РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ ГИПСОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ
Очистка гипсовой скульптуры
Повышенная пористость нетонированного гипса и его малая устойчивость к истиранию резко ограничивают применение механических способов очистки, особенно с использованием водных моющих средств. Активная водопоглощающая способность гипсовой поверхности служит причиной быстрого всасывания влаги вместе с загрязнениями в поры материала и его размывания. Помимо этого, глубокое насыщение гипса водой может вызвать повреждения армированной скульптуры (коррозию металлических и разбухание деревянных каркасов), а также растворение нередко присутствующих в толще гипса окрашенных включений, выносимых на поверхность по мере испарения влаги. Ограниченное применение моющих средств в сочетании с механическими способами очистки допустимо лишь на скульптуре с неповрежденной поверхностью и хорошей сохранностью защитного покрытия, в чем необходимо убедиться, увлажнив небольшой участок поверхности. При отсутствии быстрого впитывания нанесенной влаги (это свидетельствует о защищенности пор) можно воспользоваться препаратом «ВЭПОС» или «БИО-МИГ» по методике, рекомендованной для очистки камня.
Во всех остальных случаях, особенно при очистке светлой скульптуры, следует предпочесть пленочные способы очистки, исключающие механическое трение и сводящие к минимуму применение воды.
Пленочный способ очистки гипса
Одним из таких способов является очистка гипса с помощью крахмальных компрессов, которая заключается в следующем. Из картофельного крахмала готовят клейстер (для приготовления 1 кг клейстера берут 930 г дистиллированной воды и 70 г сухого крахмала). В доведенную до кипения и снятую с огня воду доливают разведенный в 100 г холодной воды крахмал и перемешивают до образования густого клейстера. Охлажденный (до 40—45 °С) клей готов к применению.
Предварительно обеспыленную флейцем или пылесосом поверхность скульптуры целиком покрывают приготовленным раствором в один прием, чтобы не было ореолов на границе между обработанными и необработанными участками поверхности. Клейстер наносят флейцем, а в глубоких западинах — кистью. Для получения нужной толщины покрытия (0,4—0,5 см) обычно требуется 2-кратное нанесение с интервалом в 10—15 минут. На покрытую клейстером поверхность тщательно укладывают равномерный слой разрыхленной ваты (1—1,5 см), назначение которой — препятствовать пересыханию пленки и облегчить ее последующее удаление.
Через 6—10 часов следует проверить состояние пленки, слегка отвернув край компресса. Если пленка приобрела достаточную эластичность и легко снимается, компресс можно удалить. В противном случае срок выдержки увеличивают (это зависит от температуры и влажности воздуха в помещении). Особенно следует остерегаться пересыхания пленки, так как это сопряжено с риском отслоения частиц гипса вместе с удаляемой пленкой. Если все же пересыхания не удалось избежать, пленку распаривают горячей водой. В случае необходимости перенесения заключительной части работы на сутки и более, можно предохранить компресс от пересыхания, закрыв обработанную клейстером скульптуру бумажным чехлом.
Этот способ очистки оказался исключительно эффективен при реставрации гипсовых медальонов работы скульптора Ф. П. Толстого (ил. 32).
32. Медальон «Битва при Лейпциге». Ф. П. Толстой (1783-1873). Гипс. ГМО «Художественная культура Русского Севера». Архангельск. В процессе реставрации. Удаление загрязнений с помощью крахмального компресса.
Склейка гипса
Пропиточные способы с использованием разбавленных клеевых растворов, рекомендованные для склейки пористого камня, применимы и для гипсовой скульптуры. Исключение составляют лишь некоторые клеи, например типа БФ, оставляющие на светлом гипсе интенсивные желто-коричневые ореолы.
Обычно применяют растворенные в органических растворителях термопласты: ПБМА, ПВБ и БМК-5 или водные растворы ПВА-дисперсии.
Перед склейкой гипса важно полностью удалить все, даже самые мелкие частицы гипса (а иногда и волокна пеньковой арматуры), присутствующие в местах разлома и мешающие точному совмещению соединяемых частей. Обычно применяются клеевые растворы более жидкой консистенции (15—20%), чем для склейки пористого камня, в остальном же методики склейки гипса и камня ничем не отличаются (ил. 33—34).
33 34
33—34. Бюст Н. И. Пирогова. Неизвестный скульптор. Начало XX в. Гипс патинированный. 2-й Московский медицинский институт.
33. До реставрации.
34. После реставрации. Произведена замена арматуры, склейка на ПВАД, догипсовка и тонировка швов.
Если нужно заполнить значительные зазоры между соединяемыми фрагментами, уместно производить склейку на жидком гипсовом растворе с добавлением в воду, предназначенную для затворения гипса, 15—20%-ный ПВАД.
После соединения фрагментов излишки гипса выжимаются, а фрагменты фиксируются до полного схватывания раствора. Затем гипсовочной лопаткой или ножом удаляют излишки гипса, выступавшие вдоль соединительного шва. Просохший шов при необходимости тонируют под общий тон акварелью с гуашевыми или темперными белилами.
Восстановление утрат и заделка сколов на гипсе
Для восстановления утрат на гипсовой скульптуре издавна применяется способ так называемой догипсовш, состоящий в нанесении на поврежденные участки гипсового раствора, из которого и моделируются восстанавливаемые фрагменты.
Утраченные детали сложной конфигурации обычно вначале выполняются в мягком материале (например, в белом пластилине), а затем с этой модели снимают форму, по которой и отливается гипсовое восполнение. Материалом для изготовления формы может быть гипс или, что гораздо удобнее, какой-либо синтетический эластичный материал — «Сиэласт», «Беласт», «Виксинт» и т. п. (ил. 35—36).
35 36
35-36. Водоросли. Фрагмент фонтана. А. Г. Сотников (1904-1989). «Счастливые рыбаки». Фарфор, цветные глазури, роспись. ГТГ.
35. В процессе реставрации. Замена грубых старых восполнений новыми.
36. После реставрации. Произведены формовка восполнений в силиконовых («Виксинт У-2») формах, тонировка и имитация глазури (15%-ный раствор МСН-7 в уайт-спирите).
Применение форм из эластичных материалов значительно упрощает формовочные работы, сводит до минимума многосложный и длительный процесс изготовления кусковой гипсовой формы, несмотря на обязательность дополнительной фиксации такой формы с помощью наружного гипсового «кожуха».
Особенно удобен в работе «Виксинт» (лучше равная смесь компаундов К-2 и У-1), затвердеваемый с помощью катализатора К-18 (4—5%). При нанесении на формуемый объект масса хорошо удерживается на вертикальной плоскости и за 25-50 минут, в зависимости от температуры воздуха, успевает полностью затвердеть. При отливке восполнения гипсом такая форма не требует разделительной смазки, и лишь при внесении клеевых укрепляющих добавок к гипсовому раствору рекомендуется предварительно смазать форму насыщенным мыльным раствором.
Отлитая по форме деталь крепится на скульптуре с помощью гипсового раствора приведенным выше способом склейки. В некоторых случаях, при устранении дефектов на полых отливках, гипсовым раствором наращивают («намораживают») изнутри толщину стенок, заполняют раковины, крупные трещины и т. д.
Работая со свежеприготовленным гипсовым раствором, следует учитывать, что при его нанесении на сухую гипсовую поверхность происходит активное обезвоживание вновь нанесенного гипса, и в результате меняются его физико-механические свойства — ухудшается сцепление с поверхностью, меняется окрашенность, резко уменьшается плотность и т. п.
Обезвоживание раствора можно значительно уменьшить, обильно насыщая водой поверхности, подлежащие догипсовке, либо изолируя их клеевыми пленками (поливиниловым спиртом, крахмалом, ПВА-дисперсией и др.).
Во многих случаях клеевая изоляция предпочтительнее увлажнения, так как последнее, как уже отмечалось, крайне нежелательно для старых гипсовых изделий.
Обезвоживание можно уменьшить и за счет более жидкой, чем обычно, заводки гипса31, а также при нанесении несколько «подсевшего» (загустевшего) раствора. Сложнее всего исключить обезвоживание при самых мелких догипсовках, которые обычно выделяются на светлой скульптуре более темным тоном. Кроме того, из-за повышенной твердости они с трудом обрабатываются. В таких случаях вместо гипса удобнее применять левкас, приготовленный на поливиниловом клее с мелом.
Приготовление левкаса
Исходным материалом для клеевого связующего левкаса является поливиниловый спирт (ПВС) — продукт гидролиза поливинил ацетата. Он представляет собой растворимый в воде белый порошок. Для приготовления клея необходимо замочить в 1 л дистиллированной воды 60 г порошка и выдержать смесь до набухания (около суток), а затем окончательно растворить до полной однородности на водяной бане, помешивая в течение 10—15 минут. Приготовленный сиропообразный раствор после остывания готов к применению.
В качестве наполнителя применяют тонко отмученный мел, который получают протиранием кускового мела через мелкое сито.
Мел засыпают частями в клей до нужной рабочей консистенции и смесь тщательно перемешивают шпателем. Определяя густоту массы, надо исходить из размеров мастикуемой утраты: чем она меньше, тем более жидким должен быть замес.
Максимальная толщина мастиковок (до 0,6 см) может быть получена многократным послойным наращиванием, не превышающим 0,2—0,3 см в каждом слое. Перед нанесением левкаса поверхность скола лучше смазать ПВС-клеем для увеличения адгезии мастиковок.
При необходимости подкраски левкаса под общий тон скульптуры применяются водные красители — акварель, настой чая, раствор марганцовокислого калия и т. п.
Тонировка гипса
Нередко загрязненную светлую гипсовую скульптуру вместо очистки предпочитают периодически забеливать в расчете на быстро достигаемый эффект поновления. Однако такие забелы со временем наслаиваются, сглаживая и огрубляя тонко моделированные детали скульптуры. Поэтому к тонировке гипса следует прибегать лишь в ограниченных случаях, например: при малой эффективности рекомендованных способов очистки, при наличии невыводимых окрашенных пятен или выделяющихся по тону нагипсовок и дополнений.
Производя тонировку скульптуры, необходимо соблюдать следующие правила:
1) тонировочный состав должен наноситься равномерно, возможно более тонким слоем, не скрадывающим самые мелкие детали моделировки;
2) прежде чем приступить к тонировке, надо удалить или максимально утоньшить все предыдущие красочные наслоения;
3) при наличии незначительных по площади окрашенных пятен достаточно нанести тонировку локально, в пределах пятна («косметика»).
Для тонировки светлого гипса лучше всего применять жидкий раствор тонко тертых гуашевых белил на обезжиренном молоке, подцвеченных до нужного оттенка акварелью.
Тонирование ведут по сухой обезжиренной поверхности мягкими кистями и флейцами или с помощью краскораспылителя, обычно в несколько приемов, с просушиванием каждого слоя.
Небольшие окрашенные пятна, не поддающиеся выведению, можно тонировать под общий тон мягкой восковой пастелью. Тонировка небольших утрат красочного слоя, а также гипсовых дополнений на патинированной в темные тона скульптуре осуществляется темперой или акварелью с темперными белилами (лучше — акриловыми).
Чрезвычайно сложен процесс удаления старых закрасок, так как зачастую красочная корка оказывается много прочнее находящегося под ней гипса. Применение размягчающих краску компрессов с теплой водой или растворителями (подобранными в зависимости от красочного связующего — клеевого, масляного или смоляного) не всегда оказывается успешным, а работа по удалению краски скальпелем почти неизбежно приводит к повреждениям скульптурной поверхности.
Гидрофобизация гипса
Свойственная гипсовому материалу пористость, наличие сильно развитой внутренней поверхности, способствует его повышенной склонности к глубинному влагонасыщению, которое может достигать 25—30%. Но даже при незначительном увлажнении гипса (до 2—3%) начинается процесс его структурного разрушения, приводящий к снижению прочности и появлению пластических деформаций («ползучесть» гипса).
По данным исследователей, механизм этих видоизменений состоит в частичном растворении водой структурообразующих элементов гипсового материала, а также в расклинивающем действии водяных пленок, нарушающих внутренние межкристаллические связи.
Учитывая эти свойства гипсового материала, становится понятным значение, придаваемое консервационным защитным мерам, направленным на увеличение влагостойкости гипсовых изделий. Важное место среди них принадлежит различным способам гидрофобизации гипсовой поверхности с целью придания ей водоотталкивающих свойств.
Выше уже говорилось о восковых покрытиях, наносимых в процессе изготовления скульптурных отливок. Для этого обычно используются 10—15%-ные растворы натуральных или искусственных восков в скипидаре, уайт-спирите и других растворителях. Такой способ защиты гипса, несмотря на некоторые недостатки, присущие воскам (малую устойчивость к истиранию и повышенную загрязняемость), в целом себя оправдывает — особенно при условии своевременного восстановления и профилактики восковых покрытий. (В частности, следует учитывать и декоративное назначение восковых покрытий, придающих гипсовой поверхности характерный теплый оттенок и легкую глянцевость.)
Что же касается кремнийорганических гидрофобизаторов, обладающих рядом преимуществ перед восками, в первую очередь долговечностью, то их применение может оказаться более предпочтительным в следующих случаях:
1) при необходимости сохранения матовой поверхности скульптуры, ранее не подвергавшейся защитной обработке;
2) при наличии скрытых повреждений скульптуры, чинок, догипсовок, окрашенных пятен и т. д., способных выявляться при вощении;
3) при восстановлении восковых покрытий — в качестве модифицирующих добавок (в количестве 1—2%) к применяемым воскам.
Из кремнийорганических гидрофобизаторов чаще используются 2—3%-ные растворы МСН-7 или К-921 в толуоле или уайт-спирите, так как эта группа продуктов — полиорганосилазаны — наряду с гидрофобизирующей способностью обладает укрепляющими свойствами.
Правильный уход за садовыми фигурами и их реставрация
- 07 июля 2017 15:32:18
- Отзывы :
- Просмотров: 19846
Люди, принимающие решение купить садовые фигурки для сада или двора частного дома, не всегда задаются вопросами: как и для чего нужно за ними ухаживать, что может грозить садовому декору в условиях повышенной влажности, зимних холодов и палящего солнца. Они просто радуются тому, что их участок расцвел и обрел свои уникальные черты. Но радости этой может хватить только на 1 сезон, потому что при неправильной эксплуатации и несвоевременном уходе садовые скульптуры просто теряют привлекательность, а могут и вообще прийти в негодность.
Чтобы этого не произошло, а купленные статуэтки для сада сохранили максимально долго свои эстетические и качественные характеристики, следует придерживаться некоторых правил, о которых мы и расскажем в этой статье.
Что грозит декоративным фигурам в саду?
Сказать о том, что все фигуры для сада ведут себя одинаково при равных условиях сложно. Очень многое зависит от материала, из которого они изготовлены, от месторасположения (прямые лучи солнца, тень, взаимодействие с влагой и пр.), от наличия и качества лакокрасочного покрытия и порядочности производителя садовых фигур.
Самыми долговечными и наименее склонными к разрушениям и потере красоты (после изделий из натурального камня) по праву считается садовый декор из полимеров (полистоуна). Кроме того, что материал отличается длительным сроком службы, он дольше всех удерживает краску и требует минимального обслуживания. Да, краски могут со временем выгорать на солнце, как и на любом другом материале. Само же покрытие не станет облущиваться через пару месяцев нахождения под открытым небом, по крайней мере, не так интенсивно, как это происходит с гипсовыми или керамическими фигурками.
Есть и такие садовые фигуры из полимеров, которые не имеет смысла вскрывать лаком, чтобы сохранить «естественную» красоту – чаще всего это относится к скульптурам животных, которые при нанесении лака становятся глянцевыми и больше напоминают простую игрушку, чем волка, к примеру, или кошку. Именно они оказываются наиболее беззащитными в непогоду, но при хорошем уходе сохраняют свою красоту долго.
В скульптурах для сада из полимеров производители часто оставляют небольшое отверстие на дне (это, кстати, прекрасная возможность самостоятельно утяжелить фигурку песком).
Интересным фактом делятся наши клиенты, купившие декоративные фигурки для украшения своего участка. Иногда случается так, что садовая статуя становится тяжелее осенью, нежели была весной, а связано это с тем, что она наполняется песком… из-за муравьев, которые обустраивают внутри себе жилище. Такие случаи бывают, и их тоже необходимо учитывать, чтобы заранее позаботиться о недопущении насекомых с помощью специальных средств.
Если же говорить о декоративных аксессуарах для украшения сада из других материалов, то можно отметить, что гипсовые фигурки при отсутствии качественной грунтовки глубокого проникновения совершенно не переносят влагу, впитывают ее и разрушаются; металлические предметы подвержены коррозии и часто ржавеют, если краска растрескалась и туда попадает вода; древесина же вообще не терпит воды и перепадов температурного режима, потому при длительном солнечном воздействии может лопаться и давать трещины, а из-за постоянного намокания покрывается плесенью и гниет.
Подлежат ли реставрации садовые фигуры?
Если ваш декоративный фонтан, садовая скульптура или уличная подставка для цветов превратились в несколько частей, а то и вовсе разбились на осколки, то о реставрации не стоит даже думать – гораздо проще, дешевле и надежнее, с любой точки зрения, купить садовую фигуру и заменить разбитое.
В случаях, когда есть четкое понимание, что все поправимо и можно попытаться вернуть полюбившемуся декору привлекательный внешний вид, то непременно стоит попробовать.
Бывают ситуации, когда владельцы обращаются в магазины, реализующие садовые фигурки или декоративные фонтаны собственного производства, а также выполняющие их последующую реставрацию в качестве дополнительной услуги, и тогда получают уже готовый вариант, который зачастую ничем не отличается от первоначального. Очень часто люди пытаются самостоятельно устранить повреждения, если они небольшие и есть желание и возможность проявить творчество и занять руки.
Реставрация ландшафтных фигур своими руками
Перед тем как приступить к любым работам, стоит тщательно осмотреть садовую фигуру на предмет трещин, микротрещин, сколов и целостности лакокрасочного покрытия. При обнаружении малейших пузырьков или отлущенной краски необходимо убрать покрытие, используя шлифовальные губки или наждачную бумагу. Очень важно хорошо отмыть садовую статуэтку не только поверхностно, но даже в труднодоступных местах с помощью влажной тряпки, мягкой губки под проточной водой и обычного (не агрессивного и неабразивного) моющего средства. После этого необходимо оставить ее на время, чтобы садовая скульптура полностью просохла.
Восстановление садовой фигурки при сколах или трещинах
Если при осмотре обнаружены небольшие трещинки, то лучше всего с ними справится шпатлевка. Если от садовой фигуры отломался кусок, на помощь придут «жидкие гвозди», клей «Кристалл» или суперклей – отколовшиеся части соединяются и прижимаются руками на некоторое время, излишки клеящего средства удаляются, а сама фигурка откладывается до полного высыхания (обычное время засыхания «жидких гвоздей» около 5-12 часов). Затем нужно обязательно нанести шпаклевку (желательно автомобильную, но можно использовать и предназначенную для выполнения наружных работ), которая поможет выровнять поверхность. Чтобы добиться нужного результата необходимо сделать несколько слоев и после каждого шлифовать поверхность очень мелкой наждачной бумагой или специальной губкой до состояния гладкости.
Иногда люди заполняют большие трещины или сколы (более 1 см) монтажной пеной, но это достаточно рискованная процедура, поскольку можно не рассчитать количество и, с учетом увеличения пены в объеме впоследствии, фигурку может просто разорвать. В качестве альтернативы можно заклеить дырку пластырем на тканевой основе, марлей или малярным скотчем. После этого наносится несколько слоев шпаклевки и шлифуется наждачкой.
С помощью пены можно попробовать «слепить» недостающую часть при небольших сколах (ушко, угол и пр.). Сделать это, на самом деле, проблематично, и фигурка все же несколько утратит свою красоту и точность, да и стоять в таком виде сможет не долго. Но если нет другого выхода, а о том, чтобы купить садовую фигуру речь пока не идет, то можно попробовать. После того, как получилось восстановить целостность, можно переходить к грунтовке и окраске. Люди часто забывают о необходимости тщательно прогрунтовать фигуру или экономят материал, но в результате краска держится гораздо хуже, и сама фигура становится более подверженной вредным воздействиям. Очень важно использовать качественный грунт и нанести его так, чтобы он глубоко проник в каждый миллиметр садовой фигуры, включая дно изделия и, по возможности, внутреннюю поверхность. Это особенно важно для гипсовых и керамических изделий. Если скульптура небольшая, то ее можно просто окунуть в грунтовку и оставить до полного высыхания.
Восстановление красок и полная перекраска декоративных скульптур и уличных фигурок
Наиболее подходящими для окрашивания садовых фигур считаются художественные акриловые краски, произведенные на водной основе. Цветные можно покупать в небольшом количестве, потому что их расход будет небольшим, а вот белую или черную (в зависимости от фигуры) краску лучше купить в большем объеме, т.к. она практически всегда используется в качестве дополнительного грунта и наносится на всю поверхность. Важно помнить, что такие краски довольно быстро засыхают как на самой фигурке, так и на кистях, потому любые излишки удаляются сразу, а кисти желательно периодически промывать под проточной водой с использованием хозяйственного мыла.
Стоит учитывать и тот факт, что одного слоя часто бывает недостаточно, потому при смешивании красок разных оттенков лучше сделать объем немного больше необходимого, чтобы не попасть впросак, если не хватит. Между нанесением первого и второго слоев должно пройти не менее 3 часов. После этого садовая статуэтка оставляется в хорошо проветриваемом месте не менее, чем на сутки до полного высыхания.
Покрытие лаком садовых фигур
В зависимости от того, как должны выглядеть фигурки для сада и какую роль они играют, подбираются матовые или глянцевые лакокрасочные вещества. Т.е., если это фигурка животного, то желательно или совсем не наносить лак, или использовать матовый для придания максимальной естественности, если же это просто какой-то красивый садовый декор, то можно нанести пару слоев глянца для придания блеска. Особым шиком считается аэрозольный лак, но за счет высокой цены его лучше использовать только для труднодоступных мест.
Чтобы покрытие хорошо смотрелось, цвет не мутнел и не было белого налета, наносить лаковое покрытие нужно очень тонким слоем, не допуская подтеков и «незамеченных» мест. После полного высыхания (не менее суток) допускается повторное нанесение при необходимости. И только по истечении пары дней парковая скульптура или любой другой предмет дачного декора могут считаться готовыми.
Как ухаживать за садовыми фигурами?
Какие бы варианты вам ни предлагали интернет-магазины садовых фигур и что бы ни рассказывал продавец на рынке, в реальности не существует садового декора, за которым не нужно было бы ухаживать. Если, к примеру, своевременно не удалять пыль и не убирать загрязнения, то впоследствии будет очень трудно избавиться от них естественным путем с помощью воды или мягкой губки. Вне зависимости от материла, из которого изготовлены ландшафтные фигуры, они требуют бережного к себе отношения и регулярной очистки.
Дачные фигурки из полимера (полистоуна) обычно покрыты специальной защитной краской. Их желательно мыть под проточной водой или со шланга хотя бы раз в месяц при хорошей погоде и удалять загрязнения по мере необходимости при плохой. Они устойчивы к внешним природным воздействиям, легко переносят солнечные лучи, дожди и снег. Краску иногда можно обновлять, если декоративная статуя постоянно находится на солнце и цвета несколько поблекли. Садовый декор без углублений (чаш) можно оставить на зиму на улице, как есть. Садово-парковые фигуры, имеющие выемки и удерживающие воду (декоративные фонтаны, чаши, корзины, кувшины и т.п.) требуют обязательного укрытия плотным водонепроницаемым материалом, например, полиэтиленом, если их зимовка в помещении невозможна. Главное – следить, чтобы они не располагались в месте, где вода имеет свойство скапливаться во время продолжительных осенних дождей и последующих заморозков или таяния снега, чтобы влага не попадала внутрь через отверстие на дне и впоследствии фигуры не разорвало.
Бетон, хоть и кажется прочным, плохо переносит резкие перепады температур, а из-за немалого веса заносить его в помещение достаточно проблематично. Чтобы предотвратить разрушение, нужно регулярно смазывать поверхность садовых статуй составом, содержащим воск. Тонкий слой такой защитной пленки может помочь избежать скопления влаги и попадания внутрь фигуры, тем самым предотвращая растрескивание. Регулярная уборка и удаление загрязнений также рекомендуются.
Очень осторожно нужно обходиться с деревянными скульптурами – их необходимо часто протирать слегка влажной салфеткой и обязательно следить за тем, чтобы не появились царапины, через которые может проникнуть внутрь влага. Пористая керамика может замерзнуть и впоследствии лопнуть, потому в зимний период такой декор для сада желательно хранить в помещении.
И еще несколько полезных советов
- Никогда не пытайтесь прикрутить садовую фигуру из полимеров (полистоуна), пластика, керамики – они, как минимум, дадут трещины, а могут полностью лопнуть. Если требуется закрепление, лучше использовать прочную леску или веревку, с помощью которых можно привязать дачные фигурки к какому-то предмету или подвесить на ветку, к примеру. Прикрепить дно можно малым количеством цемента, бетона или с помощью “жидких гвоздей”, полимерного клея, предварительно подготовив и обезжирив обе склеиваемые поверхности.
- Ландшафтные фигуры животных требуют особого подхода к покраске для того, чтобы вид оставался максимально реалистичным. Не стоит покрывать поверхность таких фигурок краской одного тона (сначала наносится основной, а затем добавляются штрихи близких оттенков, например, при разбавлении или смешивании красок). По той же причине не стоит вскрывать их лаком или любым другим глянцевым покрытием.
- В декоративные уличные фонтаны категорически запрещается добавлять средства, способствующие удалению зелени и препятствующие “цветению” воды, которые часто используются в обычных бассейнах. От этих средств покрытие может испортиться и прийти в негодность.
- В качестве утяжеления садовых статуй можно использовать только песок и ни в коем случае нельзя полностью заливать внутрь изделия бетон, цемент или гипс, т.к., натягивая влагу, они могут расширяться и просто порвут фигуру.
- Старайтесь покупать фигурки от производителя, чтобы иметь возможность обратиться по поводу возможной реставрации или получения консультации.
Наш интернет-магазин садовых фигурок предлагает только качественные предметы для украшения сада, и мы можем гарантировать длительный срок эксплуатации при условии надлежащего ухода за ними. Все садовые фигурки, статуи, уличные фонтаны и декоративные статуэтки изготовлены из устойчивого к переменам погоды материала и могут находиться на улице в любое время года. При необходимости, мы оказываем услуги реставрации садовых фигур и с удовольствием ответим на любые вопросы, связанные с покупкой, использованием, уходом и восстановлением дачного декора.
Мастер-класс по реставрации гипсовых фигурок или Дачные зарисовки-5
Эльмира Большебратская
Мастер-класс по реставрации гипсовых фигурок или Дачные зарисовки-5
Наверное, у кого есть дача, то обязательно есть хоть одна гипсовая фигурка в виде украшения сада или огорода. Так же и у нас было до недавнего времени 3 гнома, которые с весны и до поздней осени радовали нас своим присутствием на дачном участке.
Пришла весна и мы с нетерпением поехали на дачу- подготовить теплицы к новому сезону. А я встретилась со своими гномами, которые к сожалению имели не презентабельный вид.
Простояв два сезона и перезимовав в теплице, самый маленький гном потерял свой шарм, краска вся потрескалась и облупилась, появились в некоторых местах сколы.
Пришлось его забрать домой и попробовать отреставрировать. Как сейчас стало очень актуальным- в помощь нам интернет, пересмотрела я некоторое количество видео и мастер-классов по реставрации и решила сделать по-своему.
Итак,приступим: нам понадобится гипс (или алибастр, кисть для нанесения гипса, кисточки для разукрашивания, краски акриловые (я использовала краски и кисточки от набора картины по номерам, лак яхтный, кисть для нанесения лака
Шаг 1 – зачищаем фигурку от облупившейся краски
После заищаем сколы пилочкой для ногтей или наждачной бумагой – после очистки сколы могут увеличиться, но это не беда
Шаг 2 – разводим алибастр или строительный гипс до консистенции жидкой сметаны, чтобы он быстро не схватился добавим щепотку лимонной кислоты (познания из интернета)
Шаг 3 – наносим гипс на фигурку с помощью кисти для рисования- у меня была кисть №5 белка, замазываем сколы, трещены и неровности, образовавшиеся от влаги на фигурке, всю фигурку можно не покрывать. Затем ждем несколько минут до высыхания верхнего слоя, подсохнув он светлеет
Если в некоторых местах осталась краска- не переживайте пусть и остается- мы с ней разберемся во время покраски
Шаг 4 – берем нашу кисть и воду- и наносим воду на те места, где появились неровности и шероховатости, чтоб после окончательного высыхания фигурки избежать процесс зашкуривания
Шаг 5 – ставим фигурку в теплое и сухое место до полного высыхания примерно 24-36 часов
Шаг 6 – разукрашиваем фигурку на ваше усмотрение
Шаг 7 – ставим фигурку в теплое и сухое место до полного высыхания примерно 12 часов
Шаг 8 – покрываем яхтным лаком на 2 раза и не забываем покрывать лаком дно фигурки
Вот что у меня получилось
И вот один совет, который я услышала от директора завода по производству фигурок из гипса- купив новую фигурку обязательно покройте лаком дно фигурки, а лучше еще на раз всю фигурку и ставить фигурки лучше не на землю или в траву, а на любой постамент.
Выслушав эти рекомендации до начала сезона- я перекрыла все свои новые приобретения лаком, а встретитесь с моими новыми друзьями уже в 6 части!
Желаю всем удачи и пусть наши фигурки радуют нас своим долголетием!
«Дачные истории». Содружество плитки и цемента. Часть 3. «Дачные истории». Содружество плитки и цемента. Часть 3. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень рада, что Вы положительно оценили мои.
«Весенние зарисовки» Выгляннуло яркое ласковое весеннее солнце. Оживает природа, радуются дети. Хочется творить, фантазировать и создавать весенние шедевры.
Дачные истории. Бочки и бочонки ДАЧНЫЕ ИСТОРИИ. Бочки и бочонки. Продолжаю публикацию своих материалов из раздела «Дачные истории». На этот раз представляю Вашему вниманию.
Фото зарисовки «Волшебница-Зима» Здравствуйте,друзья! На улице наступил второй месяц зимы. У нас в городе выпал снег. Все вокруг белым бело. На деревьях сидят снегири и.
Изготовление фигурок для настольного театра из палочек от эскимо Не перечислить всех достоинств настольного кукольного театра в развитии ребенка. Дети с удовольствием не только смотрят представления, но.
Литературные зарисовки Всё вокруг в белоснежном убранстве! Горит переливается снег разноцветными огнями от света солнечных лучей. Кружатся в воздухе и падают на.
Фотоотчет «Весенние зарисовки пластилином» Уважаемые коллеги, если вы еще не пробовали с вашими воспитанниками рисовать пластилином, то обязательно попробуйте. Понравится и Вам и.
Небольшие зарисовки о зиме По своим природным богатствам и красоте Лужский район по праву считается жемчужиной Ленинградской области. Особенно живописны его ландшафты:.
Новогодние зарисовки-фотоотчёт. Каникулы-прекрасная пора. Но и после Новогодних каникул хочется продолжения праздника. Поэтому часть зимних украшений группы встречает наших.
Творческая мастерская «Весенние зарисовки» Цель:1. Установить партнерские отношения с семьей. Объединить усилия для развития и воспитания детей. Создать атмосферу общности интересов,.
Чем склеить скульптуру?
Сегодня, пока я в саду работал, дитя отломало чужой скульптуре руку и ногу
Я думал что статуя бронзовая, но *вскрытие* показало на сломе что то похожее на пенобетон.
Чем это лучше склеить?
Хозяин вернётся 2 августа, буду каяться , но конечности приделать надо, может и не расстреляет меня.
Ищу сейчас в интернете подобную, не находятся, да и цены не радуют.
Клей “Момент” – выход из всех ситуаций
можно так склеить что и каяться не придется, был у меня такой случай. А в вашем и ПВА подойдет отлично. Только качественный, густой
..эпоксидка безцветная рулит в таких ситуациях
я бы чем нибудь водорастворимым клеил. Каскол, акриловые, пенобетон жеж.
2mirock . я понял, что скульптурка в саду стоит . дожди, мороз, жара
Палецкий написал :
2mirock . я понял, что скульптурка в саду стоит . дожди, мороз, жара
ага, это я чето прошляпил, жара опять же
Палецкий написал :
я понял, что скульптурка в саду стоит . дожди, мороз, жара
Ничё – пара соосных дыр в обломки, мет. армирующий стержень ( обрезок арматуры, ст. прутка ), все смазать эпоксидкой, сжать и зафиксировать до полимеризации смолы.
В смолу можно чуток пыли от скульптуры – будут клеенные швы менее заметны.
Тоже про это думал, но не соображу как соосное отверстие точно просверлить.
zvolki написал :
но не соображу как соосное отверстие точно просверлить.
Точно – особо и не надо, эпоксидки только в отверстия перед установкой стержня натолкать.
Капаете чуть-чуть контрастной краски примерно по центру к одному из обломков и совмещаете.
По следу краски и сверлить .
. не надо там отверстий . нагрузка на шов минимальна
Эпоксидка кстати воду не любит. Через пару лет отвалится. Я за вариант штырек + клей. По крайней мере гарантия будет что не отвалится.
Циник написал :
Я за вариант штырек + клей.
Вопрос выбора клея еще не определился.
Может какой нибудь Супер, в маленьком тюбике которые все клеят?
Сегодня похоже в этот сад не попаду, а сломы повлажнеют и пылятся.
Циник написал :
Эпоксидка кстати воду не любит.
..Вы ошибаетесь, она ее не просто не любит, а совершенно не вступает с ней ни в какие связи
zvolki написал :
Может какой нибудь Супер, в маленьком тюбике которые все клеят?
Супер хорош на гладких, маловпитывающих поверхностях, а Вам надо вязкий (обьемный) клей, который заполняет поры-раковины и по высыханию можно шлифануть . соединение будет монолитно
А если термоклей? Или на солнце отвалится.
Сегодня пытался клеить чем то вроде Момента, в аннотации написано что клеит керамику, пластик и ещё много чего. Не получилось надо сжимать, и зафиксировав некоторое время держать, рук не хватает.
Сверлил отверстие для штыря, пахнет пластиком.
Думаю где нибудь с тыла засверлить и стянуть длинным шурупом, промазов эпоксидкой.
Тоже сдавливать надо, плохо представляю себе сам процесс с термоклеем.
Вот домой приволок
Прикольная скульптура. zvolki зря вы от эпоксидки отказались . намазали, зафиксировали и через сутки все в шоколаде
Вот оно ключевое слово, Аппарат Элизарова нужен.
Буду сеня эпокситку пытать.
эээ черную заклеите хрен кто заметит, белую тяжелее. шов потемнеет, а эту легко
Поксипол. 5 минут подержать руки не отвалятся. Чистовые поверхности лучше защитить малярным скотчем. Если есть раскрошенные участки, то потом подточить надфилем и шкурочкой. Самое проблемное будет окраска, надеюсь она не понадобится.
Точную, подробную технологию можете почитать здесь: ” >
ЗЫ: Не сразу охватил размеры скульптуры. В такой и штифты установить можно.
ac_52 написал :
Поксипол. 5 минут подержать руки не отвалятся.
Если поверхность излома большая, неровная, да плюс штифт, то 5 минут даже “на помазать” качественно может не хватить. Делать придется в авральном режиме.
zvolki написал :
Вот оно ключевое слово, Аппарат Элизарова нужен.
Уроки ГО в школе вспомните Шины из 3-4 дерев. реек по кругу + веревка, бинт, скотч.
iale написал :
5 минут даже “на помазать” качественно может не хватить.
Резонно. Я сразу не понял размеры скульптуры – подумал, что на полочке стоит , а такие я клеил поксиполом.
Циник написал :
Эпоксидка кстати воду не любит. Через пару лет отвалится. Я за вариант штырек + клей. По крайней мере гарантия будет что не отвалится.
Ну застывшая эпоксидка к воде абсолютно безразлична. вот к влажной поверхности клеится действительно не любит.
Admin написал :
Клей “Момент” – выход из всех ситуаций
Уважаемый Admin. Я полагаю для “момента” более подошли бы еще более “улыбчивые” символы
ac_52 написал :
Поксипол. 5 минут подержать руки не отвалятся. Чистовые поверхности лучше защитить малярным скотчем. Если есть раскрошенные участки, то потом подточить надфилем и шкурочкой. Самое проблемное будет окраска, надеюсь она не понадобится.
Точную, подробную технологию можете почитать здесь: ” >
ЗЫ: Не сразу охватил размеры скульптуры. В такой и штифты установить можно.
Поксипол ИМХО – ерундовая идея. та же эпоксидка ( которая хороший клей, но не для гипса), только “разбавленный”. ИМХО- быстро и недолго ( года на три) – любой цианометилакрилатный клей. Небыстро и не очень долго ( лет пять) – клей для плитки. Медленно но “навечно”- штифты и цемент.
Господа-товарищи, я где то выше писал- что когда сверлил- Пахнет Пластиком.
Плиточный клей отпадает, шва не дожно быть видно.
Изучал сегодня полку в магазине: Есть два вида эпоксидки (сдвоенные шприцы для дозировки), по рекламе можно зубья на шестеренках клеить и некоторые виды пластиков, вторая попрще
Вопрос теперь звучит так- Можно ли эпоксидкой клеить пластик с неизвестным наполнителем?
Спасибо за участие и сочувствие.
zvolki написал :
сдвоенные шприцы для дозировки
. самое оно! Очень удобно в замесе . а так, то они одинаковые по большому случаю
zvolki написал :
Можно ли эпоксидкой клеить пластик с неизвестным наполнителем?
. только полиэтилен не берет, а так – любой пластик
zvolki написал :
пластик с неизвестным наполнителем?
А не из Polystone ( иск. камень ) ли эта скульптура . Тогда для нее спец. акриловый клей нужен.
Не уверен, но может такой Космофен подойдет
” >
Местный поиск выдает только пару фирм по пластиковым окнам (:
Палецкий написал :
Сообщение от zvolki
Можно ли эпоксидкой клеить пластик с неизвестным наполнителем?
. только полиэтилен не берет, а так – любой пластик
А кроме этого фторопласты, поливинилхлорид, силоксановые каучуки . Хотя последнее не так уж и важно. не думаю что скульптурка- мечта онаниста из ближайшего sex- шопа.
Если пластик- тогда пожалуй цианометилакрилат или эпоксидка. Я бы начал с цианометилакрилатного клея – результат будет виден через пять минут ( возможно в в виде намертво приклеившийся к руке руки ) , с эпоксидкой- только через пару дней.
Реставрация статуэток
В мастерской производится профессиональная реставрация статуэток, коллекционных сувениров из дерева, камня, слоновой кости, бивня, фарфора, стекла, металла. Африканских масок из черного и эбенового дерева, чернильных приборов, кукол, игрушек, шахмат, вееров и всевозможных миниатюр.
В мастерской можно заказать полки или витрину для коллекции сувениров, подставки под веера, ножи, кресла и мебель для коллекционных кукол.
Сделать заказ, получить консультацию реставратора можно по телефону 8 985 364-93-23, через нашу почту Elena@restavraciy.ru или Watsapp +79853649323.
На фото статуэтка из камня. Нефрит разбит на множество отдельных деталей. К счастью, скульптура пострадала при перевозке, когда была упакована. На реставрацию поступила в той же упаковке, что и транспортировалась, благодаря чему ни один, даже самый маленький осколок не был потерян. Склейка камня без каких-либо дополнительных работ.
Склейка фарфоровых статуэток, если все отколовшиеся фрагменты сохранены, производиться в несколько этапов. Сначала статуэтка собирается без клея. Затем определяется порядок склейки и наличие всех необходимых фрагментов. При отсутствии отдельных деталей, они изготавливаются по особым технологиям. Подгоняются по форме, приклеиваются на место утраты. Как бы хорошо ни реставрировались фарфоровые статуэтки или сувениры из фарфора, стекла, фаянса, сделать их целыми уже не удастся. Предательский глухой звук при ударе карандашом о статуэтку, выдаст не только склейку, но даже наличие мельчайших трещин, которые вовсе не заметны, и совсем не требуют восстановления. При реставрации фарфора, заказчику необходимо знать, что все клеи, как бы высока ни была их цена, не выдерживают высоких температур. Ни чайником, ни чашкой, после реставрации, пользоваться уже будет нельзя. Фарфор после реставрации пригоден только для созерцания.
Реставрация гипсовых статуэток или мраморных, фаянсовых оснований ламп, лепнины, сувениров технологически проще, чем склейка фарфора. Но здесь коллекционера и реставратора поджидает неприятная особенность этих материалов, а именно, гигроскопичность. В мельчайшие трещины и сколы проникает влага, жиры и загрязнения, затемняя всю поверхность трещины. Иными словами, поверхность трещины темнеет на всю толщину изделия. Молекулы клея, проникая между частичками гипса, мрамора, фаянса, смачивают их, усугубляя тем самым потемнение. Владельцам фаянсовых столиков с потрескавшейся глазурью хорошо знакома эта проблема. Потрескалась только глазурь, но влага, проникшая под покрытие, подчеркнула дефект . Вся поверхность вещи покрывается сетью тёмных полос.
Реставрация статуэток из стекла
Всем известно, что склеить стекло незаметно нельзя. Тому существует несколько причин. Стекло прозрачно только в своей массе. Любая граница стеклянного изделия, в том числе и трещина начинает отражать лучи света, чем обозначает своё существование, даже если её очень хорошо подогнали, и склеили лучшим в мире клеем. Стекло нельзя склеить, но его можно сплавить.
Статуэтки из черного дерева
Сувениры из Африки – статуэтки черного дерева, маски, всевозможные панно, инкрустированные слоновой костью и перламутровыми раковинами – настоящие произведения искусства . Попадая в наши современные квартиры с иссушенным батареями и тёплыми полами воздухом, они неизбежно подвергаются усушке, деформации и разрушению. Противостоять невозможно, но восстановить можно. Своими руками исполнить сложную реставрацию миниатюры практически не возможно. Если на статуэтке появилась трещина, она может спровоцировать разрушение всей вещи. Целостность массива дерева необходимо срочно восстановить.
Тропические породы дерева (эбеновое, венге, палисандр, зебрано, роза) в своей древесине имеют довольно большое количество эфирных масел, которые препятствуют качественной склейке современными клеями. Статуэтки черного дерева, маски, сувениры реставрируются той же породой дерева, из которой они сделаны. Клей применяется костный, мездровый или рыбий. Все остальные средства дадут лишь временный эффект.
Фигурки из кости
Японские фигурки из слоновой кости – нэцкэ, китайские статуэтки, сувениры из кости «мамонта», дальневосточные из бивня моржа – настоящие произведения декоративно прикладного искусства, которые с успехом реставрируются в нашей мастерской. Резьба по кости древнее искусство. У каждого народа имеет свои национальные особенности и приёмы резьбы. В настоящее время появилось много имитаций, внешне похожих на настоящую слоновую кость, но нельзя подделать национальные каноны и талант резчика, символику, композицию.
Коллекция фигурок из слоновой кости – явление редкое. Фарфор, бронза, даже серебро, производиться партиями. Изделия из кости нельзя поставить, пусть даже на небольшой поток. Каждая вещь уникальна. Мода, это когда есть у всех. В этом смысле, изделия из кости никогда не были модными, но всегда являлись предметом роскоши.
В нашей мастерской производиться реставрация фигурок из кости, вееров, нэцкэ, миниатюр. Недостающие детали вырезаем из настоящей старой слоновой кости. В продаже её в виде сырья нет, но отыскать можно. Пополняем свои запасы за счет приобретения изделий из кости с высокой степенью разрушения, не подлежащих восстановлению. Куски кости должны быть довольно крупные, без трещин, желтизны и загрязнений.
Реставратор копирует отсутствующую деталь, вклеивает её на место. Хорошо подогнанный стык практически не заметен. Даже, если место склейки и заметно, это не делает фигурку из кости хуже или дешевле. В отличие от фарфоровых статуэток, реставрация кости не снижает её коммерческую цену.
Фигурки из рога
Сувенир рог на цепочке, известен ещё с советских времён. Их привозили из поездок по Кавказу. Вешали на стену, или хранили в серванте, а в разгар застолья снимали, наливали в него какой-либо напиток и, под всеобщее одобрение передавали от гостя к гостю. Каждый участник застолья должен был произнести тост и отхлебнуть из рога. Фигурки из рога буйвола или вола в основном повторяют форму материала. Это либо рыбы, либо птицы. Другое дело – рог оленя или лося. Их и обрабатывать не надо. Достаточно отполировать, прикрепить к основанию и панно готово.
Мебель из рогов
Рог – материал благодарный. Красивый, упругий, хорошо режется, пилиться, шлифуется. Используется для изготовления сувениров, украшений, в мозаиках. В конце 19 века в Европе вспыхнула, но очень быстро погасла мода на охотничьи кресла из рогов оленя и лося. Сейчас эти уникальные кресла можно встретить разве, что только в музеях или на антикварных аукционах. Более распространены вешалки из оленьих рогов. Олень каждый год сбрасывает свои роскошные рога. Найти в лесу рог оленя явление не редкое. В нашей мастерской нами было сделано несколько вешалок для одежды из оленьих рогов.
Галерея мастерской
Ориентировочная цена реставрации (прайс на 9 января 2019 г.)
Цена, рубли | |
Стул | 5000 – 20000 |
Кресло | 10000 – 30000 |
Диван | 30000 – 60000 |
Стоимость, рубли | |
Стол | 10000 – 40000 |
Буфет | 30000 – 80000 |
Шкаф | 30000 – 80000 |
Восстановление лакокрасочного покрытия
Отделка | Руб./кв. метр |
Вощение | 500 |
Полировка | 1500 |
Шеллак | 2000 |
Золочение | 3000 |
Декорирование | Руб./кв. дм |
Патинирование | 50 |
Роспись | 200 |
Маркетри | 500 |
Мозаика | 1000 |
Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а так же задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.
Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.
Реставрация садовых статуэток
Несколько дней назад моя мама привезла с дачи 2 статуэточки которые стояли всю прошлую зиму и все жаркое лето в нашем саду. Привезла со словами: сделай с ними что-нибуть доча, а то выкинуть как-то жалко. Ну доча (то есть я) решила не изобретать велоситед и просто их востановить и расписать заново. Вот самый простой способ подарить этим статуэточкам вторую жизнь. Итак:
У меня было 2 фигурки — лягушата и черепашка. Начала я с черепашки. Вот какая она попала ко мне:
Покрываем ее специальной пастой. Это конечно не обязательно, но так как поверхность гладкая, а краске надо за что-то “цеплятся”. ну и учитывая что стоять она будет на улице. в общем с этим покрытием краска не потрескается и не облезнет.
После нанесения этой пасты образуется шершавый слой и на него мы наносим белый универсальный грунт для гипса и керамики.
После этого берем краски и тельце черепашки выкрашиваем больтным цветом, а панцирь коричневым. Скажу честно я всегда использую обсалютно все краски что есть у меня в наличии не деля особо их по видам (акрил, гуаш,коллеры для краски на водной основе).Многие со мной спорят-Это не по технологии, она хуже ложится, меньше держится. и прочее и прочее. но я так делаю всю свою творческую жизнь и у меня все всегда нормально.
Затем приступаем к созданию обьема путем наложение на поверхность краски одного цвета, но разных оттенков. На панцире прорисовеваем узор самого панцыря и слегка “проходимся” цветом чтобы он не был таким явным.
Ну и покрываем лаком. В итоге на тельце где-то 3 слоя разных оттенков, а на панцыре помойму 5
Ну а со второй фигуркой пришлось повозиться чуть дольше. Дело в том что она была серьезно разбита и собирала я ее почти как пазл.Но каких-то кусочков мне не хватило. Клеяла горячим селиконом и им же заделала большую щель.
на фото кстати почти не видно что вся статуэтка это клеяные осколки. Ну а дальше как в первом варианте: паста и грунт.
И все те же несколько слоев краски разных оттенков для придания обьема
Делаем бантики из соломы.
Вот и все. Зачем выбрасывать вещи, если можно подарить им вторую жизнь. Надеюсь, мой опыт будет вам полезен. Всем спасибо за внимание.