Основные свойства бакелитовой фанеры

Что такое бакелитовая фанера, ее особенности и применение

Бакелитовая (бакелизированная, «морская») фанера – строительный материал многослойного типа, получаемый из березового шпона, скрепляемого между собой при помощи специальных фенолформальдегидных смол с термической активностью. Имеет особо высокую прочность и износостойкость. Такие исключительные качества, сравнимые данный тип фанеры приобретает в результате особой обработки, заключающейся в пропитывании внутренних и наружных слоев шпона бакелитовым лаком. Материал, получаемый данным способом, обладает улучшенной влагостойкостью и высокими прочностными характеристиками.

Марки и разновидности бакелитовой фанеры

Фанера, которую часто называют «морской», может эксплуатироваться в температурном режиме от -50 до +50 С ⁰. Она не гниет, не поражается грибками и бактериями, что позволяет применять ее в странах с жарким климатом (тропиках и субтропиках) и в прибрежных зонах. Продолжительность эксплуатации – около 15 лет.

Современная промышленность выпускает две марки бакелитовой фанеры: ФБС и ФБВ, изготовленную на основе смол водорастворимого типа. В свою очередь, они также делятся на несколько основных видов: ФБС, ФБС – 1, ФБС – 1А, ФБВ, ФБВ -1.

Для достижения лучшей прочности и стойкости к различным видам механического, бактериологического и химического воздействия бакелитовая фанера подвергается ламинированию.

Техническое описание и область применения бакелитовой фанеры вышеуказанных марок представлены в таблице:

МаркаОписаниеВарианты использования
ФБСВсе слои шпона пропитаны смолой спирторастворимого типа на основе фенолформальдегида. На изготовление наружных слоев идет шпон 1 сорта, внутренних — 2-го. Имеет высокую прочность. Не горюча.Конструирование автомобилей, машин, судов, строительство. Внутренние работы.
ФБС-1Прочность материала – более низкая. Нанесение смолы производится на все слои шпона методом промазывания.Конструирование автомобилей, машин, судов, строительство.Внутренние работы.
ФБС -1АСпирторастворимой смолой промазываются все слои шпона, кроме поперечных. Полностью изготовлена из шпона 2 сорта. Имеет самую низкую цену и слабую стойкость к сложным метеоусловиям.Внутренние работы.
ФБВВодорастворимая смола пропитывает внешние слои шпона, внутренние – только промазываются.Конструкционные части машин и агрегатов в машиностроении. Использование в наружных условиях только после дополнительной защиты лакокрасочными изделиями.
ФБВ -1Все слои шпона промазываются формальдегидной смолой водорастворимого типа.Конструкционные части машин и агрегатов в машиностроении. Использование в наружных условиях только после дополнительной защиты лакокрасочными изделиями.

Ламинированная бакелитовая фанера имеет очень гладкую, глянцевую, твердую поверхность. За ней легко ухаживать, она очень прочна и не токсична. Может быть гладкой с обеих сторон или гладкой с одной стороны (с другой – сетка). Разновидность последнего типа (с поверхностью гладь-сетка), именуемая транспортной фанерой, применяется для изготовления противоскользящих полов в кузовах грузовых авто.

Фото бакелитовой фанеры

Свойства и технические характеристики

Отличить бакелизированную фанеру от обычной можно по цвету: он немного темнее, с красно-коричневым оттенком.

Стандартные параметры материала:

  • Размеры — 5700х1250 мм, 2850х1250, 2500х1250 мм, 2440х1220 мм.
  • Толщина — 7, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27, мм.
  • Плотность материала — 1200 кг/м3.
  • Предел прочности при растяжении вдоль волокон — 73,5 мПа.
  • Прочность на статический изгиб – 78,5 мПа.
  • Стандартные параметры ламинированной фанеры — 1220х2440 мм, 1250х2500 мм, 1500х3000 мм.
  • Толщина листов: 4, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 мм.
  • Ширина полос шпона: не менее 200 мм. Для марки ФБС – не менее 400 мм.

Одним из главных достоинств бакелитовой фанеры является ее высокая прочность, сравнимая с крепостью высококачественной легированной стали. Кроме того, этот материал обладает и другими положительными свойствами.

К ним относятся:

  • Высокая влагостойкость.
  • Долговечность.
  • Не подверженность расслаиванию в процессе эксплуатации.
  • Огнеупорность. При значительном превышении температуры (до 350 С⁰) она обугливается и не поддерживает горение. При этом дым, возникающий в процессе тления, не имеет выраженного удушающего и токсического действия.
  • Хорошая сопротивляемость бактериологическому и химическому воздействию (не боится керосина, морской воды, слабых кислот, щелочей, бензина, не повреждается грибком и плесенью).
  • Экологическая безопасность.

То есть, оценивая этот материал по пятибалльной шкале, можно присвоить ему «пятерки» в области качества, надежности и практичности. Кроме того, он достоин оценки «отлично» за простоту и удобство в работе с ним. Единственное, за что можно немного снизить баллы при оценке фанеры бакелитового типа – ее высокая стоимость.

Этапы и особенности производства

Компонент «бакелит», использующийся при производстве бакелитовой фанеры, был изобретен в начале 20-го века американским химиком, Лео Хендриком Бакеландом, получившим его из фенола и формальдегида с добавлением конденсирующих веществ щелочного типа.

Сегодня технология производства данного материала состоит из нескольких этапов:

  • В зависимости от сорта и марки конечного продукта шпон полностью погружается в смолу или смазывается ей с обеих сторон.
  • Слои шпона укладываются перпендикулярно по отношению друг к другу и подвергаются прессовке при давлении до 4 мПа.
  • Находясь под давлением в прессе, фанера охлаждается до нужной температуры, после чего, при необходимости, проходит дополнительную обработку (ламинирование, шлифование и т.д.) и раскраивается по заданным стандартам.

Применение и использование

Благодаря своим исключительным физико-техническим параметрам бакелитовая фанера находит применение в различных промышленных отраслях, включая:

  • Строительство. Из нее изготавливают плавучие доки, гидрозатворы и шлюзы, делают опалубку многоразового использования, а также навесы, перегородки и другие малые и большие архитектурные формы в сочетании с другими видами фанеры, например с гибкой или шпонированной.
  • Автомобилестроение. Этот материал используется для обшивки полов транспортных средств различного назначения, из него делают фургоны авто и т.д.
  • Строительство судов. Она идет на обшивку палуб и изготовление морских контейнеров.
  • Машиностроение. Из фанеры данного типа изготавливают внутренние части различных механизированных конструкций.

Постройка лодки из фанеры за 2 недели:

Этот материал очень хорошо зарекомендовал себя при возведении легких конструкций, например, летних садовых домиков и, так называемых, «времянок». Также он может использоваться для внутренней и наружной отделки домов.

Учитывая высокую стоимость этого материала, его нецелесообразно использовать в повседневной жизни (создание опалубки из бакелитовой фанеры, несмотря на все ее достоинства и положительные качества – это все-таки скорее роскошь, чем практическая находка), а вот для таких исключительных случаев, как сооружение лодки или катера он подойдет оптимальным образом.

Бакелитовая фанера: основные характеристики

Автор: Татьяна Кузьменко | Опубликовано: Март 26, 2015 в 22:21

Бакелитовая фанера имеет множество названий: дельта-древесина, бакелизированная фанера, финская фанера. Это материал сродни фанере, однако его физико-механические характеристики намного лучше.

Бакелитовая фанера: производство и свойства

Грубо говоря, это спрессованные (давление – 6 атмосфер) листы березового (реже – соснового) шпона под воздействием высокой температуры (270 градусов) и пропиткой бакелитовой смолой. Благодаря этому связующая смола насквозь пропитывает тонкие листы шпона, и материал становится почти однородным.

При производстве дельта-древесины листы шпона укладывают таким образом, чтобы волокна в смежных слоях были взаимно перпендикулярны. То есть листы укладывают в перекрестном порядке.

В зависимости от вида бакелизированной фанеры используются разные виды смол – спирторастворимые или водорастворимые (фенолоформальдегидная, крезолоформальдегидная), и разное их количество.

Сама по себе смола, используемая для производства финской фанеры, напоминает эбонит или целлулоид, но свойства этого вещества на порядок выше: бакелитовая смола не плавится, не растворяется, обладает хорошими диэлектрическими свойствами. Следовательно, и сама бакелитовая фанера отличается долговечностью (спокойно служит 10, а то и 15 лет), биостойкостью, водостойкостью, не поддается воздействию солнечных лучей и атмосферных осадков, агрессивных сред как то щелочи, слабые кислоты или бензин. Также бакелизированная фанера выдерживает высокий диапазон температурных колебаний: -50…+50 градусов. Она не горит, а всего лишь оплавляется.

По весу бакелитовая фанера тяжелее древесины, однако вдвое прочнее.

Бакелитовая фанера: виды

В марке финской фанеры всегда указывается аббревиатура:

ФБВ, то есть фанера бакелитовая с пропиткой водорастворимой смолой

ФБС, то есть фанера бакелитовая с пропиткой спирторастворимой смолой.

В свою очередь, выпускают фанеры ФБС и ФБВ разных марок:

  • ФБС. При изготовлении этой дельта-древесины на внутренние слои спирторастворимая фенолформальдегидная смола не наносится. Смолой пропитываются только внешние слоя путем погружения шпона в смолу;
  • ФБС 1. В этом случае спирторастворимой фенолормальыегидной смолой промазывают (не пропитывают) как внутренние, так и внешние слои;
  • ФБВ. При производстве такой фанеры внутренние слоя фанеры промазываются, а внешние – пропитываются водорастворимой фенолформальдегидной смолой;
  • ФБВ 1. Такая бакелизированная фанера характеризуется промазкой и внутренних, и внешних слоев водорастворимой фенолформальдегидной смолой;
  • ФБС-А. Такая финская фанера производится путем промазки спирторастворимой фенолформальдегидной смолой и внутренних, и наружных слоев фанеры.
  • ФБС 1-А. Спирторастворимой фенолформальдегидной смолой промазываются как внутренние, так и наружные слои фанеры, за исключением 2-х поперечных слоев, находящихся симметрично от центрального слоя.
Читайте также:  Полукруглый стол: необычный элемент интерьера

К тому же, бакелитовая фанера выпускается разных форматов: 2850х1250, 5700х1250. Толщина листа бакелизированной фанеры варьируется в пределах от 5 до 40 мм.

Бакелитовая фанера: применение

Применение дельта-древесины в большой мере зависит от марки. Она нашла широкое использование в изготовлении внутренних конструкций в судостроении, автомобилестроении, машиностроении, в том числе и для работ под давлением. Для строительства монолитных зданий используется бакелитовая фанера в качестве щитов для опалубки, для производства рекламных щитов.

Стоит отметить, что бакелитовая фанера – материал не из дешевых, поэтому большей частью его используют в промышленности или профессиональном строительстве. Пожалуй, это единственный недостаток бакелитовой фанеры перед другими видами фанер. Ради справедливости стоит отметить немалый вес такого материала и особую аккуратность, которую следует проявлять при обработке торцов бакелитовой фанеры – они уязвимы к влаге, впитывают в нее и начинают гнить. Чтобы этого не произошло, торцы дельта-древесины требуется тщательно обрабатывать.

Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания “AtmWood. Дерево-промышленный вестник”

Насколько информация оказалась для Вас полезной?

Основные виды и характеристики бакелитовой фанеры

Для выполнения сложных облицовочных работ требуется использование специального материала, который обладает устойчивостью к различным воздействиям. Бакелитовая фанера отвечает этим параметрам и сохраняет свойства на протяжении десятилетий, благодаря чему применяется во многих сферах.

Что такое бакелитовая фанера?

Этот материал принято относить к универсальным, поскольку область его использования не ограничивается только строительными работами. Такая фанера имеет несколько обиходных названий – «авиационная», «финская», «корабельная» или «палубная», «дельта-древесина».

Характеристики этой разновидности близки к параметрам низколегированной стали. Такие качества достигаются за счет особой технологии изготовления, которая включает пропитку специальными спирто- и водорастворимыми смолами. Получаемое покрытие отличается твердостью, а визуально напоминает пластмассовую или карболитовую продукцию.

Бакелизированные плиты (ФБ) производятся на основе березового шпона, как и другие марки фанеры, но обладают наилучшими эксплуатационными свойствами.

  • Водостойкость. Исключение составляют варианты, изготавливаемые с применением клея на водной основе.
  • Неподверженность влиянию микроорганизмов. Обработка полностью исключает угрозу появления плесени, грибка и насекомых.
  • Износостойкость. В совокупности с высокой прочностью получаемая обшивка способна противостоять постоянному серьезному механическому воздействию и выдерживать резкие температурные колебания в диапазоне от -50 до +50 градусов.

Такие параметры позволяют длительно использовать продукцию в различных агрессивных условиях без потери свойств.

На заметку! Вследствие высокой цены плиты редко встречаются в магазинах и доставляются преимущественно на заказ.

Производство материала

Изготовление фанеры осуществляется с учетом требований ГОСТа 11539-83.

  1. Березовые бревна поступают на завод. На предварительном этапе сырье подвергается очистке от коры и сучков, после чего распиливается до нужного размера.
  2. Получившиеся фрагменты хорошо вымачиваются и поставляются на оборудование по лущению древесины.

Схема получения лущеного шпона

  • Пласты шпона перемещаются на линию, где осуществляется нанесение клея. Для работы используются водо- или спирторастворимые крезолоформальдегидные или фенолформальдегидные смолы.
  • Процесс отделки шпона различается в зависимости от изготавливаемой марки. Для достижения нужных характеристик древесный срез может пропитываться выбранным составом или промазываться. Структура получаемой плиты состоит из нечетного количества слоев, для внутреннего пласта допускается использование полос шпона шириной 20 или 40 см.
  • Сформированная панель подается под пресс, где подвергается воздействию температуры +270 градусов и давления 6 атмосфер. В результате происходит пластификация клеящего состава, что обеспечивает надежное сцепление.
  • Именно конечный этап технологического процесса позволяет получить высококачественный материал. Учитывается, что изготовитель обязательно должен снабжать продукцию нужными обозначениями и проводить сертификацию.

    Виды и марки

    Существует несколько разновидностей материала, в зависимости от технологии, которую использует производитель:

    • ФБС. Продукция наивысшего качества. Отличительные свойства появляются за счет того, что шпон полностью погружается в бакелит. Такой метод обеспечивает пропитку спирторастворимой смолой всех слоев фанеры. В итоге получается влагостойкая продукция, способная выдерживать постоянный контакт даже с морской водой. Материал имеет высокую стоимость.
    • ФБС-1. Для склеивания используется аналогичный предыдущему состав, но соединяемые пласты не проходят пропитку. Бакелитовая смесь наносится только на внешние участки шпона.
    • ФБС А. Спирторастворимым составом промазывают внутренние и наружные слои фанеры. Получаемые листы сохраняют основные свойства, но уступают предыдущим вариантам в устойчивости.
    • ФБС-1 А. Раствором обрабатываются внешние и внутренние слои, кроме двух пластов, которые размещаются поперек и прилегают с обеих сторон к сердцевине.
    • ФБВ. Изготавливается на основе водорастворимой смолы, что сохраняет все качества, но лишает материал устойчивости к влаге. Пропитке подвергаются наружные участки, внутренние – промазываются.
    • ФБВ-1. Аналогичная предыдущему варианту фанера, смесь наносится только на слои шпона.

    Бакелитовые листы могут иметь как темный, так и естественный древесный окрас, что значительно расширяет сферу их применения

    Отличие ФБС от ФБВ заключается в том, что для первого варианта используется клей на спирторастворимой основе, а для второго – на водной.

    Внимание! Наружные стороны листов соответствуют I и II сорту, для внутренних слоев применяется сырье второй группы качества.

    Технические параметры

    • Размер. Ширина – 125, 150 и 155 см, длина – от 150 до 770 см, толщина варьируется от 5 до 18 мм. Допускается изготовление материала на заказ по индивидуальным габаритам без потери свойств.
    • Прочность. Определяется разновидностью, толщиной и методом испытания. Максимальный предел при статистическом изгибе поперек волокон наружных слоев – 78,5 МПа, минимальный – 63,5 МПа. При растяжении вдоль структуры – 88 и 59 МПа соответственно.
    • Вес. При габаритах 2440 х 1220 мм изделия толщиной 7 мм имеют массу 25 кг, 12 мм – 43 кг, 18 мм – 64 кг.
    • Плотность – не более 1200 кг/м3.
    • Остаточная влажность – 6–8%.
    • Горючесть. При температуре +350 градусов происходит обугливание, но без выделения едкого дыма.
    • Гарантийный срок хранения зависит от марки изделия: ФБС и ФБС-1 – 7 лет, остальные разновидности – 5 лет.
    • Срок службы без потери свойств – от 10 до 15 лет.

    Кроме обычных видов бакелизированной фанеры, существуют узкоспециализированные листы с бакелитовой пропиткой для конкретных целей, например, для авиастроения

    Бакелизированную фанеру ошибочно сопоставляют с ламинированной: визуальное сходство между листами есть, но технические характеристики разные.

    Сфера применения

    Материал используется в следующих областях:

    1. Плиты отлично зарекомендовали себя в судостроительной отрасли. Ими обшивают лодки, катера и палубы крупных морских кораблей.
    2. Панели подходят для отделки доков, причалов и стадионов, а также других мест, которые испытывают воздействие влаги.
    3. Продукция широко применяется в машиностроении. Плитами обшиваются внутренние участки технических устройств, кузова и будки.
    4. Листы завоевывают все большую популярность в качестве бытового строительного материала, но высокая цена накладывает некоторые ограничения.

    Технические характеристики и экологическая безопасность бакелитовой фанеры позволяют монтировать ее абсолютно везде, единственным сдерживающим фактором считается высокая цена

    Великолепные свойства бакелитовых плит из клееного шпона позволяют использовать продукцию повсеместно.

    Что такое фанера бакелитовая

    Фанера бакелитовая влагостойкая – уникальный по своим свойствам строительный материал. Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком). От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.

    Производство и маркировка бакелитовой фанеры

    Процесс изготовления листов этого материала, имеющего множество названий (дельта-древесина, бакфанера, морская, судовая, корабельная, ДСП-10, бакелизированная, древесно-слоистый пластик), включает в себя этапы:

    1. пропитка шпона крезоло- или фенол-формальдегидной смолой;
    2. прессование и склеивание пластин при давлении 6 атм. (607,95 кПа) и температуре 270°С;
    3. покрытие готовых листов бакелитовым лаком.

    На рынке стройматериалов бакфанера представлена марками ФБВ, ФБВ 1, ФБС, ФБС 1, ФБС А, ФБС 1А.

    Маркировка отражает следующие моменты:

    • * Ф – фанера;
    • * Б – бакелитовое покрытие;
    • * В – в процессе пропитки шпона использована водорастворимая смола;
    • * С – шпон пропитан спирторастворимой смолой;
    • * 1 – пропитаны все слои шпона;
    • * отсутствие цифры – пропитаны только наружные пластины;
    • * А – фанера предназначена для применения в автомобилестроении.

    Марки бакелизированнои фанеры

    Марки фанеры

    Характеристика марки

    Область применения

    Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной спирторастворимой смолой. На внутренние слои смола не наносится

    Для изготовления конструкций в машиностроении, автомобилестроении, строительстве и судостроении, работающих в атмосферных условиях

    На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола

    Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной водорастворимой смолой. На внутренние слои фанеры смола наносится

    Для изготовления внутренних конструкций, применяемых в машиностроении, автомобиле­строении и судостроении. При защите наружных поверхностными лакокрасочными покрытиями

    На наружные и внутренние слои наносится фенол-формальдегидная водорастворимая смола

    Для изготовления конструкций, работающих в атмосферных условиях

    На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола

    На наружные и внутренние слои фанеры (кроме двух поперечных слоев, расположенных симметрично от центрального) наносится фенолформальдегидная

    Для изготовления внутренних конструкции, применяемых в автомобилестроении

    Так, бакелитовая фанера ФБС – это стройматериал, изготовленный из шпона, наружные слои которого пропитаны спирторастворимой смолой. Для производства автомобилей она не подходит.

    Свойства фанеры с бакелитовым покрытием

    Цена бакелизированной фанеры по сравнению с другими её разновидностями довольно высока (от 1900 руб. за 1 лист), но она вполне оправдывается характеристиками этого материала:

    • плотность 1200 кг/куб. м, что сравнимо с плотностью щебня и керамзитобетона (для примера: плотность древесины берёзы – 650 кг/куб. м, ясеня – 750 кг/куб. м);
    • высокая сопротивляемость воздействию слабых кислот, горюче-смазочных материалов (бензина и т.д.), щелочей, воды (в т.ч. морской);
    • отсутствие воспламенения, при температуре окружающей среды свыше 350°С бакфанера начинает обугливаться, но не возгорается;
    • температура эксплуатации – от –50°С до 50°С;
    • не подвергается коррозии и появлению грибка;
    • благодаря колоссальной износостойкости срок службы может достигать 15 лет;
    • экологичность, т.к. в процессе производства не используются токсические вещества.

    Деревообрабатывающая промышленность выпускает листы бакфанеры различных размеров квадратной и прямоугольной формы. Длина одного листа составляет от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина варьируется от 5 до 40 мм.

    Физико-механические показатели бакелизированнои фанеры

    Наименование показателя

    Толщина фанеры, мм

    Значение для марок

    ФБС повышенной прочности

    ФБС

    ФБВ, ФБС-А

    ФБС1, ФБВ1, ФБС1-А

    1.Предел прочности прирастяжении вдоль волокон наружных слоёв фанеры, МПа, не менее

    2. Предел прочности при статическом изгибе, МПа, не менее

    поперёк волокон наружных слоев

    вдоль волокон наружных слоев

    3. Предел прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде в течение 1 ч, МПа, не менее

    4. Влажность, %

    5. Плотность кг/м 2 , не более

    Применение бакелизированной фанеры во время войны

    Узнать и в полной мере оценить, что такое фанера бакелитовая, люди смогли во время Великой Отечественной войны. В 1940-е годы остро стоял вопрос дефицита конструкционных сплавов для сборки военных самолетов, и дельта-древесина – изобретение Якова Аврасина – стала незаменимой. Из нее под руководством Владимира Горбунова были построены скоростные истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также изготавливались части крыльев и фюзеляжа для самолетов Ил и Як.

    Идея сразу была подхвачена японцами. Легенды о самолетах из фанеры, на которых японские камикадзе атаковали американскую военно-морскую базу Пёрл – Харбор, имеют под собой вполне реальное основание.

    Применение бакфанеры в настоящее время

    С окончанием войны дельта-древесина перестала быть востребованной в авиации и заняла другие ниши строительной сферы. Некоторые названия этого материала сами говорят о его предназначении: фанера корабельная, морская, судовая. Фанера водостойкая бакелитовая широко используется в судостроении для обшивки корпусов яхт, лодок, катеров.

    В грузовом автомобилестроении бакфанера служит материалом для изготовления открытых бортовых кузовов, контейнеров, трейлеров.

    Находит она применение в строительстве гидротехнических сооружений – шлюзов, гидравлических затворов и подобных им конструкций.

    В гражданском и промышленном строительстве бакелитовая фанера используется для сооружения настилов, перегородок, навесов, арок, ниш, основы для перекрытий, обрешётки крыш, опалубки для наращивания строительных элементов (колонн, армированных плит и др.), облицовки стен пищеблоков и санитарных зон.

    Из этого прочного и надёжного материала производятся предметы мебели, а также рекламные щиты и стенды.

    Впрочем, окончательно авиацию дельта-древесина не покинула. По сей день, любители планерного спорта применяют её для сооружения безмоторных летательных аппаратов – планёров.

    Бакелитовая фанера: история и современность, свойств, применение и марки, размеры

    О свойствах и возможностях фанеры написано немало материалов, ими пестрит специальная литература и интернет сайты. Особое место в фанерной иерархии занимает бакелитовый аналог. О том, что такое бакелитовая фанера и для чего она применялась и применяется, пожалуйста, данная инструкция.

    Кстати, что бы ни путаться в определениях хочется сразу заметить, что второе название материала – фанера бакелизированная.

    Фото бакелитового продукта.

    Исторический пролог

    Само изобретение принадлежит отечественному химику и изобретателю Якову Давидовичу Аврасину, который в 40 годах 20 века, используя формальдегидные смолы, предал фанере те качества, которые позволили сооружать самолеты из этого материала. Необходимость изобретения была вызвана острой нехваткой в легких авиационных сплавах.

    Идею подхватил и реализовал Владимир Петрович Горбунов, известный отечественный авиастроитель.

    Сам процесс происходил следующим образом:

    • Березовый или сосновый шпон после изготовления пропитывали смолами либо крезолоформальдегидными, либо фенолформальдегидными;
    • После этого осуществлялось термическое прессование с применением высокого давления (270 градусов Цельсия, давления в 6 атмосфер);
    • Итог: на выходе имеем прочную слоенку, сравнимую со сталью по прочности, несколько тяжелее дерева, но и прочнее его.

    Интересно знать! Одно время шли научные споры, о выделении этого материала в самостоятельную группу материалов, было придумано даже отдельное название для него – дельта-древесина. Однако, по сути, бакелитовый «слоеный пирог» оставался все равно фанерой, хоть и активно применялся в авиастроении, особенно в Японии. Легенды о фанерных самолетах летчиков-камикадзе до сих пор живы.

    От истории к современности

    В настоящее время авиация оставила за собой этот материал только в так называемой малой авиации. Акцент применения сместился с авиастроения в кораблестроение. И хотя понятно, что никто не будет делать корпуса океанских лайнеров из этого материала, но для катеров, лодок, яхт бакелированная фанера вполне подойдет.

    Несколько слов о технологии:

    • При проведении многочисленных экспериментов было замечено, что березовый шпон намного превосходит шпон хвойных пород по способности пропитываться специальными пропитками (в данном случае бакелитовым лаком);

    К сведению! Лаки настолько плотно входили в состав древесины, что делали структуру шпона практически однородной, это и послужило причиной объявить о дельта-древесине.

    • Во всем остальном технология практически не изменилась. Перпендикулярно расположенные волокна соседних слоев после пропитки помещаются в камеру, где в условиях повышенной температуры и давления происходит прессовка материала.

    Касаемо свойств

    Как и каждый материал, фанера имеет свои стандарты, по ним определяется качество продукции и возможность его использования в современной промышленности. Все особенности бакелитовой слоенки можно найти в ГОСТ 11539 83 на бакелизированную фанеру.

    Поговорим об этом чуть подробнее:

    1. Водостойкость . Это свойство достигается за счет все тех же специальных пропиток или лаков. Материалу не страшна ни пресная, ни соленая вода;

    Обратите внимание! Способность материала стойко переносить соли морской воды, как в принципе и некоторые кислоты, выделило ее в ряд морских, существует еще одно народное название этой слоенки – «морская фанера».

    1. Пожаростойкость . Изделия из такого материала не горят. При температуре в 350 градусов Цельсия, фанера начинает обугливаться и не поддерживает активного горения. Дым, который выделяется при этом процессе, не оказывает выраженного удушающего воздействия;
    2. Не подвержен гниению или грибку . В принципе этим все и сказано, в дополнительных защитах и пропитках фанера не нуждается, нет необходимости и в ламинировании;
    3. Термостойкость . Материал прекрасно себя чувствует при резких сменах температур в диапазоне 100 градусов Цельсия. Изделия из него могут выдержать резкий перепад температур от -50, до +50 градусов Цельсия;
    4. Прочность . За счет различного расположения волокон шпона материал обладает хорошей прочностью и способен противодействовать значительным нагрузкам как прямого, так и бокового направления.

    Про применение и марки

    Что такое бакелизированная фанера вы уже имеете представление. Необходимо пройтись по области применения, для того, чтобы полностью расставить все точки над «и».

    Итак, бакелированная фанера используется в:

    • Судостроении – обшивка небольших суден, в том числе и небольших морских яхт;
    • Автомобилестроении – полы кузовов, борта, контейнеры, трейлеры;
    • Строительные работы – возведение опалубки для наращивания армированных плит, колонн и прочих строительных конструкций непосредственно на месте. Для строительства навесов, перегородок и прочих больших и малых архитектурных форм;
    • Гидротехника – изготовление гидрозапирательной аппаратуры – гидрозатворы, шлюзы и тому подобные элементы.

    По видам пропиток, которые во многом определяют свойства фанеры, материал делится на марки.

    • Бакелизированная фанера ФБС – фенолформальдегидная спирторастворимая смола пропитывает в основном наружные слои. Применение такого материала предполагает агрессивное внешнее воздействие, то есть активно применяется в самолетостроении (малая авиация – планеры), кораблестроении и автомобилестроении;
    • Ее разновидность, выделенная отдельной маркой ФБС 1 – в этом материале вышеназванная спирторастворимая смола пропитывает все слои шпона, таким образом, полностью готовит материал к агрессии окружающей среды. Область применения та же, но с большей гарантией;
    • Бакелизированная фанера ФБВ – в данном случае в слоенке применяется не спирторастворимая, а водорастворимая пропитка с применением фенолформальдегида.
    • Область применения: внутренние детали в автомобилях, суднах, в строительстве. Может использоваться как вариант шумоизоляции и утепления в сандвич панелях. Для работы с наружной агрессивной средой изделия требуют дополнительной пропитки или покраски;
    • То же но с аббревиатурой ФБВ 1 – как и в аналогичном случае с ФБС 1, водорастворимым составом пропитываются все слои. Область применения в основном внутренние работы и внутренняя обшивка водного и колесного транспорта, для применения снаружи требует дополнительной пропитки или покраски (читайте также статью Обшивка фанерой фургона или как защитить металл от вмятин и коррозии).

    Катер из фанеры давно никого не удивляет.

    Примечание! Вы уже обратили внимание, что спирторастворимая фенолформальдегидная смола является более стойкая к атмосферным влияниям, чем водорастворимая. Это, конечно же, было замечено и разработчиками.

    Для облегчения ценовой составляющей были продуманы и внедрены некоторые дополнительные марки, цена которых ниже, чем полностью пропитанных фенолформальдегидными лаками. Это ФБС-А, ФБС1-А. В данных случаях пропитке подвергаются некоторые слои, например все кроме двух центральных.

    • Как вы видите марок всего две ФБС и ФБВ, что означает фанера бакелиризованная со спирторастворимым лаком и то же, но с водорастворимым лаком.

    От марок к размерам

    Все листы фанеры выпускаются нескольких размеров:

    • По площади 5700х1250, 2850х1250. Размеры даны в миллиметрах;
    • По толщине от 5 до 40 мм, наиболее востребованные, особенно при конструировании лодок, катеров, планеров своими руками фанера от 5 до 18 мм.

    В заключение

    Если уж совсем откровенно, то данный материал далеко не дешевый и купить его только для того, чтобы пару раз сделать опалубку из фанеры смысла иметь не будет – дорого. А вот для производства катера или лодки для любителей рыбалки, материал вполне подойдет (см.также статью Лодка из фанеры своими руками – готовимся к лету).

    Видео в этой статье тоже есть что показать по теме.

    Технические характеристики и применение бакелитовой фанеры

    Бакелитовая фанера – это уникальный строительный материал, который по эксплуатационным характеристикам практически не уступает даже низколегированной стали. Это достигается с помощью специальной технологии ее изготовления, которая основана на пропитке березового шпона водо- или спирторастворимыми смолами (фенолформальдегидной, крезолоформальдегидной). После пропитки при температуре 270°C под давлением 6 атм материал прессуется и склеивается. В результате получается стройматериал, который отлично противостоит повышенной влажности и температуре. Он не покрывается плесенью и грибком, не гниет, поэтому может использоваться даже в странах с влажным климатом и на берегу моря.

    Бакелитовая фанера имеет высокую влагостойкость и способность переносить перепады температуры.

    Об изделиях из фанеры читайте тут.

    Основные сорта

    На сегодняшний день бакелитовая фанера выпускается двух видов:

    • ФБС, которая пропитывается спирторастворимой смолой;
    • ФБВ, особенности изготовления которой предполагают применение водорастворимой смолы.

    Также данный стройматериал производится со шлифованной или нешлифованной поверхностью. Чтобы в процессе эксплуатации фанера не разбухала, ее торцы обрабатываются специальным бакелитовым лаком или эмалью. Самую высокую прочность имеет сорт ФБС, который изготавливается путем полного погружения шпона в бакелит, что позволяет пропитать не только внутренние слои материла, но и наружные. ФБС имеет следующие свойства:

    Сорта бакелитовой фанеры.

    • повышенную прочность;
    • влагостойкость;
    • износоустойчивость;
    • хорошую сопротивляемость агрессивным средам;
    • противопожарность;
    • устойчивость к грибку и плесени.

    Фанера ФБС может выпускаться в следующих вариантах:

    1. ФБС-1. Является материалом с пониженной прочностью. Технология его производства основана не на пропитке внутренних и внешних слоев бакелитом, а на их промазывании.
    2. ФБС-А. Внешние и внутренние слои промазываются бакелитовой смолой. Данный сорт влагостойкой плиты является менее экологичным, нежели предыдущий, поэтому в основном он применяется для конструирования внутренних элементов в сфере машиностроения.
    3. ФБС-1А. У него все слои листа, кроме поперечных, обрабатываются спирторастворимой смолой. Это самый дешевый вид бакелитовой фанеры, имеющий низкую устойчивость к негативным внешним условиям.

    Бакелитовая фанера ФБВ изготавливается в соответствии с ГОСТ 11539-83 из березового шпона с нанесением синтетической фенолформальдегидной водорастворимой смолы как на внутренние, так и на внешние слои.

    Характер производства позволяет получить упругий, износостойкий, водоустойчивый и высокопрочный строительный материал, наружные слои которого по качеству соответствуют сорту В.

    Технические характеристики

    Таблица расчетного сопротивления фанеры.

    Фанера ФБС. Толщина этого материала соответствует ГОСТ 11539-83. Его наружные слои производятся из цельных листов шпона, качество которого в полной мере соответствует сорту ВВ. На верхних слоях листов ФБС не допускаются участки, которые не полностью покрыты смолой, имеющие вмятины, нахлестки и другие видимые дефекты.

    Плита ФБС имеет следующие эксплуатационные свойства:

    • размеры листа: 125х570, 125х285, 125х250 см;
    • толщина: от 5 до 40 мм;
    • максимальная прочность при растяжении вдоль шпона: не менее 73,5 МПа;
    • максимальная прочность при статическом изгибе: 78,5 МПа;
    • максимальная прочность при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде на протяжении 60 мин: 1,75 МПа;
    • плотность: не более 1200 кг/м 3 .

    Древесно-слоистая плита ФБВ. Данный материал способен сохранять свои полезные свойства на протяжении большого периода времени при температуре внешней среды от -50 до +50°C. Качество исходного материала, применяемого при производстве фанеры, должно соответствовать сорту В для внешних слоев и сорту ВВ – для внутренних. ФБВ плита полностью сертифицирована согласно ГОСТ 11539-83. Гарантийный срок – не менее 5 лет.

    Характеристики бакелитовой фанеры.

    Основные технические характеристики:

    • размеры листа: 122х244 см;
    • толщина: от 7 до 21 мм;
    • максимальная прочность при растяжении вдоль шпона: не менее 78,0 МПа;
    • максимальная прочность при статическом изгибе: не менее 68,5 МПа;
    • максимальная прочность при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде на протяжении 60 мин: 1,47 МПа;
    • плотность: не более 1200 кг/м 3 .

    Применение

    Бакелитовые листы применяются в следующих сферах:

    • автомобилестроение: изготовление бортов, полов, трейлеров, контейнеров;
    • судостроение: обшивка небольших суден и морских яхт;
    • гидротехника: конструирование гидрозапирательного оборудования (шлюзы, гидрозатворы и т.п.);
    • строительство: конструирование опалубки для наращивания армированных плит, колонн и других строительных элементов, возведение навесов, перегородок и других архитектурных форм.

    Стоит отметить, что бакелитовая фанера является далеко не самым дешевым строительным материалом, поэтому позволить его себе может не каждый.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: