Резьба по дереву для начинающих: виды, инструменты и материалы, 80 эскизов, мастер-классы и видео-уроки – попробуйте себя!
Резьба по дереву – это изумительный по красоте и очень популярный в наше время вид ручной обработки древесины. Резные детали интерьера покоряют своим великолепным внешним видом и отражают богатые национальные традиции.
Людям творческим, у которых просто «чешутся» руки заняться чем-то очень интересным и полезным, стоит обратить внимание на резьбу по дереву. Девушки и женщины могут подумать, что это только мужское занятие. И будут неправы, ведь женщин-мастеров резьбы по дереву не меньше, чем мужчин.
Татьяна Боева из Камчатки
О резьбе по дереву для начинающих
Для украшения внутреннего и внешнего пространства могут использоваться различные виды резьбы и приемы воплощения задуманного. Если вас заинтересовал этот вид рукоделия, то вы должны понимать, что вам необходимо овладеть методами и приемами обработки древесины, приобрести необходимые инструменты и совершенствовать навыки резьбы.
В современном мире смартфонов и планшетов деревянная подставка, украшенная резьбой по дереву, выглядит очень оригинально.
Искусно выполненная резьба в форме простых и витиеватых узоров и орнаментов словно оживляет мир и наделяет его изысканностью, шармом, подчеркивает вкус владельца роскошных вещей и талант мастера.
Работы самых лучших мастеров-резчиков украшают храмы. Обратите внимание на фото иконостаса верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа, который находится в Москве, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
Современные мастера, обладающие тонким вкусом, творят настоящие шедевры.
А благодаря технологиям отделки и защиты готового изделия от разрушительного воздействия плесени, насекомых, эти резные поделки из дерева служат людям сотни лет.
Обратите внимание на великолепные резные предметы мебели:
Восхитительные статуэтки ручной работы:
Очень часто ценители коллекционируют резные изделия хендмейд. Чудесные шахматы, которые достойны любой коллекции.
Возможно, со временем и ваши шедевры резьбы по дереву будут тщательно храниться коллекционерами или украшать храмы.
Виды резьбы по дереву
Из всех видов резьбы по дереву очень интересна ажурная или сквозная резьба по дереву, которой присуща некоторая прозрачность, при которой остается только изображение, без фона. Примером может служить накладная резьба – это орнамент, который прикрепляется на готовый фон после изготовления мастером.
Геометрическая резьба по дереву – это такой вид резьбы, при которой узор формируется при помощи множества простых геометрических форм (часто используют ромб).
Восточная резьба по дереву отличается причудливостью форм. Египет является колыбелью восточного вида деревянной резьбы.
Рельефная резьба по дереву. В этой технике изображение расположено над фоном или на одном с ним уровне. Это резные панно различной формы с объемным изображением.
Резьба в стиле Барроко – это плоскорельефная резьба, но отличающая обилием резных и лепных украшений, разнообразных цветов, завитков, листьев, фигурок людей в неестественных позах, сказочных фантастичных животных.
Кудринская резьба возникла в деревне Кудрино. Известными изделиями в этом виде резьбы считаются шкатулки, вазы, блюда, ковши, предметы домашнего декора. Основной элемент – это растительный орнамент: розетки, завитки и веточки.
Объемная (скульптурная) резьба отлично подходит для изготовления скульптуры, фигурки животных и людей, игрушки. Богородская резьба – подвид объемной резьбы. Это основной промысел села Богородское в Подмосковье. Знаменитые богородские игрушки – это фигурки животных и людей из липы и ольхи.
Скандинавская резьба чаще всего применялась для украшения деревянных скандинавских церквей. Изображениями Богов и различных животных резчики по дереву украшали внутри и снаружи церковные сооружения.
Контурная резьба – самый простой и достаточно своеобразный вид резьбы. На плоском фоне мастер вырезает канавки – желобки, формируя рисунок. Резные пейзажи — изображения ландшафтов на дереве.
Все эти виды резьбы достаточно условны. Каждый мастер выбирает самый приемлемый из них, учитывая опыт работы, качество древесины и творческое вдохновение.
Что можно украсить резьбой?
Самая простая лестница преображается, украшенная резными балясинами. Балясины – это фигурные столбики в виде колонн, стильная и благородная отделка лестницы. Деревянные балясины органично смотрятся с винтовой деревянной лестницей.
Барельеф. Другое название «низкий рельеф». Это скульптурное изображение на плоскости. Чаще всего это фигуры людей и животных.
Выбираем инструменты для резьбы по дереву
Как и в каждом деле, в резьбе по дереву есть свои секреты, нюансы, что позволяют раскрыть красоту древесины в чудесном орнаменте. Необходимо подобрать специальные инструменты для резьбы по дереву и запастись необходимыми заготовками и эскизами для резьбы по дереву, что будут воплощаться в виде рисунков, каймы, кружев или жанровых сценок.
Базовый инструментарий
Очень высокие требования предъявляются к качеству инструментов для резьбы. Конечно, мастерство играет важную роль, но хорошо подобранные и наточенные инструменты помогут воплотить в жизнь вашу задумку. Опытные резчики по первому взгляду на инструмент скажут о его качестве, а начинающие теряются в магазине от огромного выбора.
В базовый набор для резьбы по дереву входит:
- несколько ножей и стамесок;
- надфили;
- ножовки по металлу;
- тиски;
- наждачная бумага;
- дрель с несколькими видами сверл;
- бруски.
Ножи должны быть изготовлены только из качественной стали. Лучше их приобрести в специализированных магазинах для творчества. Хотя на начальном этапе подойдут и просто остро заточенные ножи. Отличным началом послужат ножи фирм «Татьянка», Narex, Kogatana и др.
Не обязательно выбирать дорогой инструмент иностранного производства, ведь отечественные инструменты могут быть такого же хорошего качества, но намного дешевле
При росте мастерства вам может потребоваться набор инструментов, фрезеровальная машина, бормашина и др.
Стамески для резьбы
Иногда вместо стамески для резьбы по дереву используют заточенную отвертку или напильник.
Стамеска плоская – это длинный стержень, на торце которого есть плоская режущая кромка. Очень часто она применяется для первичной обработки древесины.
Стамеска полукруглая — это один из самых важных инструментов для работы. Они несколько отличаются по степени закругленности, то есть бывают средними, круглыми и отлогими.
Еще бывает V–образный вариант стамесок. Он может пригодиться при геометрической резьбе по дереву, с которой мы познакомим вас ниже.
Начинающим мастерам достаточно небольшого набора для резьбы по дереву, но хорошего качества, чтобы сразу привыкать к правильным движениям и нажиму.
В этом видео прекрасный мастер А. Юрьев поделился с нами, какие инструменты выбрать для резьбы.
Как уберечься от травмы при резьбе по дереву
Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.
Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.
Материалы для работы
У каждого вида древесины для резьбы есть свои плюсы и минусы. С мягкой древесиной работать легко, но и брака может быть тоже немало. Это осина, липа, береза. Для начинающих эта древесина подойдет лучше всего.
Дуб, самшит, красное дерево – это более дорогая и сложная древесина. Она отличается твердостью и стойкостью, поэтому вырезать из такой древесины сложно. Очень часто бывают неприятности при работе с такими породами дерева. Может пострадать либо инструмент, либо мастер.
Опытный резчик может легко работать с различной древесиной, в том числе и с можжевельником. Ну а новичкам лучше использовать недорогие материалы – ель, сосну, грушу или березу.
Какие бы инструменты не были выбраны для резьбы по дереву, необходимо строго соблюдать технику безопасности!
Технология геометрической резьбы
Геометрическая резьба по дереву считается самой простой и прекрасно подходит для новичков. Для создания задуманного рисунка нужно иметь небольшой набор инструментов для резьбы по дереву и четко выдерживать рисунок. Для геометрической резьбы по дереву огромное значение имеет симметрия и повторение. Этим добивается прекрасная игра света и тени.
Чудесно смотрятся на кухне разделочные доски в этой технике, деревянные панно.
Геометрическая резьба состоит из последовательного выпиливания простых геометрических форм: прямоугольников, треугольников, квадратов, ромбов. Но в результате выходит чудесный орнамент, который при разном освещении смотрится по-другому.
Последовательность выполнения любой резьбы по дереву такая:
- Сначала делается заготовка из дерева (доска, колода, болванка).
- Далее черновое выравнивание поверхности заготовки, при которой убираются все дефекты и шероховатости.
- Затем специальными резцами формируется декоративный рельеф.
- После завершения основной резьбы финишная обработка – шлифовка, пропитка, покраска, лакировка.
Нельзя работать с заготовкой на коленях! У мастера должен быть стол для работы.
Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву на разделочной доске»
Инструменты. Вам понадобятся 2 ножа для резьбы по дереву: треугольный нож-косяк и нож-перо, линейка, циркуль, карандаш.
Нож-косяк треугольник необходим для резки треугольных форм разной конфигурации, а также для прорезывания длинных прямых линий. Для вырезания длинных линий типа лепестка или канавки используется нож–перо. Ножи для резьбы должны быть острыми и удобными.
Первый этап. Делаем эскиз узора на доске. Его можно нанести с помощью циркуля и линейки. А можно распечатать взятые в интернете узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на подготовленную разделочную доску.
Второй этап. Вырезаем лепестки. Используем нож-перо.
Во время работы большой палец крепко прижимается к доске, а указательный палец легко касается древесины. Это поможет регулировать глубину захода ножа в поверхность и угол наклона. А большой палец поможет плавно перемещать лезвие. Сначала прорезаем в одну сторону под углом, затем переворачиваем доску и режем с другой стороны.
Если стружка вьется «веревочкой» – нож хороший, острый. Его необходимо периодически подтачивать кусочком кожи с пастой ГОИ.
Третий этап. Вырезаем треугольники ножом-косяком. «Пяточкой», под углом 45 градусов врезаем нож в дерево, не доводя до краев рисунка с трех сторон. Прорези должны стыковаться со всех сторон в форме пирамидки. Щепка, выпадая, формирует красивый треугольник.
Четвертый этап. Что не удалось срезать, аккуратно зачищаем, чтобы грани были частыми и ровными. По тому же принципу вырезаем канавки и треугольники по периметру доски.
Пятый этап. Все шлифуем наждачной бумагой, обрабатываем натуральной пропиткой. Все! Работа закончена. Украшаем кухню полезной и красивой разделочной доской с резьбой по дереву.
Рисунки для резьбы по дереву
Для выполнения резьбы по дереву фотографии, рисунки и эскизы просто необходимы. Крупный рисунок для резьбы по дереву используется для габаритных изделий: для фасадов домов, внутренней отделки резьбой церквей, окон.
Для предметов интерьера и мебели резчики используют мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются мастером.
Мы предлагаем вам архив из 80 рисунков для резьбы по дереву. Выбирайте, распечатывайте, творите.
Видео мастер–классы резьбы по дереву для начинающих
Конечно, на видео резьба по дереву смотрится особенно впечатляюще. Канал «РУЧНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» показывает особенности геометрической резьбы для начинающих.
Женский взгляд на резьбу по дереву. Канал tatiankacarving демонстрирует нам, как делать лепестки цветов и листики.
Константин Беляев на своем канале подробно рассказывает о резцах для резьбы по дереву.
А на этом видео Ивана-строителя показано, как делать рельефно-плоскостную резьбу:
Будем очень рады, если эта статья вдохновила вас взяться за резьбу по дереву!
Резьба по дереву для начинающих
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Каждый человек обладает определенными талантами, одни приобретаются, другие даются от природы. В своем стремлении к прекрасному люди постоянно стараются сделать не только что-то новое, необычное, функциональное, но и красивое, эстетичное и прекрасное. Работа с деревом является одним из древнейших ремесел, которое остается популярным и актуальным и в наши дни. Те, кто желает научиться резьбе по дереву, должен освоить немало премудростей, понять технику и получить опыт, но для этого необходимы определенные знания.
Резьба по дереву зародилась еще на Руси, когда помимо создания деревянных предметов мебели и утвари мастера пробовали свои силы в декоративно-прикладном искусстве.
Ввиду многообразия вариаций выполнения обработки древесины стоит выделить разновидности данного мастерства. К ним относятся:
- сквозная резьба;
- глухая;
- домовая;
- скульптурная;
- резьба бензопилой.
Помимо данной классификации есть еще разделение работы по дереву на рельеф и объемную скульптурную резьбу. Наиболее простой считается техника создания рельефа, которая подразделяется на такие варианты резьбы:
- геометрическая;
- плоскорельефная;
- ажурная;
- глухая с выбранным фоном;
- прорезная контурная;
- накладная.
Каждая техника имеет свои особенности, потому необходимо изучить каждый вид, чтобы полноценно освоить навык работы с деревом.
Контурная
Контурная резьба считается одной из наиболее простых техник, так как узоры наносят на ровную подготовленную поверхность, незначительно углубляясь внутрь материала, что позволяет сформировать контур будущего рисунка.
Данный вид работ относится к геометрической резьбе и подразделяется помимо контурной на трехгранно-выемчатую и скобчатую техники.
Для начала работ необходимо придумать или подобрать понравившийся узор и нанести его на дерево, которое должно быть максимально гладким.
Нельзя использовать наждачную бумагу или другие абразивные изделия для обработки заготовок, так как мелкие частицы будут мешать аккуратной резьбе и станут причиной того, что режущий инструмент затупится.
Оптимальной глубиной для резки считается 1,5-2 мм и угол наклона инструмента 40°. Проделав одну линию, можно начинать следующую, но наклонив режущий инвентарь в противоположную сторону, чтобы сделать геометрическое углубление. Если движения были сделаны правильно, края линий будут ровными, а поверхность блестящей.
Геометрическая
Более сложной техникой резьбы после контурной считается геометрическая, она отличается тем, что узор создается не при помощи линий, а благодаря созданию геометрических фигур. Чаще всего начинающие резчики используют клинообразные выемки в древесине.
Выполняя геометрическую резьбу, необходимо подобрать оптимальный рабочий материал и подготовить его, после чего нанести желаемый рисунок.
При нанесении эскиза используется карандаш, линейка и циркуль, чтобы все линии были ровными и правильными. Если создать рисунок своими силами не получается, можно использовать готовый эскиз, распечатав его и шилом проколов места пересечения линий.
Эскизы при геометрической резьбе зачастую состоят из треугольников, которые должны иметь выемку, потому древесина подрезается под разным углом, а лишнее дерево убирается. Как только все треугольники будут обработаны, можно переходить к резьбе других элементов. После основной работы необходимо провести зачистку проблемных зон для чего используется более острый инструмент. Готовый узор шлифуется и покрывается морилкой.
Плосковыемчатая
Еще одна техника, которая позволяет создать рисунок на дереве, называется плосковыемчатой. Суть этого метода в том, что на ровной поверхности нужно создать углубления, благодаря которым и будет сформирован нужный результат.
Данный вид деятельности может иметь разновидности, это:
- сквозная резьба, которая может быть накладной или сквозной; прорезной – работа выполняется стамеской или резцом; профильной – для работы нужен лобзик или пила; ажурной – резьба выполняется в виде рельефного орнамента;
- глухая резьба, когда в процессе работы на поверхности нет никаких сквозных отверстий;
- домовая резьба, используется для украшения фасадов домов.
Каждый вид работы по дереву имеет свои особенности, инвентарь, который необходим в процессе, а также технику, благодаря которой можно освоить базовые и более сложные приемы.
Скульптурная
Наиболее сложной техникой работы по дереву считается скульптурная резьба, которая отличается от остальных видов тем, что для работы берется чурка, ветка, кусок корневища, которым придается нужная форма. Помимо мастерства важнейшим фактором является правильный подбор рабочего материала. Благодаря данной технологии из дерева можно получить фигуры животных и людей.
Для работы используется острый инструмент, благодаря которому кусок дерева приобретает сразу форму, потом нужные очертания и постепенно становится тем объектом, который задумал мастер.
На заготовке карандашом нужно наметить эскиз и стараться придерживаться его, чтобы изделие было симметричным и красивым.
Какое дерево выбрать?
Планируя попробовать свои силы в резьбе по дереву, важно понимать, что помимо таланта необходимо иметь при себе набор инструментов, а также использовать правильную древесину. Даже опытные мастера не смогут получить качественные результат, если для работы возьмут дерево, которое трудно поддается обработке.
Наиболее подходящими для резьбы считаются определенные виды древесины.
- Липа – наиболее подходящий вариант для первых шагов в работе с древесиной. Этот материал обладает наибольшей мягкостью, что позволяет обучаться как простым, так и сложным приемам в оптимальных условиях.
- Ольха – для резьбы подойдет как красная, так и черная разновидность данного дерева. Эта древесина более плотная, чем липа, но также хорошо поддается обработке, ее очень удобно резать, и узоры получатся четкими и красивыми. Главным недостатком можно считает, что данный вид древесины относится к редким.
- Береза – еще более плотный и упругий вариант древесины, но подходящий для постижения основ резьбы по дереву. В отличие от ольхи, которая не меняет свою форму после высыхания, береза может деформироваться, потому из нее обычно создают небольшие предметы.
- Дуб – благородный материал для работ по дереву опытных мастеров, новичкам справиться с дубовым полотном будет сложно. В работе над дубом необходимы острый инвентарь и опытная рука мастера, которая справится с поставленной задачей.
- Груша – плодовое дерево, которое отличается хорошими показателями плотности и однородной структурой. Благодаря особенностям древесины из груши можно создавать самые тонкие и изящные работы.
Каждый мастер должен хорошо знать особенности всех пород дерева и выбирать наиболее оптимальные варианты для работы.
Необходимые инструменты
Работа по обработке дерева предполагает наличие у мастера необходимого инвентаря, благодаря которому он может создавать любые изделия. Среди наиболее важных инструментов можно выделить:
- острый перочинный нож;
- пилу (поперечную, продольную, универсальную);
- топор (колун);
- тесло, топор с перпендикулярным топорищу лезвием, для создания фигурных и вогнутых изделий;
- резец, рубанок – необходим для снятия стружки с заготовки
- дрель;
- дремель с насадками, для создания гравюр по дереву;
- фрезу с набором лезвий;
- напильник;
- нож-косяк;
- стамески – инструмент для обработки дерева (существуют плоские, полукруглые, угловые и скобчатые разновидности);
- клюкарзы – стамеска, имеющая изогнутую форму (благодаря этому инструменту можно заниматься рельефной резьбой, сильно погружая стамеску в древесину);
- ложкорезы – инструмент, благодаря которому можно создавать деревянные ложки, так как форма изделия способствует эффективному извлечению большого количества древесины за раз.
Для начинающего мастера по дереву достаточно будет иметь при себе столярный карандаш, несколько стамесок, нож-косяк и перочинный нож.
Очень важно, чтобы все инструменты были хорошо наточенными, не имели сколов и поломок, так как это может отразиться не только на красоте будущего деревянного изделия, но и на технике безопасности в процессе работы.
Требования к рабочему месту
Резьба по дереву должна проводиться в подготовленном месте, на прочном и устойчивом верстаке. Начинающие мастера могут использовать столешницу, главное, чтобы ее высота не превышала линию пояса. Главное требование к рабочей поверхности – это чистота и гладкость, в случае появления неровностей их нужно сразу убирать. Доску, на которой производится резьба, необходимо надежно закрепить струбцинами.
Сидеть на табурете, шатком стуле или работать на коленях ни в коем случае нельзя.
Для красивой и качественной работы над рабочей зоной необходимо установить хорошее освещение в виде 2-3 светильников или ярких ламп. Важным будет размещение света, его стоит выставлять под разным углом, выше уровня глаз резчика. На хорошо освещенном и правильно подготовленном рабочем месте даже новичок сможет освоить больше навыков и быстрее постичь азы мастерства.
Пошаговые схемы для новичков
Чтобы понять основы резьбы по дереву, стоит поэтапно осваивать уроки – от самых простых до более сложных. Для начинающих, а особенно для детей, стоит сразу рассказать о технике безопасности, чтобы предотвратить возможные травмы.
Чтобы научиться вырезать любые объекты своими руками, важно знать, что для этого нужно и какой должна быть последовательность действий.
Самая простая техника состоит в обучении контурной резьбе, для чего необходимо приготовить основной инвентарь:
- деревянную заготовку;
- стамески;
- нож-косяк;
- карандаш и бумагу для эскизов;
- наждачную бумагу;
- краски.
Чтобы правильно и красиво резать дерево, важно рассказать все о стамесках и показать их в работе. Ручная работа отличается тонкостью выполнения, потому не стоит спешить и начинать резать без эскиза. Чертежи готовятся на бумаге, тщательно продумываются, после чего переносятся на дерево.
Азы работы со стамесками и ножом-косяком проходят на заготовках с прямыми и волнистыми линиями.
Начинающий резчик должен почувствовать инструмент и научиться с ним работать. Как только начинает стабильно получаться, можно выбирать какой-то эскиз и пробовать воплотить его в жизнь. Наиболее распространенными темами для высечения являются животные и природные ландшафты с различными объектами. После того как работа окончена, заготовка шлифуется и окрашивается.
Распространенные ошибки
Резьба по дереву представляет собой сложный вид деятельности, для овладения которым требуется немало времени, а отсутствие ошибок существенно сокращает период обучения. Среди основных ошибок можно выделить:
- использование сырого дерева, без просушки;
- поспешное углубление в поверхность дерева, все движения должны быть медленными, с постепенным нажимом;
- резьба в одном направлении и с одинаковым нажимом, без учета специфики древесины, нужно менять нажим и работать под разными углами, в зависимости от древесного материала;
- отсутствие плана работ: без проработки эскиза, правильного нанесения и постепенного высечения узора, не получится добиться результата;
- не стоит спешить освоить все умения сразу, начинать нужно с малого и легкого, постепенно повышая уровень мастерства.
Если начинающий мастер поставит перед собой правильные задачи и не будет совершать ошибок, то постепенно он научиться работать с разными видами дерева и создавать шедевры.
В следующем видео представлен урок резьбы по дереву для начинающих.
Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике
Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.
В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.
В чем отличие рельефной резьбы от других техник?
От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.
Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.
Набор инструментов для новичка
Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм, прямой стамески 12 мм, радиусной (полукруглой) 10 мм, подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.
Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.
Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?
Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.
Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.
Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»
Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.
Перенос рисунка
Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).
Вырезание основного контура
Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).
Техника выполнения реза уголковой стамеской:
- Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
- Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
- Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
- Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
- Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
- Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.
Выборка фона
В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.
Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).
Проработка основной композиции
В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).
Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.
Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).
Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).
Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.
Резьба листа
Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.
По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).
Детализация черт лица
С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).
Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).
Детализация шерсти
Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).
Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.
Чем зачистить резьбу по дереву?
При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150. Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.
Чем покрыть резьбу по дереву?
Для однотонной отделки используют следующие составы:
Морилка. В плоскорельефной резьбе морение используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.
Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.
Воск. Оптимальный вариант декоративной отделки для резных работ, выполненных на темных породах дерева. Воск подчеркивает достоинства древесины: делает ее гладкой, добавляет легкий блеск и мягкий бархатистый оттенок. Но такой вариант отделки подойдет не для всех разновидностей рельефной резьбы. Эффективность нанесения воска во многом зависит от качества располировки, с чем возникнут сложности при отделке объемных горельефов, а также работ со сложной и мелкой детализацией.
Масла. Также как и использование морилки, применение масла в качестве декоративной отделки имеет множество подводных камней и сопряжено с потенциальными рисками: от разбухания до образования пятен. В случае с рельефной резьбой такую отделку не рекомендуют наносить более чем в 1-2 слоя. О специфике каждого типа масла мы подробно говорили в одной из наших статей.
Основные правила и приемы резьбы по дереву
Приступая к резьбе, надо изучить свойства древесины, потому что каждая порода обладает присущими только ей определенными качествами и текстурой, вследствие чего имеются отличия в способах обработки различных пород. Нужно иметь представление о разнообразии цветовой палитры, уметь придать дереву искусственным путем (крашением, тонированием, отбеливанием) нужный цвет и оттенки. Кроме того, мастер должен учитывать способность древесины легко обрабатываться и приобретать гладкость или матовый блеск, воспринимать лицевую отделку, а также различия текстуры трех основных срезов – вдоль или поперек волокон и на торце.
Каждый резчик, приступая к работе, должен усвоить и соблюдать основные правила резьбы, которые имеют решающее значение.
Выполнение резьбы в любой технике обязательно начинают с того, что прочно закрепляют заготовку на верстаке державками или другими приспособлениями.
Безусловно, только практический опыт, приобретенный в работе, подскажет наиболее правильный выбор технологии при изготовлении резных изделий. Начинающий резчик-любитель сможет освоить срезы и резьбу профильных форм на трех основных сторонах заготовки (рис. 150).
Рис. 150.
Срез по наклонной:
а – правильно; б – неправильно
Срез по наклонной (рис. 150) выполняется исключительно по наклонной линии к слою и в направлении идущих волокон. Такой срез получается чистым, гладким, блестящим. Несоблюдение этого правила, например, срез против направления волокон, приводит к образованию задиров и сколов.
Срез поперек волокон (рис. 151) выполняется полукруглой стамеской с двух сторон (навстречу друг другу) от края заготовки к центру, нельзя резать от одного края до другого одним движением, так как непременно получатся сколы.
Рис. 151.
Срез поперек волокон (стрелками показано направление движения инструмента):
а – правильно; б – неправильно
На ровной торцевой плоскости направление резания идет от краев к середине. Резьба от середины к краям неизбежно вызывает сколы (рис. 152).
Рис. 152.
Срез по торцевой поверхности (стрелками показано направление движения инструмента)
Резьба прямой двусторонней выемки поперек волокон (рис. 153) выполняется косячком сначала в вертикальном положении, затем постепенно срезают грани с одной и другой стороны линии до середины выемки, держа косячок наклонно.
Рис. 153.
Резьба прямой двухсторонней выемки поперек волокон:
1 – разметка: 2 – направление движения инструмента; 3 – средняя линия
Резьба двухсторонней выемки, расположенной по наклонной (рис. 154), выполняется на закрепленной и размеченной заготовке в три приема. Сначала режется прямая средняя линия при вертикальном положении резака на полную глубину выемки, затем – одна наклонная сторона выемки вдоль волокон. Вторая наклонная сторона режется в обратном направлении, также по слою. Несоблюдение этого правила резьбы приводит к шероховатым срезам, задирам и заколам.
Рис. 154.
Резьба двухсторонней выемки по наклонной к направлению волокон:
1 – грань выемки; 2 – направление движения инструмента
Резьба прямых двухсторонних выемок вдоль волокон (рис. 155) выполняется без особых затруднений, если линии текстуры годичных слоев параллельны боковым кромкам заготовки и имеют прямослойное строение. Сначала прорезается средняя линия на глубину выемки, а затем – боковые грани по наклонным линиям в любом направлении.
Рис. 155.
Резьба двухсторонней выемки вдоль направления волокон:
1 – грань выемки; 2 – направление движения инструмента
Если направления волокон древесины имеют отклонение от прямой линии и свилеватость, то резьба выполняется иначе: сначала вертикально в одном направлении прорезается средняя линия, затем – боковые грани в двух направлениях (рис. 156). Главное, чтобы резак проходил вдоль волокон, по слою. Резьба по непрямослойной древесине требует аккуратности и навыка.
Рис. 156.
Резьба двухсторонней выемки вдоль волокон на свилеватой древесине (стрелками показано направление движения инструмента, цифрами обозначена последовательность выполнения работы)
Резьба выемки, расположенной по кривой или по окружности (рис. 157), выполняется следующим образом. Размеченную заготовку прорезают полукруглой стамеской или косяком сначала по средней линии, затем режут боковые грани выемки в направлениях, указанных на рисунке стрелками. Важно только, чтобы лезвие снимало стружку вдоль волокон. Следует обращать особое внимание на участки встречи граней выемки (они помечены крестиками). Снятие древесины должно проходить стружка в стружку (т. е. по очереди с каждой стороны). Резьба по кривой или круглая выемка, расположенная на пласти вдоль волокон древесины, получается хорошо, когда режется в четырех направлениях.
Рис. 157.
Резьба выемки, расположенной по кривой или по окружности:
I – IV – последовательность движения инструмента по секторам: а – двухгранная выемка; б – полукруглая выемка
Резьба полукруглой выемки, расположенной наклонно (рис. 158), выполняется с учетом направления слоев годичных колец, так как при резьбе полукруглой стамеской в одном направлении одна сторона выемки режется хорошо и имеет гладкую поверхность, а другая идет против направления слоя, и срез получается с задирами древесины. Учитывая это, следует выполнять резьбу в двух противоположных направлениях или по расположению волокон в древесине, по слою. Середина выемки режется особенно аккуратно и осторожно, тонкими слоями, стружка одного направления в стружку другого. Соблюдая эти правила, можно получить выемку с чистыми и гладкими сторонами.
Рис. 158.
Резьба полукруглой выемки, расположенной наклонно (стрелками показано направление движения инструмента, цифрами обозначена последовательность выполнения работы)
Резьба круглой вогнутой выемки, расположенной на пласти, выполняется двумя способами.
1-й способ. Режут от линии разметки, проходящей параллельно расположению волокон в древесине, до вертикальной линии, перпендикулярной ей и также проходящей через центр (показано стрелками на рис. 159, а). Места встречи следует резать от края к центру по вертикальной линии.
Рис. 159.
Резьба круглой вогнутой выемки, расположенной на пласти (стрелками показано направление движения инструмента):
а – первый способ; б – второй способ
2-й способ. Выемка режется по встречным параллельным направлениям по слоям строения древесины. В местах встречи направления резания стружка срезается поперек волокон от краев к центру (рис. 159, б).
Резьба круглой вогнутой выемки, расположенной по торцевой стороне заготовки, выполняется также двумя способами.
1-й способ (рис. 160, а). Режут боковыми движениями резца полукруглой стамеской вдоль слоев древесины. Направление резьбы идет от центра вкруговую, параллельно границам выемки.
Рис. 160.
Резьба круглой вогнутой выемки, расположенной на торце (стрелками показано направление движения инструмента):
а – первый способ; б – второй способ
2-й способ (рис. 160, б). Резьба выполняется клюкарзами по направлению от центра к краям по прямым или немного изогнутым линиям от центра к краям выемки.
Резьба круглой выпуклой формы на пласти (рис. 161) режется в четырех направлениях двумя способами.
1-й способ (рис. 161, а). Резьба выполняется от вертикальной линии, идущей через центр выпуклости, к горизонтальной, проходящей через центр, вдоль направления волокон древесины (показано на рисунке стрелками).
Рис. 161.
Резьба круглой выпуклой формы на пласти (стрелками показано направление движения инструмента):
а – первый способ; б – второй способ
2-й способ (рис. 161, б). Резьба круглой формы выполняется по слою древесины в параллельных направлениях от вертикальной линии к краям выпуклой формы.
Резьба выпуклой формы на торцевом срезе заготовки (рис. 162) выполняется по направлению строения древесины от края площадки формы к ее вершине.
Рис. 162.
Резьба круглой выпуклой формы на торце (стрелками показано направление движения инструмента)
Приемы основных правил резьбы охватывают исполнение почти всех форм и видов рельефа. Далее при рассмотрении отдельных видов домовой резьбы и техники выполнения приводятся дополнительные сведения о приемах и способах резания, которые могут быть использованы резчиком.
Практические советы резьбы по дереву для начинающих мастеров
Едва научившись держать в руках предметы, у маленького человечка проявляется тяга к творчеству. Со временем перед ним откроется возможность попробовать себя в различных видах мастерства: рукоделие, лепка, оригами, резьба по дереву, рисование. Конечно, для этого пригодятся определенные навыки, которые ребенок получил в раннем детстве.
Порой простое увлечение постепенно переходит в хобби, а затем, стает делом всей жизни. Так много столетий назад на Руси одним из главных видов творчества была резьба по дереву. И в XXI веке она по-прежнему вызывает у людей неподдельный интерес.
Популярные виды замысловатого искусства
На протяжении долгого времени люди украшали свои жилища деревянными предметами из резьбы. Разного рода картины, кухонная утварь, предметы культа, детские игрушки считались ценными вещами для любой семьи. Возможно, поэтому и появились различные виды резьбы по дереву. Наиболее популярными считаются такие варианты:
- геометрическая;
- плосковыемчатая;
- прорезная;
- скульптурная;
- рельефная;
- ажурная;
- накладная.
К счастью список на этом не заканчивается, ведь этот вид творчества распространен по всей нашей необъятной стране. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Геометрическая резьба по дереву предусматривает использование в работе различных фигур. Это треугольники, окружности, квадраты и многогранники. Она применяется для изготовления элементов мебели, домашней утвари, а также настенных поделок. Древнейшим видом такой резьбы является трехгранно-выемчатая резьба. Это один из самых простых методов, поскольку выполняется лишь одним инструментом – ножом косяком. Для такой резьбы по дереву потребуются простой набор предметов:
- липовая доска;
- специальный нож-косяк;
- линейка;
- карандаш.
Сначала на доску наносят эскизы из геометрических фигур либо готовый орнамент. Начинающим дилетантам лучше не использовать сложные рисунки, чтобы работа получилась безупречной. Для первых работ подойдет материал из лиственных деревьев, поскольку на нем удобней проводить ровные линии острым ножом.
Деревянная поверхность должна быть максимально гладкой. Это достигается путем строгания доски. При этом ее не нужно шлифовать наждачной бумагой. Иначе резьба не получится четкой и аккуратной, а инструмент быстро затупится.
Плосковыямчатый метод применяется для вырезания на плоскости углублений различной величины и формы. Это могут быть овальные контуры и всевозможные выпуклости.
Прорезной вид резьбы также считается довольно простым. Он выполняется при помощи лобзика. Нанесенный на деревянную плоскость эскиз любой фигуры выпиливается по контуру. В результате выходят симпатичные поделки. Применяется прорезная резьба для изготовления фоновых предметов, через которые видно другие плоскости. Часто ее называют ажурной резьбой, и применяется она для украшения мебели в стиле барокко. Также это могут быть элементы буфетов, оконные наличники, двери, а иногда декоративные ширмы. Если поделки прикрепляют к специальному основанию, то такой вид резьбы считается накладным.
Процесс работы прорезным способом начинается с эскиза, который наносится на заранее отшлифованную заготовку. Его переносят на поверхность с помощью специального шаблона или прозрачной белой бумаги. Затем на контурах делают отверстия и с помощью тонкой пилки лобзика вырезают на рабочем столе.
Рельефная резьба включает в себя два основных метода: плоский и глухой. К тому же глухой вариант подразумевает низкий либо выпуклый рельеф. Суть заключается в том, что рисунок образуется благодаря основному фону поверхности.
Плоскорельефный метод выполняется так, что узор и окружающий его фон выполнены на одной глубине по всей площади основы. Глухая резьба характеризуется выпуклым узором, который не имеет плоских очертаний. Такие изделия ценятся за высокую декоративность и богатство композиции. Ведь на плоскости создается своеобразный миниатюрный ландшафт с возвышенностями, углублениями и впадинами. Чтобы создавать такие шедевры, мастера применяют элементы практически всех видов резьбы по дереву. Поэтому новичкам следует освоить каждый способ отдельно, чтобы применять навыки при более сложных поделках.
Первые шаги на пути к мастерству
История показывает, что дерево традиционно использовалось для украшения жилого помещения. В наше время различные фотографии, рисунки и эскизы резьбы по дереву выставлены в краеведческих музеях или печатных изданиях. Это говорит о том, что смышленые люди, готовые учиться, способны освоить этот вид искусства. Древесина – это чудесный природный материал, из которого можно создавать декоративные композиции, картины, элементы мебели и кухонную утварь. Освоив азы древнего искусства, некоторые стали настоящими мастерами резьбы по дереву, посвятив этому всю жизнь.
Народная мудрость говорит: «Лиха беда – начало». Так оно и есть, если ничего не делать. Практические советы резьбы по дереву для начинающих открывают дверь смелым людям в мир великолепных поделок своими руками. Для начала необходимо подготовить инструменты и разобраться в основных нюансах ремесла.
Новичкам желательно выбирать качественное и прочное снаряжение для работы, чтобы приобретать ценные навыки мастерства.
Для резьбы по дереву необходимо подготовить следующие инструменты:
- острый нож;
- стамеска;
- лобзик;
- долото;
- сверла;
- надфили;
- ложкорез;
- бруски;
- электродрель;
- бормашина;
- фрезеровальная машина.
Конечно, новичкам будет достаточно приобрести специальный набор инструментов для резьбы по дереву, в который входит нож, лобзик и шило. С их помощью очень удобно осваивать навыки древнего мастерства.
Следующий шаг – выбор сырья. Именно от этого зависит качество изделия. В природе существует два вида древесины: твердая и мягкая. К первой группе относятся красное дерево, дуб и бук. Ко второй – липа, осина, сосна, ель, береза. Безусловно, легче работать с мягкой древесиной, но при одном неверном движении она быстро портится. Несмотря на это она считается самым подходящим сырьем для новичков.
Твердые породы древесины используют профессионалы, поскольку они очень дорого стоят.
Кроме прочности материала ключевую роль играет и цвет древесины. Подходящее сырье, чтобы учится мастерству – береза. Она чудесно поддается резке и сверлению в любом направлении. Выбирая рисунки для резьбы по дереву, следует учитывать, что березовая древесина со временем темнеет. Несмотря на это с ней очень легко работать.
Когда узор выбран, его необходимо перенести на деревянную заготовку. В век технологий можно воспользоваться готовыми фотографиями или рисунками, которые предоставлены специалистами. Тематика изображений самая разная, но каждое имеет свою неповторимую красоту. Когда все готово можно приступить к созданию собственных шедевров. Неоценимой помощью для начинающих являются тематические уроки резьбы по дереву.
Мастер класс простой поделки
Когда смотришь на готовые поделки, создается впечатление, что сделать их вовсе не сложно. Поэтому многие любители народного ремесла взяли в свои руки инструмент и приступили к делу. Чтобы вырезать обыкновенный цветок необходимо приготовить такой набор предметов:
- заготовка из дерева;
- карандаш двойной мягкости;
- калька;
- стамески.
Необходимо учитывать, что подойдут лишь специальные стамески для резьбы по дереву. Они должны быть v-образного характера, узкие и полукруглые. Следующий этап – рисунок. Его можно взять из Интернета. Для этого к экрану прикладывают лист бумаги, перерисовывают схему, а затем наносят ее на деревянную плоскость.
Начинают работу с центральной части эскиза, аккуратно вырезая круг. Затем с помощью v-образной стамески вырезают по контуру лепестки. Отходы древесины между ними удаляют по ходу работы. Если такой стамески нет, подойдут профессиональные ножи для резьбы по дереву, которыми не хуже орудовать в этом ремесле.
Полукруглой стамеской вырезают внешнюю часть лепестка. Он становится похож на контур сердечка, но это не страшно. Затем делают надрезы во внутренней части лепестка, соединяя его с центром цветка. Осталось только закруглить его и цветок готов. Теперь можно полюбоваться первым творением своих рук. Неоценимой помощью для новичков является тематическое видео резьбы по дереву, которое побуждает незамедлительно браться за работу.
Современная техника для опытных мастеров
В современном мире многие работы уже давно выполняются механическим способом. Не отстает в этом и прикладное ремесло. Применение техники дает возможность мастерам экономить свои силы и драгоценное время. Станки для резьбы по дереву дают возможность быстро и качественно подготовить исходный материал к работе. Единственный недостаток таких устройств – дороговизна, но люди, для которых резьба не просто хобби, готовы их приобретать.
Пантограф
Устройство предусмотрено для работы с любыми деревянными поверхностями. Оно выполняет операции различного рода, как объемные, так и на плоскости. Пантограф используют для обработки дугообразных, согнутых или вращающих деталей. Так с помощью станка вырезают различные элементы мебели, статуи либо панно.
Бормашина
Отличное устройство для работы с деревом твердых пород. При этом важно учитывать свойства и расположение волокон природного материала. С помощью бормашины мастера затачивают инструменты, шлифуют древесину, а при надобности и полируют.
Для работы с бормашиной подходят породы деревьев с плотной древесиной, у которых нет тенденции к скалыванию.
Фрезерный станок с программным управлением
Такая техника, в основном применяется для производства деревянной мебели с резным украшением. Станок предусмотрен для работы с фанерой любого вида и деревом. Он отличается высокой функциональностью и техническими возможностями. При работе на таком оборудовании важно использовать специальные средства защиты – очки и перчатки. Также придерживаться инструкции по эксплуатации прибора.
Как показывает практика, такие станки упрощают процесс резьбы по дереву. Они дают возможность создавать огромное количество изделий за короткое время. Применяются устройства не только в промышленности, но и для личной мастерской.
В любом случае изделия, сделанные своими руками, приносят человеку подлинное удовлетворение. Они создают в доме приятную атмосферу, помогают выразить чувства мастера к своим близким, и долго служат на благо домочадцам. Деревянные поделки долго сохраняют свою естественную красоту и никогда не выходят из моды. Резьба по дереву – это искусство, которое передается из поколения в поколение. Она доступна для любого, кто пожелает освоить это ремесло. Главное не боятся неудач, а с готовностью учиться, брать в руки инструменты и творить шедевры.
Видео-урок резьбы по дереву для начинающих
Как вырезать ложку из дерева. Пособие для начинающих
Каждый может и должен вырезать деревянную ложку, так считает автор.
Он некоторое время собирал ложки со всего мира (см. Второе фото) и всегда интересовался странными ложками.
В какой-то момент он в конце концов начал делать свои собственные ложки.
Изготовление ложки методом резьбы по дереву – это длительное занятие, но в нем все же есть место для творчества. Данный материал предназначен для начинающих резчиков.
Далее автор поделится своим процессом вырезания ложки.
Шаг 1: Инструменты и материалы
Инструменты и материалы:
– острые разделочные ножи, включая, по крайней мере, средний прямой нож и закругленный или стреловидный нож;
– кусок мягкой древесины, немного больше размера ложки;
– Наждачная бумага зернистостью 80, 120, 220 и 400 единиц;
– шлифовальный барабан малого диаметра (2,5 – 5 см);
– ручка или маркер;
– безопасная для пищевых продуктов отделка для дерева (например, воск или минеральное масло);
Дополнительные электроинструменты:
– Шлифовальный станок;
– дремель;
– лобзик;
– настольная пила;
(Весь процесс может быть выполнен вручную. Автор использовал электроинструменты для создания заготовки, чтобы ускорить процесс.)
Шаг 2: Древесина
Самая важная вещь, которую нужно учитывать при вырезании ложки, – это тип дерева, которое собираетесь использовать. Несмотря на то, что при правильных инструментах и методах можно вырезать изделие практически из любого вид дерева, некоторые виды легче обрабатывать, чем другие. Так как это резьба по ложкам для начинающих, постараемся сделать все, как можно проще.
Самыми легкими в обработке видами древесины являются мягкие породы, например:
– липа
– сосна
– кедр
– красное дерево
– пихта
Автору очень понравилось работать с более мягкими лиственными породами, особенно с вишней.
Твердыми породами, которые труднее обработать, являются:
– дуб
– клен
– грецкий орех
– розовое дерево
– экзотические породы
– Тик
Следуйте этим общим пунктам при выборе дерева:
Отрежьте часть дерева и посмотрите, какая древесина.
Ищите узкое, а не широкое волокно – широкое волокно рассыпается на большие части.
Для новичка самый простой способ пробовать резьбу по дереву – липа, поэтому лучше начать с неё.
Наконец, следует отметить, что древесина, как и многие из веществ, с которыми мы живем, может быть потенциальным аллергеном для определенных людей. Некоторые породы дерева, такие как кокоболо, обладают кожным и респираторным воздействием. Известно, что другие сорта, такие как вишня, в целом безопасны и инертны. Древесная пыль от практически любых пород деревьев может оказывать вредное воздействие на дыхательные пути в течение достаточно длительного периода времени.
Шаг 3: Рисунок ложки
Как только вы выбрали деревянную заготовку (автор использует вишню в приведенном ниже примере), нарисуйте очень грубый контур ложки, которую желаете вырезать. Это не должен быть подробный рисунок, так как эта схема будет использоваться только для создания бланка ложки. Рисование профиля ложки, желательно, но не обязательно.
Некоторые вещи, которые автор учитывает при разработке своих ложек:
– размер ложки
– тип головки ложки
– должна ли она помещаться во рту целиком?
– глубина вогнутой части
– толщина и высота
– целевое назначение – салат, суп и т. д.
Шаг 4: Создание бланка
Если ложка, которую вы хотите вырезать, меньше, чем деревянная заготовка, который вы выбрали, используйте настольную пилу, чтобы разрезать заготовку на более тонкую, чтобы при вырезании пришлось удалить меньше материала вручную.
Затем используйте торцовочную пилу, чтобы обрезать части древесины по длине на концах контура вашей ложки.
Это называется создание бланка.
Шаг 5: Резка деталей
Используйте лобзик, чтобы разрезать ложку вдоль контура. Желательно отрезать, как можно ближе к эскизу своей ложки.
Сделав заготовку немного больше и толще, чем намеченная готовая ложка, вы всегда можете удалить материал позже.
Шаг 6: Грубое шлифование
Этот шаг совершенно необязателен, но автор его выполнил. Он использовал ленточную шлифовальную машину, чтобы быстро закруглить края и отшлифовать до контура ложки. Все, что сделано с помощью электроинструмента, избавляет от необходимости делать это вручную на предстоящем шаге резьбы.
Шаг 7: Переходим к резьбе
Резьба вдоль ручки ложки – самое простое место для практики. Начните с маленьких частиц, удалив небольшое количество материала, вырезая от себя.
Начните удалять небольшие части материала с вершин кривых линий. Резать вниз, в выемке сложнее.
Погружение ножа по направлению вниз обычно приводит к отщеплению кусочка материала большего размера, чем предполагалось.
Превращение квадратной блочной заготовки в гладкую ложку занимает время – например, несколько часов. Так что не ждите, что ложка мгновенно примет форму. Просто медленно продвигайтесь к цели.
Шаг 8: Добавьте больше детализации
Когда ложка начнет обретать форму и вы начнете скруглять некоторые из прямых линий в заготовке, необходимо принять решения, относительно:
– толщины ручки
– как ручка должна сужаться и подходить к руке
– какой длины должна быть ручка
– насколько широкой должна быть ложка
– будет ли ложка иметь изогнутую или плоскую переднюю кромку
– толщины головки ложки
Ложка, изображенная ниже, имеет тупую прямую головку, больше похожую на лопаточку, которая хороша для того, чтобы чистить дно кастрюли . конечно, это не очень хорошая суповая ложка.
Шаг 9: Задняя часть головки ложки
Как только ручка ложки выточена, пришло время начать работать над головкой. Легче начинать с выпуклой задней части ложки, а не с вогнутой стороны.
Начните удалять материал по краям заготовки и закруглите головку ложки, чтобы сделать плавный переход от задней части ложки к ободку.
Продолжайте закруглять заднюю часть ложки и создавайте ровный непрерывный уклон.
Шаг 10: Передняя часть ложки
На вогнутой стороне ложки – используйте закругленный стреловидный нож или крючок, чтобы начать удаление материала с поверхности ложки.
Удаляйте маленькие кусочки древесины, пока не начнется образовываться небольшое углубление. Продолжайте удалять материал, выбирая древесину все ближе и ближе к внешней стенке вашей ложки.
Автор чередовал между выдалбливанием от центра ложки к стенке и проведением инструмента вниз по стене ложки к центру.
Крючковой нож полезен для неглубокой выборки материала, но не очень хорошо работает на глубину. Вот тут пригодится стреловидный нож.
Шаг 11: Доводка шлифованием
После ручной резьбы пришло время сгладить неровности с помощью шлифования.
Автор использовал маленькую насадку для шлифования для вращающегося инструмента – шлифовальный круг диаметром 80 мм и маленькие шлифовальные головки для дремеля для шлифования внутренней вогнутой поверхности ложки.
Шаг 12: Детализация ручной шлифовкой
После механического шлифования пришло время ручного шлифования.
Начав с наждачной бумаги зернистостью 120 единиц и постепенно уменьшая зерно до 220 единиц, автор отшлифовал ручку и головку ложки, сгладив все оставшиеся следы электрического инструмента и сделав все поверхности приятными на ощупь не оставляя сколов.
Шаг 13: Защитное покрытие
В качестве последнего шага нанесите на гладко отшлифованную ложку безопасное для употребления внутрь, защитное покрытие.
Автор использовал минеральное масло, которое является вполне приемлемым защитным покрытием. Также подойдет покрытие на основе пчелиного воска.