Инструкция по ремонту и настройке часов ходиков, Сердобский часовой завод, СЧЗ

Инструкция по ремонту и настройке часов ходиков, Сердобский часовой завод, СЧЗ

Инструкция по установке, пуску и регулировке настенных маятниковых гиревых часов с боем 12-ЧГ сборки Сердобского часового завода

Часы настенные маятниковые гиревые с боем 12-ЧГ выпускаются по ТУ 14—154—56.

1.Вращать стрелки в сторону, обратную их движения.

2.Переводить стрелки без остановки до окончания боя на целых часах и получасах.

3.Подвешивать к гире дополнительный груз.

4.Заводить часы незадолго до боя — за 5 минут. Если часы остановились перед боем, то сначала переведите стрелку, чтобы часы пробили и затем подтягивайте гири.

1.Помещение, в котором будут установлены часы, должно быть по возможности сухим, не пыльным и не иметь резких колебаний температуры, а стена, где будут висеть часы, не должна иметь сильных сотрясений.

2.Выбрав место установки часов, распакуйте их, освободите часы от коробки и бумажной упаковки.

3.Откройте дверку корпуса часов.

4.Снимите или перережьте резинки, которыми скреплены маятник и цепочка.

5.Выньте маятник и освободите цепочки от бумажной обертки.

6.Выньте картонную прокладку из звуковой спирали, укрепленной сзади механизма.

7.Подвесьте часы отвесно на ровную стену на высоте около 2 метров от пола, наденьте маятник на подвеску, проволочная петля — видимая внизу механизма, а цепочки пропустите через отверстие внизу корпуса часов. Маятник при этом не должен касаться задней стенки корпуса, а подвеска маятника должна свободно проходить через петлю вилки.
Наденьте гири ушками на разрезные кольца левых концов цепей через петлю вилки.

8.Слегка толкнув маятник, пустите часы в ход, прислушиваясь к ударам хода часов и, если удары хода не одинаковы по силе и тону, выравняйте их путем передвижения нижней части корпуса часов в правую или левую сторону. Размах маятника в обе стороны должен быть одинаковым.
Выверенные по равномерности хода часы закрепите двумя установочными винтами, находящимися в нижней внутренней части корпуса, ввернув их немного в стену.

9.Проверьте правильность подачи сигналов боя, для этого вращая минутную стрелку по направлению ее движения, установите ее на ближайшей цифре «6» или «12» и проверьте соответствие ударов боя показанию часовой стрелки.
При соответствии числа ударов показанию часовой стрелки — часы считаются проверенными по подаче сигналов боя. Если часы пробили неверно, запомните число пробитых ударов; затем, сняв гирю боя, правую, переведите стрелки так, чтобы часовая стрелка была против цифры, соответствующей числу пробитых ударов, а минутная стрелка на несколько минутных делений за цифрой «12», после этого повесьте гирю. Бой часов будет соответствовать показанию стрелок.

10.Установите «верное время» на часах, вращая минутную стрелку по направлению ее движения и останавливаясь на целых часах и получасах во время боя, до соответствия показанию стрелок «верному времени».

1.Продолжительность хода часов от одного полного подъема гирь не менее 26 часов, поэтому заводить часы, поднимать гири, следует один раз в сутки.

2.Для предотвращения спутывания боя часов в конце завода, гирю боя, правую, поднимайте несколько выше, чем гирю хода, левую.

3.Суточный ход часов при температуре 20°±5°С не должен превышать ±3 минуты в сутки.
Неточный суточный ход можно отрегулировать, для этого, ослабив контргайку на стержне маятника и вращать гайку, передвиньте линзу:
если часы спешат — линзу опустите вниз;
если часы отстают — линзу поднимите вверх.
За 1 оборот гайки точность суточного хода изменяется приблизительно на 1 минуту в сутки.
После окончания регулировки часов на точность суточного хода, закрепите положение линзы маятника — контргайкой и установите часы на верное время, смотрите пункт 10.

4.Если в процессе работы часов сигналы боя перестают соответствовать показанию стрелок, то восстановить соответствие можно, руководствуясь пунктом 9.

5.Чистку и смазку часов следует производить только в случае необходимости, при остановке их вследствие засорения механизма или загустевания, высыхания масла.
Для смазки часов употребляйте только специальное часовое масло.

Неисправности часовСпособы устранения неисправностей

Завод гарантирует соответствие качества часов и их действие требованиям ТУ 14—154—56 в течении 1 года со дня отпуска их магазином покупателю, при условии обращения с ними согласно данной инструкции.

Бесплатное устранение заводских дефектов в часах в период гарантийного срока производится:
а) Сердобским часовым заводом — город Сердобск, Пензенская область, Нагорная площадь, 5
б) Мастерская гарантийного ремонта
Адрес мастерской узнайте в магазине по месту покупки часов.

ПРИМЕЧАНИЕ: Гарантийный ремонт часов производится только при предъявлении инструкции.
При покупке часов требуйте испытания и наглядного показа их работы.

Дирекция Сердобского часового завода
Сердобская типография заказ № 26

Сердобский часовой завод в 70-е годы выпускал более современную модель гиревых часов 20-ЧГ, имевшую отличие только во внешнем оформлении, механизм и принцип работы идентичен гиревым часам 12-ЧГ.

Конструктивно механизм гиревых часов 12-ЧГ и 20-ЧГ практически не отличается от часов с кукушкой, рекомендуем ознакомиться со статьей
Инструкция по ремонту и настройке часов с кукушкой

Инструкция по ремонту и настройке часов ходиков, Сердобский часовой завод, СЧЗ

Ходики и их ремонт

Часы ходики приводятся в движение тяжестью опускаю­щейся гири, благодаря чему механизм этих часов находится под действием постоянного, равного по величине усилия, кроме мо­мента, когда подтягивают гири вверх. Опускание гири преобра­зуется во вращательное движение на цепное колесо, которое пере­дает вращение на триб промежуточного колеса. Промежуточное колесо в свою очередь сцепляется с трибом ходового колеса. Хо­довое колесо имеет своеобразно устроенные зубья, нажимающие на плоскости скобки, передающей импульс на маятник. К оси скобки прикреплена изогнутая стальная мягкая проволока, так называемая вилка, через отверстие которой проходит стержень маятника, висящего на качалке 9.

Колеса ходиков, как и во всех часовых механизмах, латунные, а оси и трибы — стальные. Трибы изготовляют цельные — фрезе­рованные и сборные, из стальных полированных штифтов, так называемое цевочное зацепление.

Механизм ходиков, вид спереди и сбоку
1 вексельное колесо, 2 триб вексельного колеса, 3 часовое колесо, 4 ми­нутный триб, 5 звездочка с зубьями, на которые надевается цепь

Цапфы осей вращаются в отверстиях, просверленных в латун­ных платинах.

Барабанное колесо имеет длинную ось, на задней стороне ко­торой свободно насажена вращающаяся звездочка с семью вы­ступами, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. На выступы надеты звенья цепи. К звездочке прикреплено храповое колесо, которое давит на собачку, расположенную на барабанном колесе, благодаря чему барабанное колесо, само по­ворачиваясь, передает движение остальному механизму.

Вместо собачки на барабанном колесе может быть укреплена скользящая по колесу фрикционная пружинка, проделывая ту же работу, что и собачка.

Движение стрелкам передается тремя зубчатыми колесами, помещенными между нижней платиной и циферблатом. Одно из них — минутный триб — туго напрессовано на длинную наружную ось барабанного колеса; рядом с ним на стойку надевается век­сельное колесо, сцепленное с минутным трибом. На ось барабан­ного колеса надето часовое колесо, сцепляющееся с зубьями триба вексельного колеса.

Ремонт ходиков следует начинать с осмотра всех узлов и де­талей и с выявления дефектов. Чистка деталей механизма — по­следняя операция.

Обязательно следует осмотреть все звенья цепи, сжимая каж­дое разжатое кольцо плоскогубцами для того, чтобы цепь не сры­валась с блока; блок, который может срываться, вследствие неис­правности собачки; качалку, и если она стерлась, поставить новую, изготовив ее из проволоки такой же толщины.

Если на плечиках скобки имеются глубокие царапины, риски или скобка покрыта коррозией так, что исправить ее нельзя, в этом случае следует изготовить новую скобку.

При изготовлении новой скобки следует плотно вбить продол­говатую стальную пластинку в пазы оси, плоскогубцами и напиль­ником придать требуемую форму и размеры обоим плечикам скобки, тщательно отполировать рабочие поверхности скобки.

После окончательной установки и регулировки новой скобки можно изгибать ее в нужном направлении, при этом между пле­чиками скобки должно помещаться не больше 2.5 зубьев ходо­вого колеса.

Заранее следует проверить ходовое колесо и, если имеются погнутые зубья, то выправить их плоскогубцами с гладкими губ­ками, или тупыми пинцетами, а затем отполировать рабочие плоскости зубьев.

Если минутный триб упирается в платину вследствие малого осевого зазора блочного колеса, необходимо отодвинуть блочное колесо внизу легким ударом молотка по плоскогубцам, приложен­ным к колесу настолько, чтобы образовался достаточный зазор между платиной и трибом.

Во время сборки механизма ходиков необходимо проверить, нет ли дефектов в деталях и узлах, по мере необходимости их устранить.

После сборки механизма необходимо смазать гнезда цапф, трущиеся поверхности скобки, рабочие места качалки и вилки.

Ходики после ремонта проверяют без циферблата, чтобы легче было определить и устранить недостатки.

После установки циферблата надо проверить, достаточен ли зазор у часового колеса и нет ли трения его о циферблат.

Поставив стрелки на нужное время, качните маятник. Прислушайтесь к звуку хода часов. Стук должен быть одинаковым при движении маятника влево и вправо. Добейтесь равномерности стука, сдвигая часы немного вправо или влево.

Если равномерный ход получается только при сильном перекосе часов от отвесной линии, то необходимо открыть заднюю стенку корпуса и немного подогнуть вилку скобочного валика 2 в сторону перекоса часов. После этого проследите за точностью хода собранных часов по другим часам или по источникам точного времени.

Если часы уходят вперед, то линзу маятника сдвиньте немного вниз по стержню, а если отстают, то подвиньте линзу вверх. Заводить часы надо один раз в день, подтягивая гирьку за левый конец цепочки.

Инструкция по ремонту и настройке часов ходиков, Сердобский часовой завод, СЧЗ

ИНСТРУКЦИЯ ПО РЕМОНТУ ЧАСОВ С КУКУШКОЙ

Инструкция по ремонту содержит краткое описание конструкции механизма 93104 часов гиревых с кукушкой, выпускаемых согласно ТУ 25–07.1059–74, рекомендации по ремонту в часовых мастерских и применению приспособлений, инструмента и материалов, необходимых для ремонта.

I. Краткое описание конструкции часов гиревых с кукушкой

1.1. Часы гиревые с кукушкой состоят из корпуса, деталей внешнего оформления и механизма 93104 представляют собой механические часы с гиревым двигателем, возвратно-крючковым ходом с дополнительными устройствами — боем и «кукушкой», периодом колебания маятника — 0,857±0,002 секунды.
1.2. Продолжительность работы часов от одного предельного поднятия гирь (масса гири 500±30 грамм) не менее 26 часов, при этом расстояние от конца гири, в предельно поднятом положении, до пола или предметов, ограничивающих опускание гири, не должно быть менее 1,82 метра. Заводка часов осуществляется поднятием гирь. Периодичность — один раз в сутки.
1.3. Средний суточный ход при нормальных условиях:
температура (20±5) °С
относительная влажность от 30 до 80%
атмосферное давление 630–800 мм ртутного столба должен быть в пределах ±3 минуты.
1.4. Регулировка периода колебаний маятника (передвижением линзы по стержню) обеспечивает возможность изменения суточного хода часов не менее, чем на 10 минут.

II. Конструктивный состав механизма

Конструктивно механизм 93104 состоит из:и
1) механизма хода 2) механизма боя 3) стрелочного механизма.

2.1. Механизм хода состоит из двигателя, основной колесной системы, хода (спуска), регулятора.
2.2. Механизм боя состоит из двигателя, колесной системы, сигнального устройства.
2.3. Стрелочный механизм состоит из колесной системы.

Позиция 1. Платина передняя
Позиция 2. Платина задняя с кронштейном
Позиция 3. Кронштейн кукушки со штифтом
Позиция 4. Кронштейн маятника со скобой и качалкой
Позиция 5. Рычаг-включатель
Позиция 6. Валик скобочный со скобой и вилкой
Позиция 7. Молоточек механизма боя
Позиция 8. Валик с рычагом подъема левого меха
Позиция 9. Валик с рычагом подъема правого меха
Позиция 10. Колесо приводное
Позиция 11. Колесо заводное сигнального механизма
Позиция 12. Ветряк
Позиция 13. Триб минутный
Позиция 14. Колесо вексельное
Позиция 15. Колесо останова боя
Позиция 16. Колесо среднее с трибом и кулачком
Позиция 17. Колесо пятерочное с трибом
Позиция 18. Колесо анкерное
Позиция 19. Колесо с кругом счетным
Позиция 20. Рычаг поворота кукушки
Позиция 21. Вилка
Позиция 22. Пружина рычагов боя и замыкания
Позиция 23. Пружина кукушки
Позиция 24. Подкладка пружины
Позиция 25. Триб счетный
Позиция 26. Планка кронштейна верхняя
Позиция 27. Планка кронштейна нижняя
Позиция 28. Скоба качалки
Позиция 29. Гайка (колонки)
Позиция 30. Шайба упорная
Позиция 31. Шайба (вексельного колеса)
Позиция 32. Шайба (броши)
Позиция 33. Штифт ограничительный
Позиция 34. Штифт конический

III. Работа механизма гиревых часов с кукушкой и боем

Работа механизма гиревых часов с кукушкой осуществляется следующим образом. Гири подвешены на крючки цепи, которые надеты на крестик. Крестик, две боковые шайбы, трехлепестковая пружина, собачка не позволяют цепи соскакивать со звездочки. Весь этот узел называется блочком и вращается на оси колеса привода позиция 10 и колеса заводного сигнального механизма позиция 11.

Под тяжестью гири, цепь вращает крестик вместе с колесом привода. Находящиеся на этой же оси колесо вексельное позиция 14 передает вращение трибу минутному позиция 13 и колесу часовому, число оборотов которого в 12 раз меньше числа оборотов триба минутного.

Колесо приводное позиция 10 приводит в движение триб колеса пятерочного позиция 17, передающего движение трибу анкерного колеса позиция 18, с которого получает импульс скоба валика скобочного позиция 6. Скоба через вилку позиция 21 и подвеску передает импульсы маятнику, поддерживая его колебания, скоба периодически затормаживает и освобождает анкерное колесо.

При опускании правой гири цепь вращает крестик блочки, вместе с которой вращается колесо заводное сигнального механизма позиция 11, которое передает вращение колесу среднему с трибом и кулачком позиция 16. Работа механизма боя и кукования заключается в освобождении механизма для начала движения колесной системы, ударов боя и кукования и их прекращения. Механизм боя действует в течение короткого времени после автоматического отпирания, которое производит стрелочный механизм. Для этого в трибе минутном позиция 13 закреплены два штифта. Вращаясь вместе с колесом, каждые полчаса штифты поочередно поднимают двуплечий рычаг рычага-включателя позиция 5.

При подъеме рычаг освобождает штифт колеса останова боя позиция 15 и колесо совершает короткий поворот, в конце которого штифт падает на носик рычага-включателя позиция 5. Когда минутная стрелка подойдет к цифре 12 или 6, штифт минутного триба освободит лежащий на нем двуплечий рычаг. Рычаг падая освобождает штифт колеса останова боя позиция 15 и приводит в действие механизм «кукушки».

Кукование производится следующим образом:
меха закрепленных голосов приводятся в движение поочередно, при помощи валиков с рычагами подъема левого и правого мехов позиция 8 и позиция 9, взаимодействующих со здездочкой колеса заводного сигнального механизма позиция 11. Фигура кукушки установлена на поворотном кронштейне кукушки со штифтом позиция 3, приводимом в действие от рычага-включателя позиция 5. При подъеме рычага-включателя в результате поворота кулачка позиция 16, кронштейн кукушки поворачивается и выдвигает кукушку в окно, одновременно открывая дверку. Левый мех при подъеме поднимает изогнутый хвост кукушки, в результате чего фигурка наклоняется. Чтобы кукушка могла куковать в точном соответствии с показанием стрелок часов, в механизме боя имеется счетный круг, соединенный со счетным колесом позиция 19 и вращаемым счетным трибом позиция 25, закрепленным на оси звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11.

На счетном круге имеются выступы неравной величины, размеры которых определяются количеством требуемых сигналов кукушки и боя. Счетный круг, поворачиваясь, подставляет очередную выемку под рычаг рычага-включателя позиция 5 который, опускаясь вместе с рычагом, стопорит колесо останова боя позиция 15 и все сигнальное устройство.

IV. Разборка гиревых часов с кукушкой

Разборка гиревых часов с кукушкой не представляет трудности. Разборка часов осуществляется в следующей последовательности:
4.1. Снять гири и маятник
4.2. Отвернуть две гайки минутной стрелки и снять стрелки
4.3. Снять крючок крепления птички к дверки панели.
4.4. Отвернуть шурупы от панели, снять корпус
4.5. Отвернуть механизм от панели
4.6. Отвернуть звуковые камеры от планок
4.7. Снять тяги
4.8. Разборка механизма осуществляется в обратном порядке сборки механизма

V. Сборка и регулировка гиревых часов с кукушкой

5.1. Сборка и регулировка механизма гиревых часов с кукушкой представлена в таблице 1.

Сборка механизмаТехнические требования механизмаОснастка

1. В платину переднюю позиция 1 вставить рычаг-включатель позиция 5, надеть муфту упорную на валик, конец валика вставить в отверстие рычага в проточку валика вставить шайбу (броши) позиция 32 и закрепить

Поставить колесо приводное позиция 10, колесо пятерочное с трибом позиция 17, колесо анкерное позиция 18, колесо заводное сигнального механизма позиция 11, колесо среднее с трибом и кулачком позиция 16 колесо останова боя позиция 15

Взять платину заднюю с кронштейном позиция одеть на колонки, цапфы трибов и валиков. Закрепить механизм гайками и проверить зацепление.

Зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11 должен быть расположен напротив ближней колонки (нижней, левой)

Срез на кулачке колеса среднего позиция 16 должен быть совмещен со срезом носика рычага-включателя позиция 5. Штифт колеса останова боя позиция 15 должен располагаться по диагонали, проведенной от верхней левой колонки к нижней правой

Плоскогубцы люфтовочные, плита латунная

VI. Возможные неисправности механизма и их устранение

6.1. В таблице 2 перечислены возможные неисправности механизма, способы их устранения.
6.2. Требования к отремонтированному механизму.
6.2.1. Средний суточный ход при нормальных условиях должен быть в пределах ±3 минуты в сутки.
6.2.2. Регулировка периода колебаний маятника (передвижением линзы по стержню) должна обеспечивать возможность изменения суточного хода часов не менее, чем на 10 минут.
6.2.3. Показания часовой и минутной стрелок должны быть согласованы между собой. При совмещении минутной стрелки с 12-часовой отметкой шкалы циферблата отклонение часовой стрелки от этой отметки не должно превышать половины минутного деления или угла 3° при отсутствии минутных делений.
6.2.4. Кукование и бой должны соответствовать показанию стрелок. Отклонение времени начала действия кукования и боя от показания стрелок не должно быть более 2 минут у часов первой категории и 1 минуты у часов высшей категории качества.
6.2.5. Звуки кукования и боя не должны издаваться одновременно.
6.2.6. Крепление механизма в корпусе должно быть прочным, исключающим его перемещение или качание при заводке

VII. Смазка механизма часов

Смазать цапфы валиков, трибов и скобу маслом часовым МЦ–3 или МЗП–6 по ГОСТ 7935–74. Масло дозировать в каждую точку по 1 капле маслодозировкой.

Наименование возможных неисправностейВероятная причина неисправностиУстранение
неисправности

1) Неправильно установлены часы на стене

2) Загрязнение механизма, приводящие к значительному увеличению трения в колесной передаче и остнову механизма

3) Скоба валика скобочного со скобой и вилкой позиция 6 сработалась

1) Установить часы строго вертикально, чтобы подвеска маятника не касалась кромок отверстия в корпусе и добиться равномерного стука хода и одинаковых размахов маятника в обе стороны

1) Промыть детали и узлы механизма в бензине, смазать опорные поверхности маслом МЦ–3 ГОСТ 7935–74

1) Заменить валик скобочный со скобой и вилкой

1). Хвост кукушки соскочил с верхней подвижной плоскости левой звуковой камеры

2). Ослабла пружина кукушки позиция 23

1). Хвост кукушки вывести на поверхность голоса и слегка потянуть влево

2). Усилить пинцетом пружину кукушки путем смещения на 1–2 оборота

1). Подогнуть плоскогубцами внутрь длинный штифт узла рычага-включателя.

2). Оправкой для загибки штифтов отогнуть штифт кронштейна кукушки со штифтом на себя

1). Неправильно установлено колесо останова боя позиция 15.

2). Носик рычага-включателя позиция 5 не совпадает со штифтом колеса останова боя позиция 15.

3). Длинный штифт узла рычага-включателя позиция 5 запал за штифт кронштейна кукушки со штифтом позиция 3

1). Установить колесо останова боя согласно техническим требованиям процесса сборки механизма таблица 1

1). Сиять шайбу (броши) с счетного круга, снять счетный круг позиция 19 и подгибом совместить штифт колеса останова боя с носиком рычага-включателя

1). Вывести длинный штифт узла рычага-включателя за штифт кронштейна кукушки.
Поправить пружину кукушки позиция 23

1). Погнут штифт позиция 24 триба минутного позиция 13

2). Отсутствует штифт позиция 34 триба минутного позиция 13

1). Подогнуть штифт триба минутного перпендикулярно плоскости колеса

1). Заменить триб минутный

1). Погнут зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11

2). Сломан зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11

1). Выправить оправкой для загибки штифтов зуб звездочки перпендикулярно плоскости колеса

1). Заменить колесо заводное сигнального механизма

1). 1) Сильно натянута пружина рычагов боя и замыкания позиция 22

2). Сильно натянута пружина кукования позиция 23

3). Сильно натянута пружина молоточка механизма боя позиция 7

4). За счет большого люфта минутной стрелки штифт позиция 34 триба минутного позиция 13 не поднимает рычаг узла рычага-включателя позиция 5

5). Погнут рычаг узла рычага-включателя позиция 5 в сторону платины

6). Высоко поднимается мех голоса

7). Погнутый зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11 упирается в кулачок колеса среднего с трибом позиция 16

1). Ослабить пружину

1). Уменьшить люфт минутной стрелки

1). Распрямить рычаг так, чтобы он был параллелен платине

1). Погнуть немного вниз рычаг валика подъема левого или правого меха позиция 8 и позиция 9

1). Выправить оправкой для загибки штифтов зуб звездочки перпендикулярно плоскости колеса

2). Мало поднимается мех голоса

1). Отвернуть винты крепления голосов, снять их тяги и вынуть голоса из корпуса.
Прочищая звуковую щель мехов, добиться нужного тона

1). Подогнуть рычаг валика подъема левого или правого меха позиция 8 и позиция 9 вниз — при слабом звучании, вверх — если звук дребезжащий

Инструкция по ремонту и настройке часов ходиков, Сердобский часовой завод, СЧЗ

Устройство и работа ходиков

Ремонт ходиков с гиревым заводом

Ошибки в работе механизма часов происходят от износа деталей или от погрешностей конструкции.

Приступая к ремонту часов, вынимают механизм. Для этого в часах-ходиках необходимо:

1) снять крючок, на котором подвешена гирями вытянуть цепь;

2) снять стрелки, для чего свинчивают гайку и минутную стрелку;

3) снять циферблат крупной отверткой (отвертку вставляют в промежуток между стойкой корпуса и обратной стороной циферблата, при небольшом усилии циферблат отходит от корпуса, к которому прикрепляется тремя гвоздями);

4) вынуть механизм, для чего отвертывают гайки крючков, прикрепляющих механизм к стойке.

Вынув механизм, раньше чем приступить к дальнейшей его разборке, выясняют его неисправности.

При этом в часах-ходиках можно обнаружить следующие, чаще всего встречающиеся неисправности:

1. Задевание одного колеса за другое, задевание колеса за платину, задевание за ближайший триб. «Чтобы это устранить, необходимо выправить колеса.

2. Неисправность качалки маятника, расшатанная вилка, расшатанный узел якоря, которые надо исправить.

3. Слишком широкая петля вилки, которую необходимо сузить.

4. Изношенность концов осей может произойти из-за недостатка масла или потому, что гнезда концов осей (футора) слишком тесны.

5. Цепь срывается с выступов блочка. Причина — расхождение колец цепи. Кольца надо сжать плоскогубцами.

6. Срывается блочек—следовательно сработался шарнир собачки, сама собачка или зубья храпового колеса. Для устранения этого недостатка сработанные детали надо заменить новыми или исправить старые.

7. Часы идут, а стрелки стоят на месте — трубка минутника или сам минутник. недостаточно плотно насажены на ось цепного колеса. Надо стянуть минутник или сжать трубку.

8. Кольца качалки стерлись—необходимо заменить новыми.

9. Погнут зуб в каком-либо колесе—надо выправить старый или вставить новый.

10. От недостаточной смазки и неправильного закрепления появрались канавки—следы зубьев спускового колеса на плечах узла якоря, нарушающие нормальную работу хода часов. Канавки необходимо удалить шлифовкой с последующей полировкой плечиков, выправить зубья спускового колеса.

11. Отсутствует продольный зазор в каком-либо колесе. Необходимо подогнуть платину в нужную сторону, а если отсутствует зазор в цепном колесе,— поднять минутник.

12. В результате плохой смазки или плохо полированных

концов осей разработались гнезда футоров, что вызвало заедание колес. Для направления надо стянуть футор в нужном направлении, а при значительной сработанности поставить новый.

13/ Погнуты или сломаны концы какой-либо оси. Надо выправить или. высверлить отверстие и вставить новый конец оси.

14. Лопнул узел якоря или сработались его плечи. Необходимо изготовить новый.

15. Погнуты или сработались штифты наборных трибов,
надо заменить новыми.

Узел якоря делают следующим образом: вырезают стальную пластинку толщиной 0,5—1 мм; концы ее скашивают на 1°, затем опиливают, шлифуют и полируют. Пластинку изгибают и придают ей форму, изображенную на рис. 46.

Рис. 46. Форма скобки узла якоря на 2,5 зуба

Готовый узел якоря должен охватывать 2,5—3,5 зуба спускового колеса. Готовую пластинку, предварительно закрепленную на валике узла якоря, надо закалить. Точную пригонку узла якоря производят подгибанием плечей, а правильность зацепления ц его глубина достигаются подгибанием моста, в котором установлена ось узла якоря.

Установив неисправности ходиков, приступают к дальнейшей разборке. Для этого надо отвернуть гайки с трех стоек и снять заднюю платину. Вынуть узел, якоря и остальные колеса. Чтобы вынуть цепное колесо, необходимо при помощи вспомогательного мостика предварительно снять минутник. При ударе медным молотком по оси цепного колеса минутник сойдет и даст возможность свободно вынуть цепное колесо.

После разборки механизма необходимо приступить к его исправлению. Затем, проверив пригодность исправленных деталей к дальнейшей работе, приступают к чистке часов. .

Чтобы очистить детали от грязи и излишков масла, их промывают в бензине, предварительно сняв с них щеткой пыль и грязь. После промывки детали необходимо насухо вытереть чистой тряпочкой и прочистить щеткой с мелом. Места, недоступные для щетки (гнезда футоров и др.), чистят деревянной палочкой.

После чистки часы-ходики собирают в следующем порядке: насаживают минутник на ось цепного колеса при помощи мостика; устанавливают колеса концами осей в соответствующие им гнезда передней платины; накладывают заднюю платину на стойки и осторожно вставляют концы осей колес в ее гнезда. Затем закрепляют платину гайками и прокручивают рукой колесную систему, чтобы убедиться в отсутствии заеданий в ней, достаточности зазоров и т. п. Убедившись в исправности механизма, немного свинчивают гайки, поднимают заднюю платину и вставляют узел якоря. Вставив узел якоря, гайки завинчивают до предела и проверяют правильность работы узла спуска. Одной рукой нажимают на цепное колесо, а другой медленно приводят в движение узел якоря, удерживая его за вилку. При необходимости производят соответствующие исправления.

Затем устанавливают стрелочный механизм. На неподвижную ось, укрепленную на передней платине, насаживают вексельное колесо, предварительно подложив под него необходимое количество шайб, чтобы обеспечить правильное зацепление с минутником; потом насаживают часовое колесо. Чтобы предотвратить перемещение вексельного и часового колес на своих

осях, на ось вексельного колеса насаживают замковую шайбу. После этого механизм смазывают (гнезда всех колес и узла якоря, плечи узла якоря) и надевают цепь на блочек.

В предварительно вычищенном корпусе укрепляют механизм при помощи двух крючков с гайками. Укрепляют циферблат тремя гвоздями. Выступающая ось цепного колеса должна быть по середине отверстия циферблата и последний должен быть «оставлен вертикально. Затем насаживают стрелки, которые закрепляют гайкой, и проверяют, не задевают ли они одна за другую, имеет ли часовая стрелка достаточный зазор; обнаруженные недостатки устраняют.

Повесив ходики на стенку и пустив их в ход, необходимо послушать, чтобы звук хода (тиканье) был ритмичный. Для этого часы передвигают в ту или иную сторону.. Если ходики окажутся сдвинутыми в сторону, необходимо подогнуть вилку узла якоря в сторону, противоположную той, в которую передвинуты часы. При установке механизма в корпус вилка не должна задевать за корпус, стержень маятника должен находиться в середине петли вилки, не касаясь ее краев. Эти дефекты устраняют отгибанием вилки в нужную сторону.

Неисправность крючка стержня маятника и качалки вызывает волнообразные движения маятника. Маятник должен колебаться в одной плоскости. Чтобы устранить возможные задевания звеньев цепи за стойку корпуса, надо сдвинуть механизм в нужную сторону, предварительно отвернув немного гайки крючков.

Иногда колебания маятника сопровождаются своеобразным свистом. Это указывает на отсутствие смазки у качалки, которую необходимо смазать маслом.

Регулировка хода часов-ходиков весьма примитивна. Она достигается опусканием или поднятием линзы-диска маятника. Суточная разница в +10 минут регулируемся поднятием или опусканием линзы-диска на 1 см. Кроме этого метода регулировки, который осуществим при обязательном наблюдении за часами в продолжении 2—3 суток, существует еще другой метод, основанный на принципе подсчета количества колебаний, производимых маятником в течение 1 часа. Этим методом используют также при подборе нового волоска для карманных часов и будильников.

МУЛЬТИСЕРВИС

Часовая
мастерская

Регулировка хода настенных часов

Точность хода часов

Маятник настенных часов дает возможность регулировать точность хода. Как известно, точность хода настенных часов зависит от количества качаний маятника. Неточно идущие часы можно подрегулировать передвижением линзы по стержню маятника. Если часы отстают, то линзу следует поднять вверх поворотом регулировочной гайки вправо, если спешат,— опустить поворотом регулировочной гайки влево. Остановившиеся часы не пытайтесь пустить в ход, исправляя их «домашними» средствами. Обратитесь к часовому мастеру, хорошо знающему механизм и имеющему необходимый инструмент и приборы не только для ремонта часов, но и для регулировки их хода. Маятник подвешен на очень тонком стальном подвесе (пружинке), который при неаккуратном обращении легко повреждается. Чтобы предохранить подвес, регулировочную гайку надо вращать правой рукой, придерживая линзу левой. Во многих стенных часах большая часть стержня маятника изготовлена из дерева, так как на деревянный стержень температура оказывает меньшее воздействие, чем на металлический.

Настройка хода механических часов

Настенные механические часы – технически сложное устройство, они требуют квалифицированного сервиса (настройки, установки). От правильной настройки зависит не только точность хода, но и долговечность часов.

Если часы остановились, следует проверить расположение троса (цепи) подвеса гири и правильность подвешивания маятника.

Если это не помогло — необходимо связаться с сервисным центром по ремонту часов.

Допустимое отклонение точности хода для настенных, настольных часов +/-30 секунд в сутки. Если часы идут, но не точно, следует отрегулировать точность хода часов. Для настройки точности хода рекомендуется действовать опытным путем.

Установка точного времени

Выставив на часах точное время даём походить им несколько суток. Чтобы получить суточную погрешность хода часов, нужно полученную разницу в точности хода разделить на количество суток. Например, если часы отстанут за 5 дней на 10 минут, то погрешность хода часов за сутки составит 2 минуты (120 секунд). Учитывая, что один оборот регулировочной гайки под линзой маятника в среднем составляет от полуминуты до минуты в сутки (в зависимости от модели механизма), проверяем, хватает ли длины резьбы для требуемой регулировки. В нашем случае регулировочную гайку надо повернуть на 3 оборота. Несколько сеансов регулировки позволят достичь удовлетворительной точности хода.

Механизм настенных часов

Механизм маятниковых часов достаточно прочный и неприхотливый, он может проработать без чистки в течение 2—3 лет. По истечении этого срока часы необходимо почистить и смазать, так как грязь от сгустившегося масла вредно отражается на точности хода часов. Во всех часах с боем механизм боя самостоятельно действовать не может. Будучи непосредственно связанным с механизмом хода, он приводится им в действие в определенные часы, после чего и отбивает время, показанное стрелками на циферблате. Для отбивания боя в разных часах устанавливают от одного до восьми молоточков, ударяющих по одной, двум или трем пружинам боя (для часов и получасов). Восемь молоточков обычно отбивают четверти часов по отдельным восьми пружинам. Звучащая пружина боя представляет собой спираль из стальной проволоки, а в часах нового типа применяются так называемые гонги. Гонги расположены внутри корпусов часов в вертикальном или горизонтальном положении и издают мелодичные звуки разной тональности. Каждый из молоточков должен быть установлен на определенном расстоянии от точки касания его пружины.

Дребезжащий неприятный звук боя объясняется тем, что молоточек вплотную касается пружины. Слабый звук боя указывает, что молоточек слишком удален от звукового элемента и наносит слабый удар; крепление звукового элемента на корпусе часов ослабло. Совместная, хорошо слаженная работа механизмов хода и боя действует безукоризненно до тех пор, пока не кончился завод обеих пружин. Когда завод пружины боя кончается, бой часов оказывается нарушенным. Если бой часов будет нарушен, то восстанавливают его поворачиванием минутной стрелки по направлению её движения.

Тестирование точности хода настенных часов

В нашей часовой мастерской можно протестировать точность хода настенных часов. В результате тестирования можно установить: нуждаются ли часы в регулировке, т.е. определить максимальный мгновенный суточный ход часов. При регулировке часов необходимо учитывать изменения, которые могли произойти в часах при их длительной эксплуатации: увеличения вязкости смазки, увеличение трения из-за загрязнения механизма, уменьшение крутящего момента заводной пружины.

Регулировка точности хода

Регулировка точности хода – очень важный процесс, доверить который лучше опытному мастеру. Поэтому если Ваши часы идут неточно, и Вам нужна профессиональная настройка точности хода, – обращайтесь в нашу часовую мастерскую. Наши опытные мастера отлично знают все часовые тонкости. Часовой мастер настроит ход Ваших настенных часов с приемлемой точностью.

Виды, характеристики и особенности часов «Маяк»

В СССР выпускали часы только повышенного класса точности. В 70 годы товар перестал быть дефицитным. Заводы обеспечивали внутренний рынок Советского Союза. Часы «Маяк» были качественными и недорогими.

Сердобский завод был основан в 1943 году в Пензенской области. Первые модели — будильники и настольные часы. В 1944 году завод освоил выпуск ходиков с кукушкой, а их массовое производство началось в 1955 году.

Популярная модель часов «Маяк»

Сердобский завод выпускал такие модели:

  • будильники;
  • настольные часы;
  • настенные;
  • ходики с кукушкой.

Настольные и настенные модели

Ходики делали на подставках в деревянном, пластиковом, каменном и хрустальном корпусе. На наружной стороне был указан класс точности. Приборы 1 класса имели более 11 камней, а 2 — не менее 7. На циферблате указан производитель — СЧЗ (Сердобский часовой завод).

«Маяк» выпускал механические экземпляры с недельной заводкой. Полный цикл необходимо было произвести через 7 дней. Антикварный экземпляр может иметь одностороннюю подводку. Для установки точного времени необходимо сделать полный оборот стрелок.

Завод выпускал настенные экземпляры: балансовые и маятниковые. Характеристики гиревых ходиков «Маяк»:

  1. Продолжительность хода — 26 часов.
  2. Точность ±3 мин.
  3. Механизм калибра — 93 мм.
  4. Интервал заводки — сутки. Правую гирю при этом поднимают немного выше, чем левую.
  5. Положение линзы маятника закрепляют контргайкой.

Модели изготавливали в деревянных и металлических корпусах. Цепь выполняли из стали, а гири — из чугуна.

Такие ходики нельзя вращать в обратную сторону — это может привести к поломке. В инструкции указано, что нельзя заводить ходики за 5 минут до и во время боя часов. Заводят их в одно время до упора пружины.

Часы с кукушкой

Такие модели были атрибутом роскоши. Интервал заводки, продолжительность хода и точность такие же, как у гиревых экземпляров.

Мастер рисовал контур заготовки, а потом вырезал лобзиком. Он использовал разные резцы, чтобы получить тонкий рисунок. В зависимости от модели корпус выполняли из фанеры или сосны.

Ходики с кукушкой «Маяк»

Механизм ходиков с кукушкой такой, как у моделей с боем. Он находится между двумя латунными пластинами. Каждые 30 минут появляется маленькая птичка и кукует. Она расположена на стальной проволоке.

У часов есть 2 цепочки, которые управляют скоростью вращения шестеренок. Цепочки проходят через отверстия корпуса, а на конце — крючок. На нем висит чугунный груз, который тянет цепь.

Кукушка и дверка соединены проволочкой. Звук создают 2 свистка, через которые меха прогоняют воздух. Настенные ходики «Маяк» использовали не только по прямому назначению. Они были декоративным украшением квартир во времена СССР.

Эксклюзивных моделей было много. Сердобский завод делал часы на заказ:

  1. После полета Гагарина.
  2. Для стадиона во время Олимпиады.
  3. Для первого секретаря ЦК КПСС и так далее.

Завод «Маяк» в Пензенской области был ликвидирован в 2004 году.

Инвестор из Самары в 2012 году предложил возобновить производство часов с кукушкой. Корпус изготавливают из дерева, а декоративные элементы выпиливает резчик на дому.

У прежних моделей кукушка была механическая. Новые образцы работают на микросхеме. Электронная птица кукует теперь только днем, а ночью замолкает. Это было сделано с помощью светового датчика.

Сердобские ходики с кукушкой «Маяк» были брендом СССР. Достоинство этих моделей в механизме. Самые большие часы с кукушкой находятся на вокзале в городе Сердобске.

Читайте также:  Природная зона степей: характеристика, описание, географическое положение и особенности степной зоны, природа, климат и почвы,
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: