1) Неправильно установлены часы на стене 2) Загрязнение механизма, приводящие к значительному увеличению трения в колесной передаче и остнову механизма 3) Скоба валика скобочного со скобой и вилкой позиция 6 сработалась 1) Установить часы строго вертикально, чтобы подвеска маятника не касалась кромок отверстия в корпусе и добиться равномерного стука хода и одинаковых размахов маятника в обе стороны 1) Промыть детали и узлы механизма в бензине, смазать опорные поверхности маслом МЦ–3 ГОСТ 7935–74 1) Заменить валик скобочный со скобой и вилкой 1). Хвост кукушки соскочил с верхней подвижной плоскости левой звуковой камеры 2). Ослабла пружина кукушки позиция 23 1). Хвост кукушки вывести на поверхность голоса и слегка потянуть влево 2). Усилить пинцетом пружину кукушки путем смещения на 1–2 оборота 1). Подогнуть плоскогубцами внутрь длинный штифт узла рычага-включателя. 2). Оправкой для загибки штифтов отогнуть штифт кронштейна кукушки со штифтом на себя 1). Неправильно установлено колесо останова боя позиция 15. 2). Носик рычага-включателя позиция 5 не совпадает со штифтом колеса останова боя позиция 15. 3). Длинный штифт узла рычага-включателя позиция 5 запал за штифт кронштейна кукушки со штифтом позиция 3 1). Установить колесо останова боя согласно техническим требованиям процесса сборки механизма таблица 1 1). Сиять шайбу (броши) с счетного круга, снять счетный круг позиция 19 и подгибом совместить штифт колеса останова боя с носиком рычага-включателя 1). Вывести длинный штифт узла рычага-включателя за штифт кронштейна кукушки. Поправить пружину кукушки позиция 23 1). Погнут штифт позиция 24 триба минутного позиция 13 2). Отсутствует штифт позиция 34 триба минутного позиция 13 1). Подогнуть штифт триба минутного перпендикулярно плоскости колеса 1). Заменить триб минутный 1). Погнут зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11 2). Сломан зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11 1). Выправить оправкой для загибки штифтов зуб звездочки перпендикулярно плоскости колеса 1). Заменить колесо заводное сигнального механизма 1). 1) Сильно натянута пружина рычагов боя и замыкания позиция 22 2). Сильно натянута пружина кукования позиция 23 3). Сильно натянута пружина молоточка механизма боя позиция 7 4). За счет большого люфта минутной стрелки штифт позиция 34 триба минутного позиция 13 не поднимает рычаг узла рычага-включателя позиция 5 5). Погнут рычаг узла рычага-включателя позиция 5 в сторону платины 6). Высоко поднимается мех голоса 7). Погнутый зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11 упирается в кулачок колеса среднего с трибом позиция 16 1). Ослабить пружину 1). Уменьшить люфт минутной стрелки 1). Распрямить рычаг так, чтобы он был параллелен платине 1). Погнуть немного вниз рычаг валика подъема левого или правого меха позиция 8 и позиция 9 1). Выправить оправкой для загибки штифтов зуб звездочки перпендикулярно плоскости колеса 2). Мало поднимается мех голоса 1). Отвернуть винты крепления голосов, снять их тяги и вынуть голоса из корпуса. Прочищая звуковую щель мехов, добиться нужного тона 1). Подогнуть рычаг валика подъема левого или правого меха позиция 8 и позиция 9 вниз — при слабом звучании, вверх — если звук дребезжащий Инструкция по ремонту и настройке часов ходиков, Сердобский часовой завод, СЧЗУстройство и работа ходиков Ремонт ходиков с гиревым заводом Ошибки в работе механизма часов происходят от износа деталей или от погрешностей конструкции. Приступая к ремонту часов, вынимают механизм. Для этого в часах-ходиках необходимо: 1) снять крючок, на котором подвешена гирями вытянуть цепь; 2) снять стрелки, для чего свинчивают гайку и минутную стрелку; 3) снять циферблат крупной отверткой (отвертку вставляют в промежуток между стойкой корпуса и обратной стороной циферблата, при небольшом усилии циферблат отходит от корпуса, к которому прикрепляется тремя гвоздями); 4) вынуть механизм, для чего отвертывают гайки крючков, прикрепляющих механизм к стойке. Вынув механизм, раньше чем приступить к дальнейшей его разборке, выясняют его неисправности. При этом в часах-ходиках можно обнаружить следующие, чаще всего встречающиеся неисправности: 1. Задевание одного колеса за другое, задевание колеса за платину, задевание за ближайший триб. «Чтобы это устранить, необходимо выправить колеса. 2. Неисправность качалки маятника, расшатанная вилка, расшатанный узел якоря, которые надо исправить. 3. Слишком широкая петля вилки, которую необходимо сузить. 4. Изношенность концов осей может произойти из-за недостатка масла или потому, что гнезда концов осей (футора) слишком тесны. 5. Цепь срывается с выступов блочка. Причина — расхождение колец цепи. Кольца надо сжать плоскогубцами. 6. Срывается блочек—следовательно сработался шарнир собачки, сама собачка или зубья храпового колеса. Для устранения этого недостатка сработанные детали надо заменить новыми или исправить старые. 7. Часы идут, а стрелки стоят на месте — трубка минутника или сам минутник. недостаточно плотно насажены на ось цепного колеса. Надо стянуть минутник или сжать трубку. 8. Кольца качалки стерлись—необходимо заменить новыми. 9. Погнут зуб в каком-либо колесе—надо выправить старый или вставить новый. 10. От недостаточной смазки и неправильного закрепления появрались канавки—следы зубьев спускового колеса на плечах узла якоря, нарушающие нормальную работу хода часов. Канавки необходимо удалить шлифовкой с последующей полировкой плечиков, выправить зубья спускового колеса. 11. Отсутствует продольный зазор в каком-либо колесе. Необходимо подогнуть платину в нужную сторону, а если отсутствует зазор в цепном колесе,— поднять минутник. 12. В результате плохой смазки или плохо полированных концов осей разработались гнезда футоров, что вызвало заедание колес. Для направления надо стянуть футор в нужном направлении, а при значительной сработанности поставить новый. 13/ Погнуты или сломаны концы какой-либо оси. Надо выправить или. высверлить отверстие и вставить новый конец оси. 14. Лопнул узел якоря или сработались его плечи. Необходимо изготовить новый. 15. Погнуты или сработались штифты наборных трибов, надо заменить новыми. Узел якоря делают следующим образом: вырезают стальную пластинку толщиной 0,5—1 мм; концы ее скашивают на 1°, затем опиливают, шлифуют и полируют. Пластинку изгибают и придают ей форму, изображенную на рис. 46. 
Рис. 46. Форма скобки узла якоря на 2,5 зуба Готовый узел якоря должен охватывать 2,5—3,5 зуба спускового колеса. Готовую пластинку, предварительно закрепленную на валике узла якоря, надо закалить. Точную пригонку узла якоря производят подгибанием плечей, а правильность зацепления ц его глубина достигаются подгибанием моста, в котором установлена ось узла якоря. Установив неисправности ходиков, приступают к дальнейшей разборке. Для этого надо отвернуть гайки с трех стоек и снять заднюю платину. Вынуть узел, якоря и остальные колеса. Чтобы вынуть цепное колесо, необходимо при помощи вспомогательного мостика предварительно снять минутник. При ударе медным молотком по оси цепного колеса минутник сойдет и даст возможность свободно вынуть цепное колесо. После разборки механизма необходимо приступить к его исправлению. Затем, проверив пригодность исправленных деталей к дальнейшей работе, приступают к чистке часов. . Чтобы очистить детали от грязи и излишков масла, их промывают в бензине, предварительно сняв с них щеткой пыль и грязь. После промывки детали необходимо насухо вытереть чистой тряпочкой и прочистить щеткой с мелом. Места, недоступные для щетки (гнезда футоров и др.), чистят деревянной палочкой. После чистки часы-ходики собирают в следующем порядке: насаживают минутник на ось цепного колеса при помощи мостика; устанавливают колеса концами осей в соответствующие им гнезда передней платины; накладывают заднюю платину на стойки и осторожно вставляют концы осей колес в ее гнезда. Затем закрепляют платину гайками и прокручивают рукой колесную систему, чтобы убедиться в отсутствии заеданий в ней, достаточности зазоров и т. п. Убедившись в исправности механизма, немного свинчивают гайки, поднимают заднюю платину и вставляют узел якоря. Вставив узел якоря, гайки завинчивают до предела и проверяют правильность работы узла спуска. Одной рукой нажимают на цепное колесо, а другой медленно приводят в движение узел якоря, удерживая его за вилку. При необходимости производят соответствующие исправления. Затем устанавливают стрелочный механизм. На неподвижную ось, укрепленную на передней платине, насаживают вексельное колесо, предварительно подложив под него необходимое количество шайб, чтобы обеспечить правильное зацепление с минутником; потом насаживают часовое колесо. Чтобы предотвратить перемещение вексельного и часового колес на своих осях, на ось вексельного колеса насаживают замковую шайбу. После этого механизм смазывают (гнезда всех колес и узла якоря, плечи узла якоря) и надевают цепь на блочек. В предварительно вычищенном корпусе укрепляют механизм при помощи двух крючков с гайками. Укрепляют циферблат тремя гвоздями. Выступающая ось цепного колеса должна быть по середине отверстия циферблата и последний должен быть «оставлен вертикально. Затем насаживают стрелки, которые закрепляют гайкой, и проверяют, не задевают ли они одна за другую, имеет ли часовая стрелка достаточный зазор; обнаруженные недостатки устраняют. Повесив ходики на стенку и пустив их в ход, необходимо послушать, чтобы звук хода (тиканье) был ритмичный. Для этого часы передвигают в ту или иную сторону.. Если ходики окажутся сдвинутыми в сторону, необходимо подогнуть вилку узла якоря в сторону, противоположную той, в которую передвинуты часы. При установке механизма в корпус вилка не должна задевать за корпус, стержень маятника должен находиться в середине петли вилки, не касаясь ее краев. Эти дефекты устраняют отгибанием вилки в нужную сторону. Неисправность крючка стержня маятника и качалки вызывает волнообразные движения маятника. Маятник должен колебаться в одной плоскости. Чтобы устранить возможные задевания звеньев цепи за стойку корпуса, надо сдвинуть механизм в нужную сторону, предварительно отвернув немного гайки крючков. Иногда колебания маятника сопровождаются своеобразным свистом. Это указывает на отсутствие смазки у качалки, которую необходимо смазать маслом. Регулировка хода часов-ходиков весьма примитивна. Она достигается опусканием или поднятием линзы-диска маятника. Суточная разница в +10 минут регулируемся поднятием или опусканием линзы-диска на 1 см. Кроме этого метода регулировки, который осуществим при обязательном наблюдении за часами в продолжении 2—3 суток, существует еще другой метод, основанный на принципе подсчета количества колебаний, производимых маятником в течение 1 часа. Этим методом используют также при подборе нового волоска для карманных часов и будильников. МУЛЬТИСЕРВИСЧасовая мастерская
Регулировка хода настенных часовТочность хода часовМаятник настенных часов дает возможность регулировать точность хода. Как известно, точность хода настенных часов зависит от количества качаний маятника. Неточно идущие часы можно подрегулировать передвижением линзы по стержню маятника. Если часы отстают, то линзу следует поднять вверх поворотом регулировочной гайки вправо, если спешат,— опустить поворотом регулировочной гайки влево. Остановившиеся часы не пытайтесь пустить в ход, исправляя их «домашними» средствами. Обратитесь к часовому мастеру, хорошо знающему механизм и имеющему необходимый инструмент и приборы не только для ремонта часов, но и для регулировки их хода. Маятник подвешен на очень тонком стальном подвесе (пружинке), который при неаккуратном обращении легко повреждается. Чтобы предохранить подвес, регулировочную гайку надо вращать правой рукой, придерживая линзу левой. Во многих стенных часах большая часть стержня маятника изготовлена из дерева, так как на деревянный стержень температура оказывает меньшее воздействие, чем на металлический. Настройка хода механических часовНастенные механические часы – технически сложное устройство, они требуют квалифицированного сервиса (настройки, установки). От правильной настройки зависит не только точность хода, но и долговечность часов. Если часы остановились, следует проверить расположение троса (цепи) подвеса гири и правильность подвешивания маятника. Если это не помогло — необходимо связаться с сервисным центром по ремонту часов. Допустимое отклонение точности хода для настенных, настольных часов +/-30 секунд в сутки. Если часы идут, но не точно, следует отрегулировать точность хода часов. Для настройки точности хода рекомендуется действовать опытным путем. Установка точного времениВыставив на часах точное время даём походить им несколько суток. Чтобы получить суточную погрешность хода часов, нужно полученную разницу в точности хода разделить на количество суток. Например, если часы отстанут за 5 дней на 10 минут, то погрешность хода часов за сутки составит 2 минуты (120 секунд). Учитывая, что один оборот регулировочной гайки под линзой маятника в среднем составляет от полуминуты до минуты в сутки (в зависимости от модели механизма), проверяем, хватает ли длины резьбы для требуемой регулировки. В нашем случае регулировочную гайку надо повернуть на 3 оборота. Несколько сеансов регулировки позволят достичь удовлетворительной точности хода. Механизм настенных часовМеханизм маятниковых часов достаточно прочный и неприхотливый, он может проработать без чистки в течение 2—3 лет. По истечении этого срока часы необходимо почистить и смазать, так как грязь от сгустившегося масла вредно отражается на точности хода часов. Во всех часах с боем механизм боя самостоятельно действовать не может. Будучи непосредственно связанным с механизмом хода, он приводится им в действие в определенные часы, после чего и отбивает время, показанное стрелками на циферблате. Для отбивания боя в разных часах устанавливают от одного до восьми молоточков, ударяющих по одной, двум или трем пружинам боя (для часов и получасов). Восемь молоточков обычно отбивают четверти часов по отдельным восьми пружинам. Звучащая пружина боя представляет собой спираль из стальной проволоки, а в часах нового типа применяются так называемые гонги. Гонги расположены внутри корпусов часов в вертикальном или горизонтальном положении и издают мелодичные звуки разной тональности. Каждый из молоточков должен быть установлен на определенном расстоянии от точки касания его пружины. Дребезжащий неприятный звук боя объясняется тем, что молоточек вплотную касается пружины. Слабый звук боя указывает, что молоточек слишком удален от звукового элемента и наносит слабый удар; крепление звукового элемента на корпусе часов ослабло. Совместная, хорошо слаженная работа механизмов хода и боя действует безукоризненно до тех пор, пока не кончился завод обеих пружин. Когда завод пружины боя кончается, бой часов оказывается нарушенным. Если бой часов будет нарушен, то восстанавливают его поворачиванием минутной стрелки по направлению её движения. Тестирование точности хода настенных часовВ нашей часовой мастерской можно протестировать точность хода настенных часов. В результате тестирования можно установить: нуждаются ли часы в регулировке, т.е. определить максимальный мгновенный суточный ход часов. При регулировке часов необходимо учитывать изменения, которые могли произойти в часах при их длительной эксплуатации: увеличения вязкости смазки, увеличение трения из-за загрязнения механизма, уменьшение крутящего момента заводной пружины. Регулировка точности ходаРегулировка точности хода – очень важный процесс, доверить который лучше опытному мастеру. Поэтому если Ваши часы идут неточно, и Вам нужна профессиональная настройка точности хода, – обращайтесь в нашу часовую мастерскую. Наши опытные мастера отлично знают все часовые тонкости. Часовой мастер настроит ход Ваших настенных часов с приемлемой точностью. Виды, характеристики и особенности часов «Маяк»В СССР выпускали часы только повышенного класса точности. В 70 годы товар перестал быть дефицитным. Заводы обеспечивали внутренний рынок Советского Союза. Часы «Маяк» были качественными и недорогими. Сердобский завод был основан в 1943 году в Пензенской области. Первые модели — будильники и настольные часы. В 1944 году завод освоил выпуск ходиков с кукушкой, а их массовое производство началось в 1955 году. 
Популярная модель часов «Маяк» Сердобский завод выпускал такие модели: - будильники;
- настольные часы;
- настенные;
- ходики с кукушкой.
Настольные и настенные моделиХодики делали на подставках в деревянном, пластиковом, каменном и хрустальном корпусе. На наружной стороне был указан класс точности. Приборы 1 класса имели более 11 камней, а 2 — не менее 7. На циферблате указан производитель — СЧЗ (Сердобский часовой завод). «Маяк» выпускал механические экземпляры с недельной заводкой. Полный цикл необходимо было произвести через 7 дней. Антикварный экземпляр может иметь одностороннюю подводку. Для установки точного времени необходимо сделать полный оборот стрелок. Завод выпускал настенные экземпляры: балансовые и маятниковые. Характеристики гиревых ходиков «Маяк»: - Продолжительность хода — 26 часов.
- Точность ±3 мин.
- Механизм калибра — 93 мм.
- Интервал заводки — сутки. Правую гирю при этом поднимают немного выше, чем левую.
- Положение линзы маятника закрепляют контргайкой.
Модели изготавливали в деревянных и металлических корпусах. Цепь выполняли из стали, а гири — из чугуна. Такие ходики нельзя вращать в обратную сторону — это может привести к поломке. В инструкции указано, что нельзя заводить ходики за 5 минут до и во время боя часов. Заводят их в одно время до упора пружины. Часы с кукушкойТакие модели были атрибутом роскоши. Интервал заводки, продолжительность хода и точность такие же, как у гиревых экземпляров. Мастер рисовал контур заготовки, а потом вырезал лобзиком. Он использовал разные резцы, чтобы получить тонкий рисунок. В зависимости от модели корпус выполняли из фанеры или сосны. 
Ходики с кукушкой «Маяк» Механизм ходиков с кукушкой такой, как у моделей с боем. Он находится между двумя латунными пластинами. Каждые 30 минут появляется маленькая птичка и кукует. Она расположена на стальной проволоке. У часов есть 2 цепочки, которые управляют скоростью вращения шестеренок. Цепочки проходят через отверстия корпуса, а на конце — крючок. На нем висит чугунный груз, который тянет цепь. Кукушка и дверка соединены проволочкой. Звук создают 2 свистка, через которые меха прогоняют воздух. Настенные ходики «Маяк» использовали не только по прямому назначению. Они были декоративным украшением квартир во времена СССР. Эксклюзивных моделей было много. Сердобский завод делал часы на заказ: - После полета Гагарина.
- Для стадиона во время Олимпиады.
- Для первого секретаря ЦК КПСС и так далее.
Завод «Маяк» в Пензенской области был ликвидирован в 2004 году. Инвестор из Самары в 2012 году предложил возобновить производство часов с кукушкой. Корпус изготавливают из дерева, а декоративные элементы выпиливает резчик на дому. У прежних моделей кукушка была механическая. Новые образцы работают на микросхеме. Электронная птица кукует теперь только днем, а ночью замолкает. Это было сделано с помощью светового датчика. Сердобские ходики с кукушкой «Маяк» были брендом СССР. Достоинство этих моделей в механизме. Самые большие часы с кукушкой находятся на вокзале в городе Сердобске. |