стукалами. Замочная скважина под рукояткой обычно закрывалась личинкой из просечного или орнаментированного листового металла (рис, 38, б).

Своеобразную красоту придавали воротам и дверям кованые гвозди, болты и заклепки : их шляпки делались сферическими, конусными или пирамидальными (рис. 39, 40)..

Рис. 39. Формы шляпок кованых гвоздей

Рис. 40. Технология ковки декоративных гвоздей

Начиная с XVIII в. кованый металл широко применяется при изготовлении каминных приборов, различных декоративных решеток, мебели. Изделия эти украшались пышными цветами, завитками и другими элементами. На рис. 41, 42 показаны навершия оград, а на рис. 43 — технология изготовления наиболее распространенного элемента — кованого листа.

Ковка металла в домашних условиях

Ковка своими руками довольно непростой технологический процесс, для этого нужно знать основные приемы работы с заготовкой, а также правила нагрева и закалки

Кузнечное ремесло — один из самых старых способов обработки металла. Однако, даже в наш век развития высоких технологий, оно не утратило своего значения и даже набирает большую популярность.

Ковка своими руками довольно непростой технологический процесс, для этого нужно знать хотя бы основные приемы работы с заготовкой, а также правила нагрева и закалки металла. Также нужно иметь понятие, как использовать оборудование. Какими навыками нужно обладать для изготовления изделий кузнечным способом и как ковать металл?

Этапы ковки и приемы

Горячая ковка включает в себя большое количество приемов, использующихся в обработке металла. Однако сама технология состоит из основных этапов.

  1. Нагрев заготовки.
  2. Ковка.
  3. Стабилизация металла.
  4. Закалка (по надобности).

Каждый отдельно взятый этап имеет большое значение. Неправильно выдержанная температура нагрева заготовки приведет в дальнейшем к порче изделия, то же касается и слишком быстрого остывания.

При ковке также нужно соблюдать технологический процесс, иначе попросту заготовка будет испорчена. На этом этапе используют множество приемов в зависимости от того, какое изделие изготавливают.

Стабилизация металла подразумевает постепенное остывание готового изделия. Этот технологический этап способствует нормальной кристаллизации сильно разогретого материала. Главная задача — не допустить нарушение внутренней структуры, появления раковин и трещин.

Закалка используется для придания готовому изделию твердости за счет изменения кристаллической решетки во время высокотемпературного нагрева. Чаще всего в кузнечном деле этот этап проводят, изготавливая инструменты, которые во время использования будут испытывать большие нагрузки. Основное требование к закалке — не сделать металл слишком хрупким (перекалить) или, наоборот, очень мягким.

Итак, как происходит ковка металла своими руками и какие приемы применяют на каждом из этапов работ?

Нагревание заготовки перед ковкой

Лучше всего приступить к нагреванию заготовки сразу же после ее отливки, когда она остынет до темно-красного цвета. Также можно прогреть материал предварительно перед помещением в очаг. Предварительное нагревание проводят с концов до средины, чтобы избежать появления напряжений и трещин в структуре металла. При этом температура соблюдается в пределах не более 300 градусов. Проверяют этот показатель разливанием на поверхность болванки машинного масла: если оно горит, то заготовку перемещают в очаг.

Температуру в горне изначально задают невысокую, постепенно увеличивая со временем до нужного предела.

Ошибочно мнение о том, что чем больше нагреть сталь, тем лучше ее ковать. При сильном разогреве такой материал действительно становиться мягче, однако, не стоит забывать о таких процессах, как перегрев и пережег металла.

Перегрев изменяет кристаллическую структуру материала заготовки и при последующей ковке он может попросту развалиться на отдельные фрагменты.

Пережег изменяет химические свойства стали, когда из ее состава выжигается большее количество углерода.

Как по цвету определить температуру нагрева

Процесс ковки

Прежде чем планировать изготовление вещей, стоит рассчитывать на то, что при обжимке заготовка потеряет часть своего объема в виде окалины. Она образовывается на поверхности болванки, откуда ее удаляют, используя инструменты: клещи и щетки.

Когда обжимка проведена, переходят к собственно поковке изделия. При этом используют различные приемы для получения нужной формы.

Чтобы на поверхности образовались утолщения, используют способ местной осадки. Также этот прием используют, если нужно уменьшить длину заготовки и сделать ее более толстой. Для этого мастер наносит удары сверху заготовки, расположенной в вертикальной плоскости. При этом металл будет деформироваться и утолщаться. Удобно делать полную обсадку, зажав разогретую заготовку в тисках, но нужно спешить, иначе металл будет очень быстро остывать от холодного приспособления для зажима.

После осадки опять нужно сделать обжимку, чтобы придать структуре однородность!

Одна из разновидностей осадки — высадка. Ее используют, когда нужно получить на поверхности изделия утолщения. Для этого нагрев заготовки делают только в месте высадки.

Если нужно, наоборот, удлинить заготовку, проводят так называемую протяжку. Используют три способа, которыми можно сделать этот прием. Наиболее простой — протяжка на плоских бойках. Для этого заготовку разогревают. Далее, ее проходят молотом по всей длине и, переворачивая на 90 градусов, делают ту же работу. Прием стараются проводить за один разогрев. Довольно часто используют такой подвид протяжки, как расплющивание по всей длине. Основные инструменты при этом молот или кувалда.

Иногда при ковке в домашних условиях нужно сделать в изделии сквозное или глухое отверстие. В таком случае используют прием прошивки. В качестве основного приспособления выступают пробойники различного сечения. При этом заготовку разогревают и укладывают на наковальню сверху круглого отверстия. Установив пробойник, по нему наносят удары. Прошивку можно делать как с одной стороны, так и с обеих.

Для разделения заготовки или изделия на части используют способ рубки. Нагревают металл до темно-красного цвета и, уложив его на наковальню, кузнечным зубилом рубят три четвертых его толщины. После чего поковку переворачивают и дорубают остаток, используя те же инструменты.

Также довольно часто в кузнечном деле использую способ гибки заготовок. Простые формы получают, используя в качестве основного приспособления наковальню с отверстиями. Более сложные кованые элементы формируют, изгибая заготовки на различных шаблонах.

Еще один прием, часто использующийся в художественной ковке — скручивание. Заготовку при этом разогревают и жестко фиксируют в тисках, другой конец проворачивают, используя как основное оборудование вороток.

Когда изделие готово нужно стабилизировать металл.

Стабилизация

Небольшие поковки можно оставить в очаге горна, где металл будет остывать вместе с печью. Более массивные кованые изделия можно засыпать горячими углями и присыпать золой.

Чем более массивное изделие, тем более плавным должно быть остывание.

Обучиться ковке для начинающих лучше у опытного мастера. Существует много различных приемов и способов такой обработки и изготовления вещей, которые может показать специалист. Тем более при отсутствии практики довольно тяжело соблюдать технологии нагревания и стабилизации металла, без которых изделие либо не получиться, либо будет некачественным.

Однако ручная ковка не так сложна и простейшие вещи можно довольно быстро научиться изготавливать самостоятельно.

А что Вы можете дополнить к материалу этой статьи? Если у Вас имеется опыт обучения ковки в домашних условиях, поделитесь им в блоке комментариев к этой статье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: