Типы бассейнов по характеру водообмена и их классификация

1. Предназначение

На картинке показаны основные типы бассейнов. Исходя из функциональных задач, дополнительно плавательные бассейны можно разделить на:

  • плескательные — для приучения к воде дошколят;
  • детские — для уроков плавания у школьников младшего возраста (до 14 лет);
  • учебные — для занятий плаванием школьников старшего возраста (с 14 лет);
  • бассейны для взрослых — для начального обучения плаванию взрослых людей;
  • спортивные бассейны — для проведения учебно-тренировочных мероприятий, соревнований, организованных занятий по оздоровительному плаванию и т. п.;
  • универсальные — для занятий по начальному плаванию, тренировок, оздоровительных занятий, соревнований по водным видам спорта местного значения;
  • прыжковые — для прыжков в воду;
  • демонстрационные — для организации и проведения крупных соревнований;
  • купальные — для обслуживания, в основном — оздоровительного, разовых (неорганизованных) посетителей;
  • аквапарки — комплексы бассейнов с различными аттракционами:водопадами, горками, фонтанами и т.д.;
  • оздоровительные — бассейны с гидромассажем, spa-бассейны и пр.;
  • комбинированные (смешанные) — в большинстве своём услуги бассейнов смешанного типа направлены на массовый отдых людей и оздоровительное купание. Как правило, комбинированные бассейны представляют собой объединённые в один комплекс учебные или спортивные бассейны и купальни. Иногда в акваторию купален включаются бассейны для плавания учебно-тренировочных групп.

2. Происхождение

Плавательные бассейны могут иметь как естественное, так и искусственное происхождение. Искусственные типы бассейнов — наливные гидротехнические сооружения со строго регламентированными санитарно-гигиеническими требованиями и правилами, предназначенные для осуществления занятий водными видами спорта. Как правило, эксплуатируются круглый год.

Естественный бассейн — обычно простое сезонное сооружение на естественном водоёме, часть территории которого отгораживается от основной акватории ходовыми мостками, уложенными на сваи. В основном используется для массового купания и отдыха людей.

3. Устройство

Искусственные виды бассейнов по своему устройству классифицируются следующим образом:

  • открытые бассейны — как упоминалось в начале статьи, ванны расположены на открытом воздухе;
  • крытые (закрытые) — ванна или несколько ванн находятся внутри специальных залов;
  • комплексные — совокупность стационарных крытых и открытых ванн; при этом открытые бассейны могут сочетать купальные и спортивные функции;
  • трансформирующиеся — ванна, в зависимости от времени года, может быть как открытой, так и закрытой;
  • мобильные — перевозные сборно-разборные ванны и комплексы, перемещаемые с одного места на любое другое.

4. Размеры

В данном случае условная классификация бассейнов может выглядеть так:

  • лягушатники — самые мелкие и небольшие по длине и ширине бассейны для детей младшего возраста;
  • короткие (“короткая вода”, “четвертак”) — 25-метровые бассейны для взрослых, занимающихся спортивным плаванием;
  • длинные (“длинная вода”, “полтинник”, “олимпийский”)спортивные бассейны с длиной ванны в 50 метров для профессиональных пловцов.

5. Тип воды

Нам всем привычны услуги бассейнов с пресной водой. Однако всё востребованнее становятся бассейны с морской и минеральной водой.

6. Характер водообмена

По принципу работы системы водообмена все типы бассейнов делятся на:

7. Забор и подача воды

По методу подачи и забора водырециркуляционные бассейны для плавания классифицируются как:

  • переливные — вода в ванне находится на одной линии с бортиком. Забор воды происходит через переливную решётку, установленную по периметру бассейна. Слитая вода самотёком попадает в накопительную ёмкость, очищается и через донные форсунки возврата снова подаётся в бассейн;
  • скиммерные — поверхность воды располагается сантиметров на 12-15 ниже уровня бортика. Забор воды осуществляется специальным насосом через оборудованные в стенах бассейна окна-камеры (скиммеры). Далее вода проходит процедуры фильтрации, нагревания, химической обработки и через сопла вновь возвращается в бассейн.

8. Материал

Классификация бассейнов по материалу, из которого изготовлены ванны:

Общественные плавательные бассейны традиционно оборудуются бетонными ваннами.

Как правило, каркасные бассейны устанавливают в загородных домах.

Полипропилен и стекловолокно обычно применяют для изготовления небольших бассейнов всевозможных конфигураций.

Такова основная классификация бассейнов для плавания. Руководство Школы “ТЕМП” рассчитывает, что приведённая информация поможет вам лучше ориентироваться во всём многообразии типов бассейнов при выборе оптимального варианта для занятий плаванием.

Типы бассейнов по характеру водообмена и их классификация

Вам надоели привычные тренировки, в тренажерном зале скучно, фитнес и аэробика приелись? Хочется чего-то новенького, вдохновляющего, интересного. Тренировки в бассейне – это прекрасное сочетание полезных физических нагрузок и отличного времяпровождения.

Здесь вы не только сможете укрепить свое сердце, иммунную и дыхательную систему, но и будете заниматься без нагрузки на суставы и позвоночник. Кроме того, плавание в бассейне помогает эффективно бороться с лишним весом. В общем, одни плюсы, осталось только купить абонемент.

А как выбрать бассейн для тренировок, мы вам сейчас подскажем. Вот 10 параметров, на которые стоит обратить свое внимание:

1. Размеры бассейна

От размера бассейна во многом зависит, для чего он предназначен: для тренировок по плаванию, для оздоровительного и восстановительного плавания, для аквааэробики, для тренировок с детьми.

Стандарт длины бассейна для спортивного плавания – 25 и 50 метров. При этом ширина бассейна будет от 11,4 до 25 метров (все зависит от количества дорожек). Как правило, средняя ширина дорожки составляет 2,25-2,5 метра, но в небольших фитнес-центрах дорожки могут быть уже.

Выбирайте бассейн с большим количеством дорожек, так вам будет удобнее плавать. При небольшой загруженности бассейна, можно будет разделить дорожки между посетителями или договориться о поочередном занятии дорожки. Отлично, если дорожки будут ограждены друг от друга специальными нетонущими «буйками».

Для спортивных тренировок подойдет 25-ти метровый бассейн, так как в нем легче тренироваться из-за оптимальной продолжительности заплыва.

2. Глубина бассейна

Большинство спортивных бассейнов имеют комбинированную глубину, то есть в одной части глубже, в другой – мельче. Как правило, начальная глубина бассейна равна уровню груди среднего по росту человека, то есть около 1,35-1,4 м.

Но бывают бассейны, в которых минимальная глубина составляет около 2-х метров. Это нужно учитывать при выборе бассейна, особенно, если вы не отличаетесь прекрасными плавцовскими качествами.

Бассейны, которые предназначены для прыжков в воду, будут глубже стандартных спортивных вариантов, так как большая глубина нужна для безопасного погружения под воду. Такие бассейны по глубине могут достигать 4-х и даже 5-ти метров, в зависимости от максимальной высоты вышки.

3. Температура воды в бассейне

Есть бассейны с подогревом, где температура воды может быть 30-32 градуса по Цельсию. Подобные бассейны идеальны для занятий с детьми, совместных тренировок (родители + дети) и для тех, кто вечно замерзает в прохладной воде.

Но стандартная температура воды в спортивных бассейнах составляет 24-28 градусов. Это вполне комфортная температура для плавания. Учтите, что если вы решили записаться на тренировки в бассейн ради похудения, то лучше выбирать бассейн с не очень высокой температурой воды – в прохладной воде энергии тратится больше, так как часть ее идет на дополнительный обогрев тела.

Но если ваша задача оздоровление при частых простудах или проблемах с суставами, то лучше выбирать бассейн с температурой воды около 30-31 градуса – в такой воде вы будете чувствовать себя комфортнее всего.

4. Отделка чаши бассейна

По виду отделки чаши бассейны бывают: плиточные, пленочные, мозаичные, полипропиленовые и стеклопластиковые. Чаще всего фитнес-центры отделывают свои бассейны специальной плиткой, так как она имеет минимальный процент водопоглощения.

5. Характер водообмена

По характеру водообмена бассейны делятся на:

– Рециркуляционного типа, в которых вода постоянно циркулирует и очищается через фильтр;

– Проточного типа, где вода постоянно натекает и тот час же частично вытекает;

– Бассейны с периодической сменой воды, где вода меняется в конце дня, полностью обновляясь.

Лучше всего выбирать бассейны рециркуляционного типа, так как в них вода очищается лучше всего и не используются серьезные химические вещества для очистки как в бассейнах проточного типа, где сразу нужно обеззаразить большое количество воды на долгое время.

6. Способ рециркуляции воды в бассейне

Бассейны рециркуляционного типа бывают переливные и скиммерные. В переливном бассейне вода находится на одном уровне с бортом, так что верхний ее слой постоянно и равномерно переливается через переливную решетку, установленную по всему периметру бассейна.

Далее вода попадает в переливной лоток и затем самотеком спускается в накопительную емкость, где очищается перед дальнейшей подачей обратно в бассейн через донные форсунки возврата.

Уровень воды в скиммерном бассейне находится ниже уровня бортика на 12-15 см. В этой технологии специальный насос забирает воду из бассейна через скиммеры. Далее вода проходит очистку фильтрами, дезинфицируется, подогревается и опять возвращается в бассейн через сопла.

Скиммерный бассейн по затратам более дешевый, но менее качественный.

7. Способ дезинфекции воды в бассейне

Обычно в спортивных бассейнах дезинфекцию воды проводят методом хлорирования или с помощью комбинации методов. Комбинация методов позволяет снизить количество используемой хлорки во время очистки и является более безопасным для плавцов.

Это снижает риски раздражения кожи и слизистых оболочек глаз и носа, а также приступов аллергии и бронхиальной астмы. Так что, как видите, это один из самых важных параметров выбора бассейна для тренировок.

Бассейны с комбинированной очисткой воды легко определить – в них почти не пахнет хлоркой, или запах едва уловим. Сегодня есть масса безопасных дезинфекторов для бассейнов, они стоят недешево, но зато не вредят здоровью. Поэтому абонемент в качественный бассейн не может стоить копейки из-за большей себестоимости его обслуживания.

8. График занятий в бассейне

Обратите внимание на персональный клубный график тренировок в бассейне. Если вы хотите просто спокойно поплавать в свое удовольствие или ради оздоровления (похудения), то проследите, чтобы выбранное вами время не выпало на время детских занятий, аквааэробики, водного поло или персональных тренировок.

В противном случае вам придется ютиться на одной дорожке с несколькими пловцами, а часть дорожек может быть вообще не доступна для общего пользования (персональный тренинг, плановые групповые занятия).

И, конечно, не стоит объяснять, что больше всего бассейн загружен в выходные дни, по вечерам в будни (особенно в пятницу), по небольшим праздникам, и в период различных акций от конкретного фитнес-центра.

9. Условия посещения бассейна

Перед покупкой абонемента в бассейн обязательно ознакомьтесь с условиями его посещения. Возможно, от вас потребуют наличия каких-то справок от врача (чаще всего это дерматолог и гинеколог/уролог/венеролог) и свежих анализов.

Если ничего подобного предоставлять не нужно, тогда задумайтесь о безопасности посещения такого бассейна. Когда администрация фитнес-центра на первый план ставит свои доходы, а не здоровье посетителей, – это не есть хорошо.

Не ленитесь собирать справки от врачей, это не способ усложнения покупки абонемента, а меры безопасности, которые соблюдаются всеми посетителями. Гораздо спокойнее, если вы будете знать, что те, кто плавают с вами рядом, прошли обследование у профильного врача.

К тому же, качественные фитнес-центры не допускают к посещению бассейна лиц в алкогольном или наркотическом опьянении, а также тех, у кого на теле есть открытые раны и высыпания непонятного характера. Если в выбранный вами бассейн таких людей пропускают – лучше больше туда не ходите.

10. Порядок посещения бассейна

Так же следует поинтересоваться порядком посещения бассейна и списком того, что вы должны взять с собой на тренировку. В большинстве бассейнов действует правило принимать душ с мылом перед спуском в воду. Также после посещения бассейна необходимо принять душ, чтобы смыть с себя воду с дезинфекторами.

В бассейн обязательно возьмите с собой:

– Резиновые тапочки, в которых вы будете посещать душ и перемещаться по территории бассейна;

– Банное полотенце и полотенце для лица, которым можно вытирать глаза после заплыва;

Читайте также:  Оселковый мрамор своими руками - технология изготовления

– Шапочку для волос (в некоторых бассейнах это обязательно условие);

– Очки для плавания, чтобы не было раздражения слизистой глаз;

– Зажим для носа и бируши в уши, если планируете нырять;

– Плавки или купальник из хлороустойчивого материала;

– Увлажняющий лосьон для тела, который нужно будет нанести после приема душа при выходе из бассейна

– он поможет предотвратить сухость кожи, нередко вызываемую соединениями хлора, которыми обеззараживается вода.

Обратите внимание на удобство раздевалок в бассейне, наличие фенов для сушки волос, а также ящичков для хранения личных вещей.

Желаем вам удачных тренировок в бассейне и достижения поставленных целей!

Вам была полезна эта статья? Тогда ставьте нам лайк и пишите в комментариях, посещаете ли вы бассейн, и что вам нравится в таких тренировках?

Вас также могут заинтересовать следующие материалы:

3)Типы бассейнов по характеру водообмена.Какой из них разрешен для дошк.И.Школ.Учреждений?

По характеру водообмена бывают бассейны рециркуляционного типа, бассейны проточного типа, бассейны с периодической сменой воды .

Сливной-наливной метод – для тех, кому не лень по мере загрязнения вручную сливать грязную воду, мыть стенки и дно, а затем снова наполнять бассейн чистой водой. Наиболее прогрессивный и современный метод – рециркуляционный, когда грязная вода не сливается в канализацию, а, подвергнувшись механической и биологической очистке, возвращается обратно в бассейн. В этом случае воду в бассейне можно не сливать 3–5 лет. При рециркуляционном методе водоподготовки бассейны делятся на скиммерные и переливные. В скиммерной системе вода поступает в бассейн через форсунки, находящиеся в бортах чаши. Забор воды для подачи на фильтрационную установку происходит с помощью скиммера, устройства, вмонтированного в борт бассейна. Далее по трубопроводу вода попадает в насос, проходит через фильтрующий элемент, нагревается до требуемой температуры, пропускается через систему обеззараживания (если она предусмотрена) и снова подается в бассейн. Температура воды контролируется термостатом. Уровень воды поддерживается регулирующим устройством: при падении уровня поплавок опускается, открывается клапан, и бассейн наполняется свежей водой. К плюсам скиммерной системы можно отнести то, что она более простая в монтаже и эксплуатации оборудования, ее консервация на зиму проще, чем консервация переливных бассейнов, и по совокупности затрат они стоят дешевле. Переливной бассейн работает по следующей схеме: вода, поступающая из форсунок, вмонтированных в дно бассейна, поднимается и стекает в переливной желоб, расположенный по периметру бассейна. Из него вода по трубопроводу подается в переливной бак, снабженный автоматом поддержания уровня, управляющим процессом работы насоса, который прогоняет воду через фильтрующую установку, нагреватель и возвращает обратно в бассейн. По сравнению со скиммерным в переливном бассейне осуществляется наиболее интенсивный водообмен, а также лучший забор грязи с поверхности.

4)Соматоскопия как показатель физического развития

Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.

1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;

2) определение степени жироотложения;

3) оценку степени полового созревания;

4) оценку состояния кожных покровов;

5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;

6) осмотр зубов и составление зубной формулы.

1)Сан-гиг.требования к зонированию земельного участка дошкольного образоват.учреждения

3.4. На территории дошкольной организации выделяют следующие функциональные зоны:

Расстояние между игровой и хозяйственной зоной должно быть не менее 3 м.

3.5. Зона игровой территории включает в себя:

– групповые площадки – индивидуальные для каждой группы из расчета не менее 7,2 кв. м на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 кв.м на 1 ребенка дошкольного возраста и с соблюдением принципа групповой изоляции;

– физкультурную площадку (одну или несколько).

2)Гиг.требования к учебным помещениям и кабинетам.Внутренняя планировка,микроклимат, естеств.и искусств освещ.,отопление,вентиляция.

2.4.4. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум. В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наруж­ной стены возле стола преподавателя.

2.4.5. Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки.

2.4.6. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

2.4.7. В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в переднезаднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков—не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 — 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

2.4.8. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

2.4.9. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

2.4.10. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению встроительстве.

3)Гиг.требования к дневной и недельной нагрузке. Распределение уроков по шкале трудности.

Максимально допустимая недельная нагрузка

При 6-дневной неделе

При 5-дневной неделе

4)Соматометрия и физиометрия как показатели физ.развития.

Соматометрия (антропометрия) – определение роста, массы тела, окружности грудной клетки и др.

Физиометрия – включает определение жизненной емкости легких, мышечной силы рук, артериального давления, числа дыханий в минуту, частоты сердечных сокращений и др.

После измерения антропометрических показателей по общепринятой методике приступают к оценке физического развития. Существует несколько методов оценки физического развития детей и подростков: метод сигмальных отклонений или по профилю физического развития, метод оценки по шкалам регрессии, комплексная оценка физического развития с учетом биологического возраста, центильный метод оценки физического развития детей и подростков.

Общим для всех вышеперечисленных методов оценки является сравнение фактических данных ребенка с данными стандартов физического развития.

Стандарты для оценки физического развития разрабатываются для каждого метода (сигмальных отклонений, шкал регрессии, центильный) отдельно. Отбирают однородную группу детей: одного возраста, пола, национальности условий проживания. Количество детей каждой возрастно-половой группы должно быть достаточным, чтобы получить статистически достоверные результаты.

1)Понятия биологического и паспортного возраста.Критерии определения.Ведущие показатели в младшем и старшем возрасте.

Паспортный возраст – это число лет и месяцев со дня рождения, а биологический – степень зрелости органов и систем организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту. Критерии определения биологического возраста.

• зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

• скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

• зубная зрелость (оценивается по сроками прорезывания молочных и постоянных зубов);

• зрелость интеллекта (уровень развития как личности).

• В младшем возрасте:зубная зрелость

2)Виды школьной мебели.Гиг.требования к школьной парте.Особенности маркировки

2.4. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

2.4.1. В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

2.4.2. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «Столы ученические» и «Стулья ученические»

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Высота над по­лом крышки края стола, об­ращенного к ученику, по ГОСТу 11 01 5-93 (в мм)

Высота над по­лом переднего края сиденья по ГОСТу 11 016-93 (в мм)

Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается так называемой отрицательной дистанцией сиденья, при которой край сиденья заходит за край крышки стола на 3-6 см. При нулевой дистанции сиденья (когда края стола и сиденья находятся на одном перпендикуляре) и особенно при положительной (когда край сиденья отстоит от края стола) ученику приходится сильно подаваться вперед, что увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению.

Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина – функция двух переменных: она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высо­ко поднимать правое плечо, что может привести к искривлению позвоночника с выпуклостью в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления.

3)Гиг.требования к естеств.и искусств.освещ.кабинетов

2.6. Требования к естественному и искусственному освещению

2.6.1. Естественное освещение

Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств. В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся. В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое). В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5 % (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам). Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток. Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,7 — 0,8; для стен — 0,5 — 0,6; для пола — 0,3 — 0,5. Следует использовать следующие цвета красок: – для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; – для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального дерева или светло-зеленый; – для классных досок —темно-зеленый, темно-коричневый; – для дверейгоконных рам — белый. Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует: – сажать деревья не ближе 15м, кустарник — не ближе 5 м от здания; – не закрашивать оконные стекла; – не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65—70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон; – очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

Читайте также:  Мачтовые телескопические подъемники – особенности и применение

Виды плавательных бассейнов

Назначение и функциональные задачи

  • Бассейны для плавания. Служат преимущественно для занятия обучающихся и тренировки спортсменов разных уровней.
  • Спортивные. Проведение соревнований локального масштаба, учебно-тренировочных сборов, оздоровительного плавания и т.д.
  • Детские. Обучение плаванию детей старшего возраста и взрослых.
  • Плескательные. Занятие с дошкольниками, детьми среднего и младшего возрастов.
  • Универсальные комплексы/учебно-тренировочные бассейны. Проведение тренировок и оздоровительных занятий по плаванию, водному поло, прыжкам в воду, а также некоторых местных соревнований.
  • Оздоровительные. Бассейны с гидромассажем и ЛПУ; предусмотрены для проведения занятий на воде и оздоровительного плавания.
  • Купальные. Отдых на воде с целью оздоровления.
  • Учебные. Обучение плаванию взрослых и детей старшего возраста.
  • Аквапарки. Всем известные комплексы с многочисленными аттракционами, водопадами, фонтанами, горками и другими сооружениями развлекательного предназначения.
  • Бассейны для прыжков в воду.
  • Комплексные или комбинированные бассейны. Таки сооружения имеют несколько чаш различного назначения либо объединяют зону для купания и плавания в пределах одной чаши.
  • Демонстрационные. Используются для проведения крупных соревнований (чемпионаты Европы, мира, Олимпийские игры и т.д.).

Наиболее популярными на сегодняшний день являются бассейны комбинированного типа, входящие в состав спортивно-оздоровительных клубов. Они многофункциональны, и чаще всего соединяют в себе стандартный 25-метровый бассейн для плавания и теплый детский бассейн небольшого размера с гидромассажем. Строить такие сооружения выгодней с экономической точки зрения, ведь они более востребованы.

Характер забора воды в бассейн

  • Наливные (искусственные) бассейны. Функционируют круглогодично. В них четко регулируется и регламентируется температура воды, они имеет высокую санитарно-гигиеническую культуру. Искусственные бассейны незаменимы в холодную погоду.
  • Бассейны на естественных водоемах. Сезонные сооружения, возводимые с целью обеспечения массового отдыха, купания и обучения плаванию. Обычно такие бассейны конструируются на уложенных на сваях ходовых мостиках, которые огораживают соответствующую часть акватории.

Оборудование

  • Крытый бассейн. Оптимальный выбор для занятия начинающим и тем, кто боится простудиться. Крытый бассейн находится в специальном зале, он надежный и долговечный, с постоянной температурой воды, без ветра и осадков.
  • Открытый бассейн. Сооружается на открытом воздухе. Открытые бассейны бывают круглогодичные и сезонные.
  • Мобильный бассейн. Легко монтируется и демонтируется, без проблем перемещается с одного места на другое.
  • Комплексный бассейн. Включает в себе ванны закрытого и открытого типа.
  • Трансформирующийся бассейн. Ванны такого бассейна могут принимать открытый и закрытый вид посредством трансформации соответствующих ограждающих конструкций.

Бассейн может быть соленым или пресным — в зависимости от того, как водой он наполняется. Чаще всего используется пресная вода, притом предварительно хлорированная.

По размерам

  • Длинный. «Взрослый» 50-метровый бассейн. Считается профессиональным. Стать победителем соревнований в длинном бассейне очень престижно. Если на «короткой» воде спортсмен по ходу дистанции совершает множество отталкиваний, чем значительно ускоряет себя (новичкам может показаться, что пловец тратит больше времени на поворот, чем выигрывает при отталкивании, но, на самом деле, это не так: ускорение, полученное вследствие мощного толчка ногами, с большим запасом перекрывает время, затраченное на поворот), то на «длинной» он лишен подобного бонуса. Плавание в 50-метовом бассейне требует большей физической подготовленности.
  • Короткий. Хорош как для начинающих, так и для профессиональных спортсменов. «Короткая» вода не предъявляется таких требований к физической готовности, пловец имеет возможность примкнуть к бортику и отдохнуть через 25 метров.

Надо сказать, что во многих городах 50-метровых бассейнов нет, и выбирать все еще не из чего. В принципе, даже на «короткой» воде можно качественно подготовиться к соревнованиям самого высокого уровня, не говоря уже о совершенствовании физической формы и обычных оздоровительных тренировках.

Бассейны строятся самых оригинальных форм и размеров. Можно отыскать и длинные, и короткие, и с различными перепадами, углублениями, специфическим оформлением и другими «фишками». Самые маленькие и мелкие бассейны называются лягушатниками, и предназначаются для обучения плаванию детей младшего возраста. Вода в них всегда очень теплая, температура варьируется в пределах от 29 до 32 градусов.

Чаще всего в велнес-клубах, СПА-центрах, оздоровительных учреждениях и небольших спортивных клубах устанавливаются короткие по длине бассейны для занятий расслабляющим плаванием, гидромассажем и аквааэробикой. Эти небольшие сооружения могут иметь самую разную форму — квадратную, круглую, овальную, и даже ассиметричную. Глубина невелика и обычно уровень воды — по грудь среднего по росту посетителя.

Лягушатники и небольшие бассейны не менее популярны и среди крупных оздоровительных центров. Они часто оборудуются гидромассажем и являются дополнением к большим 25-метровым бассейнам (еще их называют «четвертаками).

Температура воды в бассейне

Четкой классификации бассейнов на теплые и холодные не существует. Тем не менее, температура воды в бассейне напрямую зависит от его назначения. Для оздоровительных бассейнов нормой считается 26—29°С, для учебных детских — 29—32°С, для спортивных — 24—28°С, для небольших бассейнов для релаксации и бассейнов с гидромассажем — 30—32°С. Сегодня очень популярны бассейны на базе фитнесс-клубов. Температура воды в них варьируется в пределах 27—28°С.

Материалы ванны бассейна

В зависимости от используемых материалов, бассейны разделяются на композитные, стекловолоконные, каркасные (стальные), полипропиленовые и бетонные. Последний тип — наиболее известный. Бетонные бассейны «родом» еще со времен СССР. Бетон — классический материал для изготовления ванны больших бассейнов общественного пользования. Если же размеры сооружения очень большие, используется стекловолокно или полипропилен. Такие бассейны легко обслуживать, они долговечны. Каркасный тип сооружений чаще всего возводится в загородных домах и на дачах. Преимуществом каркасных бассейнов является простота установки (монтаж не требует вырывания котлована).

Отделка чаши бассейна

Отделка чаши бассейна выполняется из различных материалов, в зависимости от предназначения сооружения. Бассейны общественного назначения обычно отделываются специальной плиткой с низким коэффициентом водопоглощения. Если же стоит задача упростить процедуру возведения бассейна и минимизировать затраты, используется полипропилен. Мозаика придает бассейну богатый вид и эстетическую красоту. Надо сказать, что мозаичные бассейны — редкость, поскольку они являются наиболее дорогими (в общественных сооружениях мозаика практически не применяется). Установка стеклопластиковых бассейнов выгодна в связи с легкостью их демонтажа. Подобные сооружения можно без труда переоборудовать, заменить на новую модель или продать. Небольшие асимметричные бассейны часто изготавливаются из стеклопластика.

Водообмен

В зависимости от водообмена выделяют бассейны проточного типа, рециркуляционные и с периодической сменой воды. Рециркуляционные в свою очередь разделяются на скиммерные и переливные. Скиммеры — это специальные камеры забора воды (с верхнего слоя). Уровень воды в бассейне-скиммере находится примерно на уровне 12—15 сантиметров от бортика. Принцип действия скиммерного бассейна прост: вода забирается насосами, проходит через систему фильтрации, дезинфецируется и подогревается, после чего подается обратно в бассейн через специальные сопла. Скиммерные бассейны недороги, затраты на их строительство ниже, чем на возведения переливных аналогов. Отличить переливной бассейн от скиммерного можно по уровню воды: у первого находится параллельно бортику. По периметру переливного бассейна устанавливается специальная решетка, через которую постоянно и равномерно переливается верхний слой воды. Самотек направляется в специальную накопительную емкость, а после очищения подается обратно в бассейн через форсунки возврата, установленные на дне, равномерно по всей площади. Подавляющее большинство современных общественных бассейнов — переливные.

Способ дезинфекции воды

Воду в отечественных бассейнах очищают преимущественно хлорированием. Иногда применяются комбинированные методы, позволяющие уменьшить количество хлорки. Вообще, это вещество достаточно неприятно воздействует на слизистые оболочки и кожу, вызывая раздражение.

Интернет-магазин Спортивное Плавание предлагает широкий выбор товаров и аксессуары для плавания такие как: очки, шапочки, плавки и купальники для взрослых и детей, на любой вкус и кошелек. Начните плавать на новом уровне уже сегодня.

Типы бассейнов по характеру водообмена и их классификация

  • Открытые — в которых одна или несколько ванн находятся под открытым небом
  • Закрытые — в которых ванны находятся в помещении.

Обычный размер ванн в плавательном бассейне — 25 или 50 метров. Количество дорожек обычно бывает от 5 до 10. По центру каждой дорожки на дне, а также на торцах ванны делается разметка для того, чтобы пловцам легче было плыть без отклонений от прямолинейного курса. Поперек ванны на расстоянии 5 м от начала и конца подвешиваются два шнура с флажками, они нужны пловцам на спине — чтобы видеть близость стенки и подготовиться к повороту. [1] На расстоянии 15 м от старта поперек бассейна подвешивается шнур, который падает на воду при фальстарте и останавливает участников. Перед каждой дорожкой в начале и конце бассейна расположены стартовые тумбочки, с них прыгают в воду при старте пловцы кролем, брассом и баттерфляем. На тумбочках имеются рукоятки, за которые держатся пловцы на спине перед стартом. [2] Детские бассейны могут быть любой формы и обычно неглубоки.

Подготовка воды

Для обработки воды в бассейне используются два основополагающих принципа: механическая очистка и биологическое обеззараживание. Механическая очистка — это очистка воды от неорганических загрязнителей (пыль, мусор, отмершие микроорганизмы)посредством мембранного, песочного или другого фильтрующего элемента. Обеззараживание воды — это уничтожение биологически активных загрязнителей и продуктов жизнедеятельности (бактерии, водоросли, потожировые выделения). Для обеззараживания воды применяются различные технологии: хлорирование, озонирование, ультрафиолетовое облучение, электролиз и еще 3-4 малораспространенных методов. Хлорирование воды — наиболее распространенный и надежный способ обеззараживания, в отличие от других методов обрабатывает не только воду но и поверхности самого бассейна. Озонирование, электролиз и ультрафиолет способны обрабатывать воду проходящую непосредственно через прибор обеззараживания и в этом случае поверхности бассейна остаются фактором риска. Вода в бассейне обычно хлорируется или озонируется для предотвращения инфекций. В России, правда, хоть в какой-то степени хлорируется любой бассейн, поскольку этого требуют принятые санитарные нормы. Даже бассейны с так называемой морской водой содержат хлорку, пусть и в крайне небольших количествах.

Характеристика и классификация бассейнов

Бассейны классифицируются по следующим признакам:

  • по назначению;
  • по размерам;
  • по оборудованию;
  • по характеру эксплуатации.
Читайте также:  Обеззараживание воды в бассейне – озонирование и ультрафиолет

Спортивные бассейны предназначены для учебно-тренировочной работы, проведения соревнований, обучения детей плаванию и организованного оздоровительного плавания.

Купальные бассейны преследуют главным образом оздоровительные цели, связанные с обслуживанием неорганизованных разовых посетителей.

Учебные бассейны детских дошкольных сооружений используются для приобщения к воде, обучения плаванию, массового купания, а также для занятия спортивных секций и проведения соревнований местного уровня.

Смешанные (комбинированные) бассейны представляют собой либо объединение в одном комплексе купальни и ванн для спортивного или учебного плавания, либо включение в акваторию купательного бассейна участков для учебно-тренировочного работы и обучения. Удельный вес спортивной работы в таких бассейнах незначителен, главная цель в них — массовое оздоровительное купание и отдых людей.

Бассейны устраиваются на естественных водоёмах и искусственные (наливные).

Бассейны на естественных водоёмах представляют собой как правило простые сооружения, где на сваях или понтонах уложены ходовые мостики, выгораживающие часть акватории. Такой тип бассейна является сооружением сезонного пользования из — за краткости летнего сезона, неустойчивости метеорологических условий. Помех при проведении соревнований, что крайне ограничивает возможности их эксплуатации. Поэтому они используются главным образом для массового купания, сдачи физкультурно-спортивных нормативов, обучения плаванию.

Искусственные (наливные) бассейны обладают множествами преимуществами по сравнению с бассейнами на естественных водоёмах. Прежде всего они имеют более высокую санитарно-гигиеническую культуру и стабильность эксплуатации, регламентируя качество и температуру воды. Кроме того, независимость от погоды обеспечивает их круглогодичную эксплуатацию, что особенно важно в связи с ростом интенсификации спортивных нагрузок и многочасовыми повседневными тренировками в течение всего года.

Искусственные бассейны подразделяются на:

  • Открытый бассейн — сооружение, где основная ванна расположена на открытом воздухе. По характеру эксплуатации открытые разделяются на сезонные и круглогодичные.
  • Крытый бассейн — здание, в котором ванна или несколько ванн расположены в специальных залах. Этот тип бассейна значительно долговечнее бассейнов на естественных водоёмах, а поддержание нормального их технического состояния обходится дешевле. Кроме того, они более безопасны для плавающих.
  • Комплексный бассейн — включает стационарные открытые и крытые ванны, причём открытая ванна может сочетать спортивные и купальные функции. Этот тип бассейна отличается обилием функциональных возможностей, гибкостью эксплуатации в различное время года.
  • Трансформирующийся бассейн — сооружение, в котором в зависимости от времени года путём трансформации ограждающих конструкций ванна может быть попеременно открытой и закрытой.
  • Мобильный бассейн — представляет собой сооружение, которое можно перемещать с одной территории на другую: сборно-разборные комплексы, сборно-разборные и перевозные ванны.
  • Специализированный бассейн — представляет собой такой бассейн, который имеет узкое, целенаправленное назначение: детский, прыжковый, купальный.

Длина бассейнов составляет от 25 м до 50 м, ширина от 11,4 м до 21 в зависимости от количества дорожек, глубина от 1.2 м до 5 м в зависимости от назначения бассейна, ширина дорожки от 2,25 м до 2,5 м.

Простейшие сооружения для плавания

Для младших школьников и для тех кто не умеет плавать ограждения зоны плавания небольшие: вдоль берега — 12-20 м, от берега — 6-8 м специальные помещения для хранения одежды здесь не обязательны: ребята могут переодеться заблаговременно в основных помещениях. Буями служат футбольные камеры, расположенные на расстоянии 150—180 см друг от друга. Камеры соединены шнуром или верёвкой, на которую нанизаны деревянные цилиндры, окрашенные в яркий свет. Для того чтобы устройство не было снесено течением реки или самими ребятами во время купания, к угловым креплениям прикреплён груз (камень, кусок металла) . У берега конструкция закреплена кольями или шестами. Наплавное ограждение легко снимается и быстро демонтируется, что очень удобно. Глубина зоны плавания не должна превышать 0,7 м. Там, где глубина больше, буи используются не только как оградительная линия, но и как спасательное средство. Они сделаны из автомобильных камер и деревянных брусков небольшого сечения, обладают хорошей плавучестью. К буям крепится верёвка ограждения. Окраска должна быть яркой — например красно-белой. Малый бассейн упрощённой конструкции с четырьмя дорожками для заплыва с длиной дорожки — 25 м, и шириной — 2,25 м. Его можно расположить недалеко от берега, на глубине не менее 1,5 м. Ограждение дорожек делают и деревянных жердей толщиной 8 см, соединённых верёвкой или мягкой проволокой. Ширина стартового мостика — 3 м, длина зависит от количества стартовых тумбочек, которое должно соответствовать количеству дорожек, располагающихся по течению реки. Размер тумбочки — 50 на 50 см. Высота её переднего края(над уровнем воды) — 75 см, уклон в сторону воды — 150 см Стартовый мостик соединён с берегом дощатым трапом и представляет собой деревянный настил, опирающийся на сваи вбитые в грунт. Помост с лицевой стороны обшит досками (тёсом). На вертикальных щитах обшивки выпилены прорезями для захвата руками, когда пловцы стартуют на спине (их размеры: длина — 50 см, высота — 12-15 см) Для выхода из воды и подъёма на мостик используют лестницу. Материалы для её изготовления: доски, рейки, проволока и скобы, с помощью которых две вертикальные несущие доски крепятся к протокам помоста. С противоположной стороны бассейн замыкает поворотный щит. Он выступает над поверхностью воды на 20 см, заглубление под водой — не менее 100 см. Стойки несущей конструкции закреплены в дне. Для прыжков в воду нетрудно соорудить трамплин (помост) или вышку. В зависимости от возраста и подготовленности детей высота трамплина и глубина реки в месте прыжков могут меняться. Чтобы повысить надёжность и устойчивость конструкции, её можно прикрепить проволокой к стволу дерева. Для игр и развлечений на воде можно изготовить интересные конструкции и приспособления. Для того, чтобы сделать катамаран, нужно соединить два бревна длиной 150—180 см тремя поперечными брёвнами, выдолбив на одном из них место для сидения. Вёсла выстругивают из толстых досок. Другой тип весла — плавающий. Стержень его имеет длину 1,5 — 2 м, лопатки сделаны из тонкой доски или фанеры, пропитанной водонепроницаемым составом, школьник ныряет в воду и, взявшись за весло справа, начинает грести.

Бассейны для Олимпийских игр и чемпионатов мира

Согласно правилам ФИНА, ванны таких бассейнов должны быть 50 метров (25 метров для соревнований «на короткой воде») в длину и 25 метров в ширину, глубина — не менее двух метров. По ширине ванна разбита на восемь дорожек по 2,5 метра, а перед первой и после восьмой дорожки — ещё по одной 2,5-метровой полосе. Все эти 10 полос отделяются друг от друга девятью разделительными гирляндами из поплавков диаметром 5—15 см. Первые и последние 5 метров каждой из них состоят из поплавков красного цвета. Остальное пространство заполнено поплавками зеленого цвета для 1 и 8 дорожек, синего цвета для 2, 3, 6 и 7 дорожек и желтого цвета для 4 и 5 дорожек.

Температура воды должна быть 25—28 °C, а освещенность на всём протяжении ванны — не менее 1500 люкс. [3]

Типы и основные характеристики бассейнов подземного стока

Типы бассейнов подземного стока и их индексыГидрогеодинамические зоны, участвующие в подземном стокеОсобенности подземного стока
Континентальный – кВсе зоны в артезианских бассейнах и сводах в полном объемеНисходящий и нисходяще-восходящий напорно-без-напорный подземный сток зоны свободного водообмена. Восходящий, напорный и избыточно напорный подземный сток зон замедленного и затрудненного водообмена
Региональный – р2-5 зоны в артезианских бассейнах плит и предгорных прогибов.Нисходящий и нисходяще-восходящий, напорно-без-напорный подземный сток зоны свободного водообмена, частично (по разломам) зоны замедленного водообмена
Субрегиональный – с2-4 зоны артезианских бассейнов плит и предгорных прогибов. Подземный сток – зон тре-щиноватости глубинных разломов гидрогеологических массивовНисходящий и нисходяще-восходящий напорно-безна-порный подземный сток зоны свободного водообмена. Транзитный сток практически отсутствует.
Местный – м2, частично 3 зоны артезианских бассейнов. Подземный сток зон экзогенной трещиноватости гидрогеологических массивовНисходящий подземный сток зоны свободного водообмена Дренируемый сток больше транзитного стока или одинаков
Элементарный – э2 зона – зона безнапорных горизонтов артезианских бассейнов.Нисходящий подземный сток зоны свободного водообмена. Дренируемый сток меньше транзитного стока

В районах распространения многолетнемерзлых пород региональные бассейны подземного стока представляют собой подземные водосборы, дренирующие водоносные горизонты через зоны сквозных таликов, как правило, в долинах крупных рек.

3.1.9 К субрегиональным бассейнам подземного стока относятся подземные водосборы, дренирующие только зону свободного водообмена, и общий сток формируется в основном за счет дренируемого стока. Транзитный сток, т.е. сток не разгружающийся в реку, практически отсутствует.

В складчатых областях и гидрогеологических массивах, субрегиональные бассейны подземного стока контролируют весь объем стока зоны свободного водообмена.

3.1.10 К местным бассейнам подземного стока относятся подземные водосборы, в пределах которых дренирующее воздействие рек распространяется на верхнюю часть гидрогеологического разреза, ограниченную зоной безнапорных и частично безнапорно-субнапорных подземных вод.

В пределах этого типа бассейнов подземного стока дренируемый сток превышает транзитный сток или они равны.

3.1.11 К элементарным бассейнам подземного стока относятся подземные водосборы, дренирующее воздействие которых распространяется на зону безнапорных вод. В этих бассейнах дренируемый сток меньше транзитного.

3.1.12 В связи с тем, что в пределах элементарных и местных бассейнов под-земного стока значительную величину составляет транзитный сток, который разгружается в региональные или субрегиональные бассейны, суммарный объем подземного стока бассейнов элементарного стока не равна величине подземного стока бассейнов местного стока, а сумма стока последних не равна общему подземному стоку бассейна регионального стока. Поэтому общий подземный сток зоны свободного водообмена, дренируемый рекой определенного порядка, оценивается суммированием стока как рекой этого порядка, так и всеми реками более высокого порядка.

Таким образом, при гидрогеологическом районировании должны учитываться порядок рек и тип их дренирующего воздействия.

3.1.13 Выделение бассейнов различного типа до известной степени условно, т.к. в устьях водосборы элементарных бассейнов дренируют те же гидродинамические зоны, что и водосборы местных бассейнов стока, а последние в устьях дренируют те же водоносные горизонты, что и региональные или субрегиональные бассейны. В связи с этим при выделении типов бассейнов подземного стока дренирующая роль водосборов должна учитываться без устьевой их части на основе гидрогеологических разрезов-колонок, представляющих дренируемые толщи, присущие основной части водосборов.

3.1.14 С учетом разрешающего действия масштаба карты районирования по бассейнам подземного стока – 1:2500000, на ней выделяются только континентальные, региональные и субрегиональные бассейны подземного стока.

Местные и элементарные бассейны подземного стока должны выделяться на картах более крупного масштаба.

Рекомендуется следующая последовательность работ. Вначале целесообразно выделить зону свободного водообмена:

а) прослеживая ее глубинные границы с использованием схем гидрогеологической стратификации и анализируя ее внутреннее строение, распространение и роль региональных водоупоров в различных условиях формирования подземного стока;

б) выясняя влияние ориентированности и дренирующего воздействия гидрографической сети на различные части разреза зоны свободного водообмена с учетом роли региональных водооупоров;

в) устанавливая соотношение и связь ориентированности гидрографической сети и геологических структур, прежде всего, фундамента, обусловленность ими направленности подземного стока;

Имея представление о конкретной зоне свободного водообмена, необходимо дать характеристику ее взаимосвязи и процессов взаимодействия с аналогичными сопредельными зонами.

В заключение выделяются типы дрен по характеру их дренирующего влияния:

Конечной целью является установление типов бассейнов подземного стока (континентального, регионального и субрегионального).

3.1.15 Карта гидрогеологического районирования по бассейнам подземного стока совмещается с картой структурно-гидрогеологическом гидрогеологического районирования. Это обеспечивает отражение взаимоотношения гидрогеологических структур и бассейнов подземного стока.

3.1.16 Индексы бассейнов подземных вод и легенда к карте приведены в карте бассейнов регионального и субрегионального подземного стока зоны свободного водообмена редакции 2001г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: