Соединение воздуховодов: основные методы

Способы соединения частей воздуховодов между собой

Воздуховод – это сборная система коммуникаций, которая служит для естественной или принудительной вентиляции помещений. С их помощью решают задачи поддержания чистоты, влажности и комфортной температуры воздуха в бытовых, промышленных помещениях, в лечебных, детских учреждениях. Основой эффективного функционирования вентиляционных воздуховодов является их герметичность, которая зависит от качества монтажа и способов соединения воздуховодов между собой.

Классификация воздуховодов

Выбор способа стыковки деталей воздуховодов между собой зависит от конструктивных особенностей системы, условий эксплуатации и параметров транспортируемых газов.

Обратите внимание! Количество стыков при монтаже готовой конструкции зависит от профессионализма проектировщика. Чем меньше стыковых соединений, тем надежнее и дешевле вся коммуникация.

Классификация воздуховодов проводится по нескольким параметрам.

Круглые и прямоугольные

Все воздуховоды можно разделить по геометрической конфигурации на прямоугольные и круглые. Круглые конструкции считаются более эффективными в работе, в них нет условий для образования вихревых потоков, они тише.

Прямоугольные конструкции имеют свои преимущества при обустройстве вентиляции в жилых зданиях. Их пропускная способность достаточна для обеспечения качественной вентиляции, а прямоугольная форма позволяет спрятать трубы под отделкой.

Как частный случай, могут быть изготовлены воздуховоды треугольного сечения, шестигранники, восьмигранники. Такие системы монтируют по индивидуальным заказам, преследуя решение эстетических, дизайнерских задач. Практических особенностей эти конфигурации не имеют.

Жесткие и гибкие

Жесткие воздуховоды могут быть как прямоугольными, так и круглыми. Их изготавливают из оцинкованной стали, алюминия, полимеров. Гибкие конструкции всегда с круглым сечением. На практике монтируют воздуховоды, комбинируя участки жестких труб и гибких. Гибкие трубы удобны в местах разветвлений, нескольких поворотов, поскольку помогают сократить количество стыков.

Гибкие трубы изготавливают из алюминия, ПВХ, химически инертной резины, текстиля. Для придания жесткости в гибкую трубу вставляется каркас из металлической проволоки. Поскольку гибкий воздуховод при эксплуатации издает много шума, то часто трубы выпускают с дополнительным шумопоглощающим покрытием.

Встроенные и внешние

По строительной конструкции воздуховодные коммуникации делят на встроенные и внешние. Внутренние (вентиляционные шахты) встраивают в стены или потолки помещений. Самый распространенный пример такого воздуховода – вентиляционная система в жилом доме. Здесь воздуховодные каналы вмонтированы в стены, в комнаты выходят только вентиляционные отверстия.

Обратите внимание! Для прочистки вентиляционных шахт должен быть предусмотрен доступ снизу.

Внешние коммуникации крепят к потолку и стенам (приставные, подвесные короба или трубы) по внешней стороне.

Способы стыковки воздуховодов

Способы соединения деталей воздуховода можно разделить на сварные и фальцевые. Для сварного стыка необходима достаточная толщина стали или алюминия от 1,5 мм. Тонкостенные вентиляционные трубы соединяют, применяя фальцовку.

Обратите внимание! Сварные соединения на оцинкованных трубах требуют высокопрофессиональной сварки. Прогоревший слой цинка на стыке в процессе эксплуатации конструкции будет очагом коррозии металла, что снизит долговечность коммуникаций.

Фальцевые соединения бывают нескольких конфигураций. Наиболее используемые:

  • на простом фальце;
  • на фальце с защелкой;
  • на фальце с отбортовкой;
  • на соединительной планке;
  • на поперечном фальце;
  • встык;
  • внахлестку;
  • угловые.

Обратите внимание! Прокатка фальцевого крепления грозит смещением соединяемых частей трубопровода относительно друг друга по направляющей оси.

Кроме сварных и фальцевых используют соединения:

  • на фланцах;
  • с помощью муфты или ниппеля;
  • в раструб;
  • при помощи шины;
  • на бандаже.

Фланцевые соединения

Трубы для вентиляционных систем (независимо от их конструкции и сечения) соединяют при помощи специально изготовленных фланцев. Детали крепят на трубы при помощи точечной сварки или сплошного сварного шва. Между собой фланцы соединяют креплениями: заклепками или болтами с гайками. В случае использования крепежных болтов их располагают все на одну сторону.

Обратите внимание! Наиболее предпочтительно соединение фланцев заклепками, специально обработанными антикоррозийной защитой.

На практике, часто используют точечную сварку для соединения фланцев между собой. Это может грозить быстрой разгерметизацией системы из-за коррозии металла в будущем. Для придания дополнительной защиты сварному соединению, фланцы рекомендуется тщательно прокрашивать. Сварка считается быстрым и недорогим способом монтажа вентиляционных труб.

Для придания герметичности соединению на стальных фланцах между ними укладывают уплотнительную прокладку. Какие материалы разрешено использовать для герметизации стыков воздуховодов, официально изложено в СНиП 3.05.01-85.

Фланцевое соединение воздуховодов является универсальным, надежным способом. Однако изготовление дополнительных деталей обходится дорого, а процесс сборки является трудоемким. Такие соединения используют при монтаже плотных воздуховодов, с высоким уровнем требований.

Соединение воздуховодов муфтой или ниппелем

Не менее распространенный способ соединения труб вентиляционных коммуникаций – оформление стыка муфтой или ниппелем.

Муфта (или внешний ниппель) представляет собой дополнительный отрезок трубы, диаметр которого чуть превышает диаметр основного трубопровода. Муфтой закрывают место стыка, одевая ее на трубопровод. Для герметизации все стыки промазывают специальным составом (герметиком), который подбирают в зависимости от предстоящих условий эксплуатации. Есть муфты, которые идут в комплекте с уплотняющей прокладкой. При монтаже таких муфт герметиком не пользуются.

Ниппель представляет собой отрезок трубы, меньшего диаметра, чем основной трубопровод. Его вставляют на место стыка изнутри. Здесь для герметизации используют специальную алюминиевую ленту.

Соединение воздуховодов между собой с использованием ниппеля получило большее распространение на круглых конструкциях. На прямоугольных сечениях их применяют реже.

Соединение в раструб

Данный тип соединения воздуховодов применяется только для труб с круглым сечением. Для осуществления соединения в раструб на одном конце трубы должен быть расширяющейся участок или вся конструкция должна иметь форму конуса. Трубы вставляют друг в друга, не закрепляя их дополнительно. Для герметизации используется уплотнительная прокладка либо пластичный герметик. Наибольшее распространение соединение в раструб получило при монтаже сэндвич-дымоходов и бытовой вытяжки на естественной тяге.

Обратите внимание! Соединение в раструб не обладает необходимой степенью надежности и герметичности, которая необходима для монтажа воздуховодов с агрессивными или высокотемпературными газами.

Еврошина

Для соединения деталей прямоугольных воздуховодов производят специальные шины. Эти детали похожи на соединительные фланцы для прямоугольных труб, которые разобраны на запчасти. Деталь представляет собой отрезок металлического оцинкованного профиля, который напоминает букву Г. Удлиненная сторона имеет размер от 20 до 30 мм. Шина идет в комплекте с уплотнителем и специальными уголками.

Обратите внимание! На углах соединения требуется дополнительная герметизация.

Шиной соединяют воздуховоды, которые используются для транспортировки не горячих, химически инертных воздушных масс.

Бандаж

Стыковка деталей воздуховода при помощи установки бандажа применяется на химических производствах. Это соединение высокой надежности. Однако использовать его для бытовых коммуникаций экономически невыгодно, поскольку изготовление самого бандажа процесс дорогостоящий.

Бандаж устанавливают поверх места стыковки трубопровода. Предварительно проводят отбортовку соединяемых торцов. Пространство бандажа заполняют герметизирующими материалами – теплоизоляционной или химически устойчивой мастикой.

Соединение воздуховодов

Система вентиляции обеспечивает воздухообмен, вентилирование потоков воздуха и влияет на температуру в помещении. Для правильной ее работы нужен профессиональный монтаж системы, в том числе и качественное соединение воздуховодов.

От материала исполнения конструкции и способа ее крепления напрямую зависит — как соединять воздуховоды в единую систему.

Методы крепления воздуховодов

Есть 4 способа крепления воздуховодов:

  • С помощью шпильки и профиля.

Более профессиональный способ крепления. Для его осуществления используют профиль с L либо Z образной формой.

  • С помощью шпильки и травеса

Этот метод крепления используют для монтирования тяжелых конструкций. Коробка уголок, которая установлена под нижний угол, уменьшает нагрузку на крепежи и способствует длительной жесткой поддержке короба.

Для того чтобы снизить уровень шума и пригасить вибрацию место крепления профиля прокладывают резиновым уплотнителем.

  • С помощью шпильки и хомута

Этот метод используют для монтирования круглых вентконструкций. Такая установка производиться на небольших участках конструкции из гибких труб. В основном используют только хомут.

Это самый бюджетный и легкий способ крепления. Для круглых конструкций – из перфоленты делают петлю, прямоугольных – перфоленту присоединяют к болтам

Популярные виды соединения металлических воздухов

За счет вида соединения металлических воздуховодов их разделяют на фальцевые и сварные.

Конструкция, которая выполнена из тонкой стали до 1-1,5 мм соединяется фальцевым методом. Если толщина материала больше производится сварное соединение воздуховода.

От того, насколько качественно были проведены соединительные работы, зависит правильная геометрическая форма и герметичность.

Наиболее распространенные фальцевые и сварные методы монтирования вентистемы:

  • На отдельном фальце с двойной отсечкой и защелкой (относится к типу соединения, в котором не используют фланцы);
  • На поперечном, угловом либо лежачем фальце;
  • При помощи специальной планки или рейки;
  • Внахлест;
  • Отбортованный стык встык.

Для прямоугольных вентконструкций, с прямым швом, распространенная проблема – «винт». Он возникает в результате сдвига во время прокатки фальца. Такой дефект соединения приводит к осевому смещению воздуховодов во время их крепления.

Монтажная шина (еврошина)

Представляет собой профиль из оцинкованной стали, который по своей форме напоминает букву L.

На одной стороне конструкции толщина шины может составлять 20 либо 30 мм.

Шина для соединения воздуховодов предназначена для работы с прямоугольными конструкциями и соответствующими фасонными частями. С конструкцией вентсистемы соединяется при помощи саморезов . Для выполнения такого монтажа используют шинорейку со специальным уголком. Это позволяет придать конструкции жесткость и обеспечить полное соединение всех деталей вентиляционной системы.

Еврошины ускоряют процесс сборки и монтажа герметичной системы вентиляции.

Стыки шины обрабатывают герметиком или уплотнительной лентой. Если размер стороны конструкции 500мм и более – систему оборудуют дополнительными монтажными скобами.

Ниппель и муфта

Данный тип соединения используется при монтировании круглого воздуховода. При установке вентсистемы таким методом процесс занимает довольно краткие сроки. Для монтажей каналов вентиляции используют два типа ниппелей :

Их разница заключается лишь в том, что ниппель крепиться внутри воздуховода, а муфта снаружи.

Отличить недорогие ниппели от более дорогих можно по отсутствию уплотнительных прокладок.

Если, для соединения воздуховодов использовать более дешевый вариант ниппеля, то стыки придется герметизировать при помощи алюминиевой ленты для уплотнения либо полимерного скотча.

Реечное соединение

Реечное соединение воздуховодов – безфланцевый монтаж прямоугольных вентконструкций.

Данный метод актуален для помещений, в которых есть ограничение высоты. Для улучшения герметичности соединений используют мягкую резину либо пластику из поливинилхлориа.

Реечный метод монтирования с зубчатыми рейками, применяется довольно редко, так как во время работы создает много шума.

Бандажное соединение воздуховодов

Бандажное монтирование вентсистемы довольно удобное и подходит для монтирования вентсистемы на химических производствах. Принцип монтажа бандажным способом — соединения прямоугольных воздуховодов между собой. Для данного типа соединения торцы воздуховода подготавливают (отбортовывают) заранее. На них одевают бандаж и заполняют полость герметиком. Если монтаж такой вентиляционной системы производиться на химическом производстве, то герметизирующее средство должно быть стойким и не восприимчивым к воздействию агрессивных веществ. Данный метод довольно надежен, но в сравнении – дорогой. Поэтом редко используется в быту.

Раструбное соединение

Раструбное соединение воздуховодов происходит путем захода одного элемента в другой. Разновидности такого монтажа:

  • Конусообразный воздуховод;
  • расширены (сужены) концы изделия.

Такой вид соединения не подойдет для вентсистемы, потому как не обладает достаточной герметичностью, но для естественной вытяжки – вполне.

Соединение пластиковых и гибких воздуховодов

Такие воздуховоды соединяются достаточно просто, так как есть широкий выбор специальных соединительных деталей и переходников в разнообразных вариациях и размерах.

Фасонные части конструкции достаточно плотно надеваются на пластиковый воздуховод, поэтому не требуется дополнительная герметизация.

Для того, чтобы соединить гибкий воздуховод из гофры — используют хомуты из пластика и алюминиевый скотч.

Более детально данный вид соединения описан в видео:

Другие способы соединения

Фланцевое соединение воздуховодов достаточно надежное, но не особо актуальное в связи с высокой стоимостью. Оно имеет высокий уровень жесткости. С одной стороны это плюс, но с другой – минус, так как при малейших изменениях конфигурации неподходящие детали можно попросту отправить на переплавку.

Есть множество вариантов крепежа такого соединения. Но, самый распространенный – точечная сварка. Этот метод наиболее быстрый и простой. Минус такого соединения в том, что оно не достаточно надежное, в особенности при работе с оцинкованными деталями. Поскольку цинк во время сварки может прогореть, то велика вероятность коррозии сварочного шва, в следствии ослабиться фиксация конструкции. Дабы избежать таких последствий, рекомендуется вместо сварки для крепежа использовать устойчивые к коррозии заклепки.

Основные способы соединения воздуховодов между собой: плюсы и минусы каждого из вариантов

Здравствуйте, уважаемый читатель! Эффективность современных вентиляционных устройств во многом зависит от качества сборки её элементов. Если будет нарушена технология установки, даже при грамотно выполненном аэродинамическом расчёте не удастся изготовить надежную систему.

Читайте также:  Площадь круглого воздуховода: формула, вычисления

Важную роль играет при этом соединение воздуховодов между собой. Рассмотрим их способы, особенности применения в различных ситуациях.

Методы крепления воздуховодов

Крепят воздушные рукава чаще всего к потолку или стенам помещения, а технология крепления зависит от их типоразмеров и конфигурации.

По профилю сечения они подразделяются на прямоугольные и круглые отводы. Методы крепления применяют к ним разные.

Для крепежа прямоугольных каналов используют технологию с применением:

  • Шпильки и профилей Z и L-образных форм.
  • Шпильки и траверса.

Используют данные методы при монтаже тяжелых конструкций.

Для каналов круглого сечения применяют:

  • Хомут и шпильку.
  • Перфоленту и хомут.

Подобные способы крепежа распространены при сборке небольших систем.

Виды соединения металлических воздуховодов

Круглые отводы монтируются на следующих соединениях:

Для прямоугольных каналов используются:

Наряду с ними применяются классические соединения раструбом и сваркой.

Монтажная шина еврошина

Как правило, прямоугольные воздуховоды и фасонные детали стыкуются фланцевыми соединениями, созданными на основе монтажной шины. Другие названия этой уникальной конструкции – «еврошина», шинорейка.

Представляет она собой профиль L-образной конфигурации, благодаря которой стороны короба жестко фиксируются во фланце.

Изделие производится шириной 20 и 30 мм. Для создания фланца шинорейка нарезается по размеру на четыре части, собирается с помощью уголков, вставляется в отвод и прикрепляется к нему саморезами или болтами.

Места сопряжения стыкуемых фланцев по периметру прокладывают уплотнителем или смазывают герметиком. Прилегающие фланцы соединяют между собой болтами. Для придания дополнительной плотности прилегания устанавливают через каждые 50 см по периметру узла зажимные скобы (струбцины).

Монтажные шины обеспечивают герметичное соединение, создают дополнительную жесткость в вентиляционной конструкции.

Ниппель и муфта

Эти виды соединения используются в работе с круглыми вентиляционными трубами на прямолинейных участках.

Ниппель представляет собой отрезок трубы, середину которого опоясывает выпуклое ребро.

Деталь вставляют в трубу, где она фиксируется этим выступом. На неё надевается следующий сегмент вентиляционной системы. Стыковочный узел обклеивается алюминиевым скотчем.

Основное требование к соединителю – соответствие размеров и материала параметрам собираемой вентиляции.

Муфта по сути является внешним ниппелем и отличается от него только бортиком, выступающим внутрь, и размером сечения: оно больше диаметра трубопровода. Соответственно, муфта надевается на стыкуемые отводы с внешней стороны и закрывает место сопряжения.

Схема муфтового соединения

Реечное

Реечный способ состыковки используют при монтаже прямоугольных воздуховодов, длина сторон которых составляет 40 см и меньше.

Примыкающие торцы каналов с отгибами бортов соединяют, в изгибы вставляют рейку и загоняют её на всю длину сторон. Затем стык уплотняют молотком. Способ востребован в местах, ограниченных высотой.

Недостатком реечных стыков является утечка воздуха через них. Чтобы улучшить герметичность узла, применяют уплотняющие материалы из резины или полимера.

Способ соединения прямоугольных отводов на рейке

Бандажное

Ещё одним из бесфланцевых способов соединения является стыковка каналов бандажом. Он изготавливается из тонколистовой оцинкованной стали и предназначается для сборки круглых воздуховодов малого и среднего диаметра.

Соединитель надевают на отбортованные торцы соединяемых труб, предварительно заполнив его выемку герметиком. Стягивают концы бандажа, к которым приварены угольники, струбциной или специальным приспособлением. Затем болтовым соединением закрепляют бандаж на отводах.

Схема установки бандажа: а — соединитель, б — узел стыковки; 1 —бандаж, 2 — воздуховоды

Раструбное

Самый простой и быстрый способ монтажа воздушных каналов. Отводы изготовляются слегка конусообразной формы и собираются в единую вентиляционную систему путем вставления следующего отвода в предыдущий элемент.

Для герметизации применяют герметик.

Используют при монтаже круглых воздуховодов, сборке сэндвич-дымоходов, пригоден для оборудования вытяжного канала естественной вентиляции.

Видео: трубы из нержавеющей стали, способы соединения

Как соединять пластиковые и гибкие воздуховоды

Монтаж пластиковых вентиляционных труб не представляет никаких сложностей. Для сборки пластиковых систем производителями выпускаются специально подобранные фасонные детали и переходники, подходящие по своим типоразмерам воздуховодам. Эти соединители просто вставляются друг в друга и промазываются силиконом.

Гибкие отводы в виде гофрированных каналов соединяют «алюминиевым» скотчем, винтовыми соединителями или обычными хомутами.

Отводы от компрессора соединяются быстросъемами и фитингами, которые бывают металлическими или пластиковыми.

Как соединить вытяжку с воздуховодом

Главное правило – диаметр подключаемого канала не должен быть меньше сечения выходного фланца вытяжки. Если же мощность вытяжки небольшая и возникла необходимость подключения отвода меньшего сечения, или прямоугольного канала, применяется соответствующий переходник, который надевается на выходное отверстие вытяжки. Соединения герметизируются силиконом.

Подробно монтаж пластикового воздуховода описан в данном видео

Заключение

Мы рассмотрели наиболее популярные соединения воздушных каналов. Надеемся, что представленная информация будет полезной для вас. Желаем успехов в благоустройстве вашего жилища, подписывайтесь на наши статьи, делитесь полученными знаниями в социальных сетях.

Как производится монтаж воздуховодов: установка гибких и жестких каналов вентиляции

Современные офисы‚ жилые дома‚ промышленные здания нуждаются в обеспечении нормального воздухообмена и в устройстве полноценной вентиляции. Для сооружения организованной системы производится монтаж воздуховодов. Устанавливают их и внутри строений‚ и снаружи. Но полноценная система вентиляции нужна и дома, вы с этим согласны?

Зная принципы обустройства системы и нюансы соединения воздуховодов в определенной последовательности‚ удастся создать функциональную вентиляционную сеть. Но как правильно это сделать? Давайте разбираться вместе – в этом материале рассмотрены разновидности воздуховодов, использующиеся при создании вентсистем.

А также подробно разобраны особенности монтажа гибких и жестких каналов. Статья для наглядности дополнена тематическими фото, схемами, подробными видеоинструкциями по установке и креплению воздуховодов.

Принцип классификации воздуховодов

Воздуховодами называют систему труб, приспособленную для движения по ней воздушного потока и устроенную определенным образом.

Их применяют при монтаже систем вентиляции в домах‚ сети воздуховодов образуют системы вентиляции и кондиционирования‚ с их помощью подключают промышленные и кухонные вытяжки‚ используют в системах воздушного отопления.

Исходя из конструктивного исполнения‚ их делят на круглые и прямоугольные. Круглые воздуховоды эргономичны‚ воздух движется по ним почти бесшумно‚ вибрация при работе незначительная.

Соединяют элементы воздуховода с круглым сечением без использования дополнительных элементов.

Прямоугольное сечение воздуховода предпочтительнее тогда, когда систему нужно сделать незаметной, спрятав ее под отделкой.

Этим и удовлетворительным уровнем пропускной способности обусловлен их выбор при устройстве системы вентиляции в жилых домах. Кроме того, воздуховоды бывают жесткими и гибкими.

У первых сечение может быть как круглым‚ так и прямоугольным‚ а вторые в разрезе имеют только круг. Их использование уместно в точках разветвления. Производят гибкие воздуховоды (гофру) в основном из алюминиевой фольги‚ полиэфира‚ хотя есть и изделия из силикона‚ текстиля‚ резины, устойчивой к агрессивной химии.

К вентиляторам‚ приточным и вытяжным анемостатам‚ решеткам их подсоединяют напрямую, но иногда, чтобы связать такой воздуховод с основной системой‚ дополнительно нужны соединительно-монтажные детали.

Внутри поверхность гибких воздуховодов не отличается особой гладкостью, поэтому повышенное аэродинамическое сопротивление создает дополнительные шумы.

Структура у гибких воздуховодов многослойная. Для большей жесткости между слоями размещают стальную проволоку. Наиболее часто вентканалы в жилых домах прокладывают из труб ПВХ‚ обладающих высокими звукопоглощающими и теплоизоляционными характеристиками.

Применяют гофру в тем местах, где скорость движения воздушной массы не превышает 30 м/с‚ а давление не выше 5 т. Па.

Воздуховодные каналы по своей конструкции могут быть встроенными‚ в виде вентиляционных шахт‚ и внешними‚ проложенными по стенам и потолкам. Первые располагают внутри стен.

Чтобы они работали эффективно их поверхность внутри должна быть максимально гладкой‚ тогда воздух будет циркулировать свободно‚ не натыкаясь ни на какие помехи. Внизу шахта имеет отверстие‚ позволяющее очищать воздуховод.

Подвешенные и приставные короба используют для устройства внешних воздуховодов. Они представляют собой сборку, состоящую из труб и соединителей, различных по размеру и форме. Исходя из такого признака‚ как наличие изоляции‚ воздуховоды бывают изолированными и без изоляции.

Основываясь на дизайне помещений и конструктивных особенностях строения‚ останавливают выбор на каком-то конкретном виде воздуховодов.

Установке системы должен предшествовать качественный аэродинамический расчет. Потребуется определить давление в системе‚ объем воздушных масс‚ проходящих по воздуховоду‚ его сечение‚ тип воздухообмена.

Аэродинамический расчет воздуховода

Чтобы определить размер воздуховода в разрезе, нужен эскизный вариант воздушной сети. Сначала вычисляют площадь сечения.

Для круглой трубы диаметр находят из формулы:

D = √4S/π

Если сечение прямоугольное его площадь находят, умножив длину стороны на ширину: S = A x B.

Вычислив сечение и применив формулу S = L/3600V, находят объем воздухозамещения L в мᶾ/ч.

Скорость движения воздуха в воздуховоде в районе приточной решетки рекомендуют брать в пределах от 2 до 2.5 м/с для офисов и жилья и от 2.5 до 6 м/с на производстве.

В магистральных воздуховодах — от 3.5 до 6 в первом случае, от 3.5 до 5 — во втором и от 6 до 11 м/с — в третьем. Если скорость будет превышать эти показатели, возрастет уровень шума сверх нормативного значения. Коэффициент 3600 согласовывает между собой секунды и часы.

Из таблицы, ориентируясь на скорость воздушного потока, можно взять и ориентировочный расход воздушной массы.

Вам также может быть полезна подробная информация о расчете площади воздуховодов с примерами вычислений, рассмотренная в другой нашей статье.

Особенности монтажа воздуховодов

Независимо от вида и возлагаемых на вентиляционную систему функций основную задачу, заключающуюся в транспортировке воздуха‚ выполняют в ней каналы для транспортировки воздушного потока. Изо всех работ по монтажу системы самым сложным моментом является установка воздуховодов.

Даже при грамотно выполненном расчете‚ нарушив технологию‚ никогда не выйдет создать систему‚ работающую без сбоев.

Кроме основных задач‚ вентиляция может выполнять и ряд дополнительных функций:

  • осуществлять контроль чистоты поставляемого в помещение воздуха;
  • поддерживать заданный процент влажности;
  • освобождать от всяких примесей воздух‚ удаляемый из здания.

При устройстве вытяжной вентиляции нужен всего один воздуховод. В приточно-вытяжной системе потребуется прокладка двух независимых воздуховодов для того‚ чтобы по одному из них поступал в помещение чистый воздух‚ а по другому уходил использованный.

Общие правила монтажа

Существуют документы, в которых прописаны требования к монтажу и работе воздуховодов. К ним относятся СП 60.13330 и СП 73.13330.2012. Первый называется «Отопление‚ вентиляция и кондиционирование» а второй — «Внутренние санитарно-технические системы зданий».

Кроме того‚ производители‚ выпускающие воздуховоды‚ прилагают к ним свои инструкции.

К требованиям, подлежащим неукоснительному исполнению‚ относятся:

  1. Полное растяжение гибких воздуховодов при их установке.
  2. Отсутствие провисаний во избежание потерь давления.
  3. Обязательное заземление т.к. магистраль имеет свойство копить статическое электричество.
  4. Не планировать монтаж гибких и полужестких воздуховодов, если вертикальный отрезок системы представляет собой трассу, охватывающую больше чем 2 этажа.
  5. Устанавливать исключительно жесткие трубы в цокольных этажах‚ подвалах‚ в конструкциях из бетона‚ в местах контакта с грунтом.
  6. На этапе проектирования и при монтаже гибких и прочих воздуховодов следует учитывать тот момент, что в работающей системе вентиляции траектория воздуха представляет из себя спираль.
  7. На поворотах закладывать радиус‚ равняющийся минимум двум диаметрам трубы.
  8. Через стены воздуховод проводить, используя специальные гильзы из металла и переходники.
  9. Поврежденный при установке воздуховод‚ подлежит обязательной замене.

Наиболее часто воздуховоды крепят к стенам‚ потолку‚ в пространстве между потолочными фермами. Неизменным остается то, что центра воздуховодов и плоскости конструкций должны оставаться параллельными по отношению друг к другу.

Нормативами регламентируется и минимальная дистанция от воздухопровода до других конструкций.

При прокладке воздуховодов возможны 2 варианта. Первый — объединенные трубы составляют систему с общей отводящей трубой. Второй — каждое помещение имеет индивидуальный воздуховод.

Виды соединений жестких воздуховодов

При монтаже системы вентиляции рекомендуется делать как можно меньше соединений. Объединяют воздуховоды при помощи фланцевого и бандажного крепления.

В первом случае фасонные элементы и концы труб дополняют фланцами, затем соединяют с использованием саморезов‚ при помощи клепок, располагая их через каждые 200 мм‚ или применив сварку. В качестве уплотнения для фланцев практикуют использование резиновых прокладок.

Изготовление фланцев — процесс сложный и не очень выгодный для производителя.

Бандажное или бесфланцевое соединение более выгодно как в финансовом плане‚ так и по затратам времени. Оно предусматривает наложение на стык бандажа‚ представляющего собой тонкие металлические полосы или рейки. Этот тип соединения также нельзя назвать совершенным.

Читайте также:  Аксонометрия вентиляции - правила выполнения чертежей

Главное — герметичность невысокая‚ из-за чего стыки становятся местами утечки воздуха, а при минусовой температуре здесь накапливается конденсат.

Существует и третий способ соединения при монтаже жестких воздуховодов — шина и уголок. Это изобретение инженеров фирмы Metz из Германии. Сейчас оно успешно отвоевывает позиции у первых двух методов. Для нарезки шин не нужно дорогостоящего оборудования, а уголок изготавливают путем штамповки.

Методы крепления воздуховодов

Существует 4 способа крепления воздуховодов:

  • шпилька плюс профиль;
  • шпилька и траверса;
  • шпилька плюс хомут;
  • перфолента.

Первый из этих методов любят использовать профессионалы. Используемый профиль имеет L или Z-образную форму. Вторым в основном крепят тяжелые воздуховоды. Снижает нагрузку на крепеж и обеспечивает дополнительную жесткую поддержку короба уголок‚ устанавливаемый под нижний угол.

В месте крепления профиля подкладывают уплотнители из резины. Они нужны для снижения шума и гашения вибрации.

Когда выполняют монтаж тепло- и звукоизолированных воздуховодов‚ где ширина магистрали составляет больше 60 см‚ применяют второй способ крепления. Нагрузка от самого воздуховода приходится на траверсу, а от горизонтальных перемещений страхуют шпильки.

Для лучшей изоляции от шумов необходима и прокладка резинового профиля. Размещают его между телом воздуховода и траверсой.

Для установки круглых воздуховодов — простых либо изолированных используют третий способ — шпилька и хомут. На небольших участках воздуховода‚ выполненного из гибких труб‚ можно обойтись одними хомутами. Простой и дешевый способ — фиксация с помощью перфоленты.

Для круглого воздуховода из перфолент делают петлю, а для прямоугольного — подсоединяют ее к болтам. Применяют этот метод для систем с диаметром не более 20 см‚ т.к. конструкция не обладает достаточной жесткостью.

С тыльной стороны осуществляют фиксацию воздуховода прямо к потолочным конструкциям посредством анкерного соединения или с использованием струбцины.

Монтаж гибких труб

Гибкие воздуховоды монтировать проще, чем жесткие.

Технология состоит из следующих операций:

  1. Резки. Воздуховод‚ для улучшения аэродинамических характеристик‚ растягивают‚ отмеряют и намечают длину. Далее‚ делают разрез по витку.
  2. Соединения. Воздуховод одевают на патрубок с заходом минимум 5 см. При этом обязательно учитывают на направление продвижения воздуха‚ отмеченное цветной меткой на гибкой трубе. Правильная установка снижает уровень шума в системе.
  3. Герметизации. Герметизируют стык с применением герметика или специальной алюминиевой ленты. Фиксируют воздуховод при помощи шлангового хомута.

В случае выполнения монтажа теплоизолированных рукавов применяют такую же технологию, но когда воздуховод отрезают или соединяют его участки‚ предварительно заворачивают слой изоляции.

Голый каркас стыкуют или отрезают‚ герметизируют соединение и только тогда возвращают изоляцию на место. После этого ее нужно зафиксировать повторно и заизолировать.

Точки крепления должны находиться на расстоянии 1.5 – 3 м друг от друга. Допускается провисание между ними не более 5 см на 1 м. Если воздуховод располагают параллельно и выше потолочных конструкций‚ расстояние между осями хомутов равняется 100 см.

Когда воздуховод занимает вертикальное положение‚ расстояние между крепежом увеличивают максимум до 180 см. Охват воздуховода хомутом не может быть меньше‚ чем ½ диаметра первого.

При необходимости выполнения поворотов нужен максимально большой радиус. С уменьшением этого параметра падает давление. Оптимально, когда радиус на изгибе равняется 2 диаметрам трубы.

Незащищенный от атмосферных воздействий и ультрафиолета гибкий воздуховод недолго прослужит, если его установить на открытом воздухе.

Гибкий воздуховод‚ выполненный из металлической полиэфирной ленты‚ контактируя с трубой системы отопления, обязательно провиснет и быстро состарится. Нельзя допускать и соприкосновений воздуховодов изготовленных из разных металлов — это также негативно отражается на их сроке эксплуатации.

Немалый урон наносит синтетическим воздуховодам статическое электричество. При большом его скоплении и возникновении разряда может даже произойти взрыв. Такая ситуация возможна‚ когда в воздухе‚ движущемуся с немалой скоростью‚ присутствуют пары природных растворителей.

Поможет в этом случае заземление. Для этого заземляющий провод подсоединяют к проволоке‚ образующей каркас воздуховода. Если это вытяжная установка‚ расположенная над оборудованием‚ спиральную проволоку подводят к его корпусу.

Выводы и полезное видео по теме

Здесь вы увидите‚ как специалисты выполняют монтаж воздуховодов:

Воздуховоды из пластика и их монтаж:

Важно изначально иметь грамотный проект прокладки воздуховодов. Ознакомившись с видами и особенностями монтажа воздуховодов разных типов‚ можно заняться устройством несложной системы самостоятельно.

Громоздкие и сложные в исполнении конструкции лучше поручить профессионалам.

Вы обладаете не только теоретическими знаниями, но и практическим опытом монтажа вентканалов? Возможно вы заметили несоответствие информации или технические ошибки в рассмотренном материале? Напишите нам, пожалуйста, об этом в комментариях под статьей.

Если же у вас возникли вопросы или вы хотите уточнить какой-то момент по установке воздуховодов, спрашивайте совет – постараемся помочь вам.

Соединение воздуховодов: основные методы

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА МОНТАЖ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта (ТТК) составлена на один из вариантов производства работ по монтажу воздуховодов систем вентиляции промышленных и общественных зданий.

ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Системы вентиляции. Современные приемы монтажа воздуховодов

В общем объеме работ по монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации на промышленных объектах – наиболее трудоемким является монтаж воздуховодов.

Большую часть монтажа воздуховодов приходится выполнять на высоте, что осложняет процесс сборки систем вентиляции, особенно, если учесть значительные габаритные размеры и массу деталей вентиляционного оборудования. Это вызывает необходимость применения при монтаже вентиляции специальных машин, механизмов и приспособлений. К ним относятся такие машины, как самоходные краны, автогидроподъемники, подмости выдвижные самоходные, передвижные монтажные площадки и пр.

При устройстве систем вентиляции метод монтажа воздуховодов зависит от особенностей проектирования вентиляционных систем, особенностей строительных конструкций, условий монтажа вентиляции, наличия подъемных механизмов.

Наиболее прогрессивный метод монтажа воздуховодов предусматривает предварительную сборку воздуховодов и укрупненные узлы длиной 25-30 м, составленные из прямых участков воздуховодов и фасонных частей.

Системы вентиляции. Монтаж горизонтальных металлических воздуховодов

При монтаже горизонтальных металлических воздуховодов обязательно соблюдают такую последовательность работ:

– устанавливают средства крепления путем приварки к закладным деталям или с помощью строительно-монтажного пистолета;

– намечают места установки механизмов для подъема узлов воздуховодов и готовят к работе инвентарные леса, подмости, вышки;

– подносят отдельные детали воздуховодов и собирают их в укрупненные узлы на инвентарных подставках, а детали воздуховодов больших сечений – на полу;

– устанавливают хомуты или другие средства крепления.

После промежуточной сборки воздуховодов монтажный узел тропят инвентарными стропами, а на концах узлов привязывают оттяжки из пенькового каната.

Монтажный узел воздуховода поднимают на проектную отметку с инвентарных подмостей автоподъемником или другими механизмами, затем подвешивают его к ранее установленным креплениям. В конце монтажа воздуховод соединяют фланцами с ранее смонтированным участком воздуховода.

В монтажной практике встречаются такие варианты проектных решений прокладки металлических воздуховодов, как прокладка под перекрытием здания, на наружной стене, эстакаде, в межферменном пространстве.

При монтаже воздуховодов следует соблюдать следующие основные требования СНиП 3.05.01-85 “Внутренние санитарно-технические системы”.

Способ монтажа воздуховодов выбирают в зависимости от их положения (вертикальное, горизонтальное), характера объекта, местных условий, расположения относительно строительных конструкций (внутри или снаружи здания, у стены, у колонн, в межферменном пространстве, в шахте, на кровле зданий), а также от решений, заложенных в ППР или типовых технологических картах.

Воздуховоды систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления следует проектировать в соответствии с требованиями пунктов СНиП 2.04.05-91, предусматривая в проектах технические решения, обеспечивающие ремонтопригодность, взрывопожаробезопасность систем и нормативные требования.

Монтажные положения, способы соединения и крепления воздуховодов

В целях унификации расположения воздуховодов относительно строительных конструкций рекомендуется использовать разработанные ГПИ “Проектпромвентиляция” монтажные положения воздуховодов круглого и прямоугольного сечения. Эти монтажные положения воздуховодов определяются следующими рекомендациями и размерами.

1. Оси воздуховодов должны быть параллельны плоскостям строительных конструкций.

2. Расстояние от оси воздуховода до поверхностей строительных конструкций вычисляют по следующим формулам:

– для воздуховодов круглого сечения

где – максимальный диаметр прокладываемого воздуховода, включая изоляцию, мм;

– для воздуховодов прямоугольного сечения

где – максимальная ширина прокладываемого воздуховода, мм; – расстояние между наружной поверхностью воздуховода и стеной (не менее 50 мм), мм.

При ширине воздуховода 100-400 мм 100 мм, при 400-800 мм 200 мм, при 800-1500 мм 400 мм.

3. Минимально допустимое расстояние от оси воздуховода до наружной поверхности электропроводов определяют по формулам:

– для воздуховодов круглого сечения

– для воздуховодов прямоугольного сечения

4. Минимально допустимое расстояние от оси воздуховода до наружной поверхности трубопроводов находят по формулам:

– для воздуховодов круглого сечения

– для воздуховодов прямоугольного сечения

5. При параллельной прокладке нескольких воздуховодов на одной отметке минимально допустимое расстояние между осями этих воздуховодов вычисляют по формулам:

– для воздуховодов круглого сечения

– для воздуховодов прямоугольного сечения

где и – диаметры воздуховодов, мм; и – размеры сторон воздуховодов прямоугольного сечения, мм.

6. Минимально допустимое расстояние от оси воздуховодов до поверхности потолка определяют по формулам:

– для воздуховодов круглого сечения

– для воздуховодов прямоугольного сечения

7. При прохождении воздуховодов через строительные конструкции фланцевые и другие разъемные соединения воздуховодов размещать на расстоянии не менее 100 мм от поверхности этих конструкций.

Отдельные детали воздуховодов (прямые участки и фасонные части) соединяются между собой в воздухопроводную сеть с помощью фланцевых и бесфланцевых соединений (бандажей, планок, реек, раструбных и других соединений).

Крепление воздуховодов следует выполнять в соответствии с рабочей документацией и требованиями СНиП 3.05.01-85*. Крепление горизонтальных металлических неизолированных воздуховодов (хомуты, подвески, опоры и другие) на бесфланцевом соединении следует устанавливать на следующих расстояниях:

– не более 4 м при диаметрах воздуховода круглого сечения или размерах большей стороны воздуховода прямоугольного сечения менее 400 мм;

– не более 3 м при диаметрах воздуховода круглого сечения или размерах большей стороны воздуховода прямоугольного сечения 400 мм и более.

Крепления горизонтальных металлических неизолированных воздуховодов на фланцевом соединении круглого сечения диаметром до 2000 мм или прямоугольного сечения при размерах большей его стороны до 2000 мм включительно следует устанавливать на расстоянии не более 6 м. Расстояние между креплениями изолированных металлических воздуховодов любых размеров поперечных сечений, а также неизолированных воздуховодов круглого сечения диаметром более 2000 мм или прямоугольного сечения при размерах его большей стороны более 2000 мм должны назначаться рабочей документацией.

Крепления вертикальных металлических воздуховодов следует устанавливать на расстоянии не более 4 м.

Крепления вертикальных металлических воздуховодов внутри помещений с высотой этажа более 4 м и на кровле здания должно назначаться рабочим проектом.

Конструкции соединений деталей воздуховодов будут рассмотрены более подробно в специальной литературе.

Разработка технической документации на изготовление и монтаж воздуховодов

Разработка технической документации на изготовление и монтаж воздуховодов сводится к разработке аксонометрической монтажной схемы системы вентиляции (кондиционирования воздуха), комплектовочных ведомостей деталей воздуховодов и ведомостей серийного производства (шумоглушители, заслонки, воздухораспределители, зонты, дефлекторы и др.), а также чертежей (эскизов) неунифицированных деталей. Перечисленная техническая документация называется монтажным или монтажно-заготовительным (МЗП) проектом.

МЗП нужен для оформления заказа в заготовительном предприятии на изготовление деталей воздуховодов монтируемых систем вентиляции и кондиционирования воздуха, для проверки комплектности заготовок систем, а также для определения места каждой выполненной на заготовительном предприятии детали в системе при ее монтаже. МЗП разрабатывается для каждой системы.

Для разработки МП необходимы следующие исходные данные:

– рабочие чертежи марки ОВ монтируемых систем и архитектурно-строительные чертежи марки АР, планы и разрезы здания (сооружения) в местах расположения монтируемых систем;

– альбомы и другие материалы, в которых содержатся данные по унифицированным деталям и узлам монтируемых систем;

– габаритные и присоединительные размеры оборудования и типовых деталей;

– рекомендуемые монтажные положения сборочных единиц систем;

– нормативные и методические материалы о порядке выполнения и оформления МП систем.

Монтажное проектирование состоит из следующих шагов:

Читайте также:  Аксонометрия вентиляции - правила выполнения чертежей

– используя РЧ марки ОВ, вычерчивают аксонометрическую схему системы, производят деление трасс воздуховодов системы на детали, как правило, унифицированные, содержащиеся в альбомах, нормах и других документах;

– выбирают типы соединения деталей между собой и с другими сборочными единицами системы;

– устанавливают места и типы креплений трасс воздуховодов системы;

– разрабатывают эскизы (чертежи) неунифицированных деталей с определением всех необходимых для их изготовления размеров;

– составляют обязательные для МП документы:

1) аксонометрическую монтажную схему системы;

2) комплектовочные ведомости;

3) эскизы на неунифицированные (нетиповые, нестандартные) детали.

Могут разрабатываться и другие документы. Государственного стандарта или других единых норм на состав документов МП нет, а поэтому их перечень в разных регионах и предприятиях может отличаться. Обязательными документами являются перечисленные выше три наименования. Однако и их структура, а также содержание могут отличаться.

Аксонометрическая монтажная схема вычерчивается на основе аксонометрической схемы рабочего чертежа, разработанного проектной организацией до начала монтажного проектирования, т.е. она имеется в качестве исходных данных. Аксонометрическая монтажная схема может быть по конфигурации копией схемы РЧ либо ее изображают произвольно на отдельном листе без соблюдения масштаба. На эту схему наносят отметки уровней вентилятора, перекрытий, подъемов, опусков воздуховодов, а также длины горизонтальных прямолинейных участков и все диаметры и сечения воздуховодов. На рис.1 приведены для сравнения аксонометрические схемы одной и той же системы вентиляции и аксонометрическая схема из состава рабочих чертежей и монтажная схема.

Рис.1. Аксонометрические схемы системы вентиляции:

а – схема рабочего чертежа; б – монтажная схема; 1. 14 – унифицированные детали

Схему делят на части (детали). Сначала выделяют стандартные, типовые и унифицированные детали системы, размеры которых известны. Затем разрабатывают эскизы нетиповых (неунифицированных) деталей в аксонометрической проекции, определяют размеры, необходимые для их изготовления. Находят суммарные длины прямых участков сети между стандартными, типовыми, фасонными деталями и другими элементами. Прямолинейные суммарные участки воздуховодов разбивают на индивидуальные участки (детали) рекомендованной ВСН 353-86 длины. При этом один из индивидуальных участков каждой прямой линии воздуховодов может отличаться от рекомендованной длины. Его называют подмер. Длина подмера обычно уточняется по месту, а поэтому целесообразно при фланцевом соединении один фланец делать свободным для перемещения вдоль оси воздуховода. Участкам присваиваются номера, их обозначают цифрами в кружочках, например (Т), что означает участок номер 1. На рис.2 приведен упрощенный фрагмент аксонометрической монтажной схемы трассы воздуховодов системы вентиляции. Фрагмент использован для иллюстрации упрощенной комплектовочной ведомости (табл.1.1).

Рис.2. Фрагмент монтажной схемы воздуховодов:

1, 2, 3 – прямые участки; 4 – прямой участок с торцовой сеткой; 5 – прямой участок с сеткой и движком; 6 – прямой участок с врезкой; 7, 8 – отводы; 9 – переход

Выше отмечено, что в состав МП входит разработка комплектовочных ведомостей и ведомостей деталей воздуховодов.

На каждую систему составляется одна или несколько комплектовочных ведомостей. Количество ведомостей и их форма зависят от требований предприятий, выполняющих заказ на изготовление деталей. Так, например, в комплектовочной ведомости системы вентиляции могут быть приведены следующие данные: номера деталей, их наименования, размеры деталей (диаметр для воздуховодов круглого сечения; размеры сторон воздуховодов прямоугольного сечения; длины), количество (штук, кг одной штуки и масса всех штук), толщина металла. Сами детали перечисляются в ведомости не в той последовательности, в которой они расположены в системе по ходу воздуха, а по группировкам однотипности:

– прямые участки;

– прямые участки с врезками;

– прямые участки с решетками, сетками и т.д.;

– отводы и полуотводы;

– переходы;

– коробки.

Состав группировок и их порядок расположения в ведомости в разных региональных организациях может отличаться.

Образец комплектовочной ведомости представлен в табл.1.1, которая составлена для фрагмента системы, приведенной на рис.2. В конце комплектовочной ведомости могут быть приведены данные общей площади поверхности воздуховодов и общие площади по толщинам металла, деталей (отдельно по прямым участкам и фасонным частям, по толщинам металла в м и кг); число и перечень соединительных элементов (бандажей, фланцев и соединений на шине – количество по каждому размеру); решетки и сетки, ВЭПш (воздухораспределители эжекционные панельные штампованные) и других деталей, установленных на воздуховодах.

Комплектовочная ведомость деталей воздуховодов

Виды воздуховодов

Общая классификация

Большое количество типов воздуховодов обусловлено разнообразием их применения в вентиляционных системах. Для удобства классификации, воздуховоды принято делить по следующим параметрам:

  • Форма сечения (прямоугольные, круглые, эллиптические)
  • Размер (диаметр)
  • Конструкционное исполнение (спиральные, прямошовные)
  • Используемые материалы (оцинкованная или нержавеющая сталь, металлопластик, пластик)
  • Жесткость
  • Способ соединения (фланцевые, бесфланцевые)
  • Тип соединения (диффузоры, тройники, отводы)

Применение воздуховодов

Воздуховодами называют специальные вентиляционные каналы, направляющие воздушные потоки в заданное направление и имеющие возможность регулировать давление воздуха и интенсивность его потока. Различные виды воздуховодов объединяются в, зачастую, сложную систему, состоящую и множества ответвлений, каналов, шахт и рукавов, которая является важнейшим элементом функционирования вентиляции как общего целого.

При выборе вентиляционного оборудования необходимо учитывать, какие типы воздуховодов были использованы при проектировании системы на том или ином участке вентиляционной магистрали. Помимо этого необходимо удостовериться о способах соединения вентиляционного оборудования с сетью воздуховодов, обратив внимание на диаметры и пропускную способность воздуховодов на определенном участке, а также учесть, из какого материала сделаны стены, потолки и все примыкающие к месту крепления части здания.

Выбор воздуховода

Форма сечения

Самыми распространенными типами сечения воздуховодов, используемых при проектировании вентиляционной сети, являются круглые и прямоугольные . Если конструкционные особенности вентиляционной системы накладывают жесткие ограничения на размер и форму сечения, то применяют воздуховоды эллиптического(плоскоовального) сечения, которые изготавливаются из круглых воздуховодов, путем их обработки на специальных станках.

Круглые воздуховоды требую меньше затрат материала на производство и изготавливаются по более простой технологии, нежели прямоугольные. В случае использования металла, на производство прямоугольного воздуховода уйдет, в среднем, на 20-30% материала больше, чем для круглого с аналогичными показателями. Более сложное производство связано с тем, что прямоугольные воздуховоды складывается воедино из нескольких, более мелких частей.

Преимуществом круглых воздуховодов является хорошая герметичность, обеспечение высокой скорости прохождения воздушного потока, низкий уровень шума, простота монтажа, меньший вес, по сравнению с прямоугольным аналогом.

Основным и немаловажным преимуществом моделей с прямоугольным сечением является возможность их оптимального расположения в пространстве. Они занимают меньше места и подстраиваются под те или иные особенности планировки в помещениях, например, в случае низких подвесных потолков.

Как показывает практика, наибольшее применение в промышленности и других производственных помещениях находит круглый тип воздуховодов, в то время как прямоугольные активнее используют в обычных зданиях, загородных домах, квартирах и других небольших помещениях.

Конструкционное исполнение

Также, воздуховоды, в свою очередь, делятся на прямошовные (фальцевые), спирально-навивные (спирально-замковые) и спирально-сварные.

Прямошовные (промышленные) воздуховоды изготавливаются из стального листа металла толщиной 0,55-1,2 мм и длиной 1,25м (в среднем). У прямоугольных моделей шов размещают на сгибе на придания конструкции дополнительной жесткости.

Спирально-сварные воздуховоды изготавливаются из специальных стальных лент с антикоррозийным покрытием, толщиной 0,8 – 2,2мм, шириной 400-750мм (в среднем) и без ограничений по длине. За счет сварки стыков внахлест шов получается плотный и прочный.

Спирально-замковые воздуховоды изготавливаются из специальных стальных лент с антикоррозийным покрытием, толщиной 0,5 – 1мм, шириной 130мм (в среднем) и без ограничений по длине. За счет сварки стыков внахлест шов получается плотный и прочный. При изготовлении спирально-навивных труб применяют два способа: в кольцо и в ленту. Первый вариант производства считается более затратным и качественным.

Используемые материалы

Материалы, используемые для производства различных типов воздуховодов, зависят от конкретной области применения и особенностей имеющейся вентиляционной системы.

Оцинкованные воздуховоды эксплуатируются для переноса воздуха в условиях умеренного климата без агрессивной окружающей среды (температура до +80 о С). Цинковое покрытие способствует защите стали от коррозии, что значительно продлевает срок службы, но увеличивает стоимость таких изделий. Благодаря устойчивости к влажности, на стенках не будет появляться плесень, что делает их привлекательными для использования в местах с повышенной влажностью в системе вентиляции (жилые помещения, санузлы, места общественного питания).

Воздуховоды из нержавеющей стали используются для переноса воздушных масс при температуре до +500 о С. В производстве применяют жаростойкую и тонковолокнистую сталь, толщиной до 1.2мм, позволяющую эксплуатировать такой вид воздуховодов и в условиях агрессивной окружающей среды. Основные места применения — заводы тяжелой промышленности (металлургия, горная, с повышенным радиационным фоном).

Металлопластиковый тип воздуховодов изготавливают с помощью двух металлических слоев, например, гофрированного алюминия , с проложенным между ними вспененным пластиком. Такая конструкция имеет высокие прочностные характеристики при небольшой массе, имеет эстетичный вид и не требуют дополнительной теплоизоляции. Обратной стороной является высокая стоимость данных изделий.

Также, особую популярность в условиях переноса агрессивных воздушных сред получил пластиковый тип воздуховодов . К основным отраслям производства в этом случае относятся химическая, фармацевтическая и пищевая. В качестве основного материала применяют модифицированный поливинилхлорид (ПВХ), который хорошо сопротивляется влаге, испарениям кислот и щелочей. Пластик — легкий и гладкий материал, обеспечивающий минимум потерь давления в воздушном потоке и герметичность в соединениях, благодаря чему из пластика изготавливают большое количество разнообразных соединительных элементов, таких как колени, тройники, отводы.

Другие типы воздуховодов, такие как полиэтиленовые воздуховоды, находят свое применение в системах приточного вентилирования. Воздуховоды из стеклоткани используются для стыковки вентилятора с воздухораспределителями. Воздуховоды из винилпласта служат в условиях агрессивной окружающей среды с содержанием в воздухе паров кислот, способствующих коррозии стали. Данные виды воздуховодов имеют высокие показатели сопротивляемости коррозии, имеют маленький вес и возможность изгибаться в любой плоскости на любой угол.

Жесткость

На данный момент, наибольшее распространение на рынке получил жесткий тип воздуховодов, поэтому значительная часть всего вентиляционного оборудования ориентирована именно жесткие вентиляционные короба.

Как правило, жесткие воздуховоды изготавливают с круглым или прямоугольным сечением. В качестве материала выступает листовой металл (оцинкованная или нержавеющая сталь, алюминий или пластик). В качестве ламинирующего покрытия могут применять теплоизоляционные материалы (базальтовая вата). Металлические трубы производят на профилегибочных станках, а пластиковые аналоги продавливают через специальные экструдеры.

Эксплуатируется данный вид воздуховодов в конструкциях, требующих высокую прочность вентиляционных каналов. К преимуществам данных изделий относится простота монтажа и обслуживания, а также хорошие аэродинамические показатели. При создании, однако, разветвленной вентиляционной сети, необходимо учитывать суммарной вес будущей системы воздушных каналов и озаботиться, при необходимости, укреплением всей конструкции.

Гибкий тип воздуховодов представляется в виде гофрированного рукава, поэтому иногда их называют гофрированными или спиральными. Основу составляет стальная проволочная арматура, а стенки делают из металлизированного полиэфира (ламинированной фольги). Особенность данной продукции в исключительной легкости монтажа, транспортировки и обслуживании. При необходимости, на уже существующую конструкцию можно навивать новые элементы, изгибать в любом направлении. К недостаткам относится рифленая поверхность стенок, которая негативно влияет на скорости прохождения воздуха по каналу, а также на шумоизоляции.

Полужесткий вид воздуховодов — промежуточное звено, обладающее прочностью жестких и эластичностью гибких моделей. Данный тип изготавливается из алюминиевых или стальных лент, свернутых в трубу и имеющих спиральных шов. Основным недостатком, как и в случае с гибкими моделями, является низкая скорость прохождения воздуха по вентиляционным каналам, что затрудняет использование данных изделий в разветвленной сети вентилирования.

Способы и типы соединения различных видов воздуховодов

К самым распространенным способам соединения отдельных прямых участков воздуховодов относятся фланцевое и бесфланцевое соединения.

В основе фланцевого соединения лежит способ крепления воздуховодов друг к другу фланцами, закрепленными на концах соединяемых деталей на саморезах или с помощью заклепок. Для герметичности в местах соединения используют резину или другие уплотнители.

Бесфланцевое соединение осуществляют при помощи бандажа тонкой листовой стали с использованием металлических реек.

К основным типам соединения воздуховодов относят:

  • Диффузоры и конфузоры (для соединения изделий с разными поперечными сечениями). Первые расширяют воздушный поток, вторые сужают.
  • Тройники (при разветвлении канала или соединении его из нескольких в один)
  • Переходники (для соединения изделий с разного размера и формы)
  • Колена и отводы (для обеспечения поворотов в вентиляционной сети)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: