ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
Цели работы: изучить измерительные инструменты дорожного мастера; освоить методы измерения параметров автомобильной дороги с применением дорожной рейки, рулетки.
Теоретические сведения
В ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий» используются следующие термины и их определения :
рейка – приспособление в виде жесткого прямолинейного стержня, прикладываемого к поверхности основания (покрытия) дороги (аэродрома) с целью выявления просветов между стержнем и поверхностью;
просвет под рейкой – зазор между нижней гранью рейки и поверхностью основания (покрытия) дороги (аэродрома);
клиновой промерник – приспособление в виде клина, на одной из граней которого нанесены деления для определения величины просвета под рейкой.
Для контроля параметров асфальтобетонной дороги применяются универсальные рейки, рулетки. Наиболее распространенными измерительными средствами в дорожном строительстве являются: универсальные рейки «КОНДОР» и «РДУ-КОНДОР», рулетки Р100УЗК, Р50УЗК, Р30УЗК, Р20УЗК, Р10УЗК. Рейка и клиновой промерник должны быть аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ 24555-81 «Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения».
Универсальные трехметровые рейки «КОНДОР» и «РДУ-КОНДОР» (складной вариант) позволяют не только контролировать ровность покрытия, но и определять геометрические параметры профиля дороги, толщину конструктивных слоев дорожной одежды, продольные и поперечные уклоны, крутизну откосов насыпей, выемок, кюветов.
Универсальная 3-метровая рейка «РДУ-КОНДОР», см. рисунок 20, пред-назначена для:
‒ измерения неровностей поверхности покрытий и оснований, автомобильных дорог и аэродромов по п.4 ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий»;
‒ определения продольных и поперечных уклонов проезжей части дорог и аэродромных покрытий в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»; СНиП 32-03-96 «Аэродромы»; СНиП 2.05.11-83 «Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях»;
‒ определения линейных параметров конструктивных элементов дороги, толщины слоев дорожной одежды;
‒ установления крутизны заложения откосов, насыпей и выемок при строительстве, ремонте и приемке в эксплуатацию автодорог и аэродромов.
Рисунок 20 ‒ Универсальная 3-метровая рейка «РДУ-КОНДОР»
Модификации универсальной 3-метровой рейки «РДУ-КОНДОР» :
‒ складная с электронным уровнем;
‒ стандартная с электронным уровнем;
‒ с лазерным уровнем.
Технические характеристики рейки представлены в таблице 9.
Таблица 9 ‒ Технические характеристики универсальной 3-метровой рейки
Показатель | Единица измерения | Диапазон | Точность измерения |
1 Просветы под рейкой | мм | 0 – 15 | 0,5 |
2 Толщина слоев | мм | 0 – 150 | |
3 Линейные параметры | мм | 0 – 3000 | |
4 Уклон дороги | % | 0 – 100 | |
5 Уклон откосов | H/L | 1:1, 1:2, 1:3 | |
6 Габаритные размеры рейки: длина ширина высота | мм мм мм | ±2 ±2 ‒ | |
7 Габаритные размеры клинового промерника: ширина основания максимальная высота угол между гранями | мм мм град | 50,5 5 0 ·45′ | ‒ ‒ ‒ |
8 Масса рейки | кг | 8,5 |
Ход работы
Оборудование и приборы: универсальная 3-метровая рейка «РДУ-КОНДОР»; рулетка.
1) Ознакомиться с устройством рейки и методами ее применения в дорожном строительстве.
2) Подготовить измерительные средства к работе.
‒ провести внешний осмотр (установить целостность корпусных деталей, ампулы, указателей, шкал, упоров);
‒ проверить надежность крепления деталей;
‒ проверить четкость работы подвижных деталей изделия.
При обнаружении помех необходимо их ликвидировать.
Во время работы с изделием обязательно нужно :
‒ выполнять требования по технике безопасности;
‒ плавно устанавливать изделие на дорожное покрытие при проведении измерений.
При измерении уклона (продольного, поперечного) на изделии, находящемся на поверхности дороги, плавно вращать диск винта до установки воздушного пузырька ампулы–уровня – между её средними рисками.
Убедившись в прекращении колебаний пузырька, снять показания уклона с круговой шкалы и по риске на указателе.
3) Проконтролировать ровность поверхности асфальтобетонного покрытия на выбранной захватке (по заданию преподавателя), измеряя просветы под рейкой.
Каждый раз, прикладывая рейку, следует измерять величину просвета под ней в пяти местах, соответствующих меткам на боковых гранях. Места приложения рейки должны быть равномерно распределены по длине участка измерений.
Общее число измерений просветов под рейкой на участке измерений должно быть не менее 120-ти (требования ГОСТ 30412-96).
Результаты измерений занести в таблицу 10.
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы
Рейки дорожные универсальные – это средство измерения.
В настоящее время рейки дорожные универсальные должны выпускаться в соответствии с требованиями ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромные. Методы измерений неровностей оснований и покрытий», где четко и однозначно прописаны их технические и метрологические требования. Поэтому в соответствии с действующим Законом «Об обеспечении единства измерений» они подлежат поверке либо калибровке при одном условии: если внесены в Государственный реестр средств измерений (СИ) РБ. Все остальное может иметь только бытовое назначение.
Исходя из этого, в Беларуси выпускается единственная дорожная рейка, которая может законно применяться по своему прямому назначению – это РДУ-АНДОР. Именно она прошла государственные испытания. Решением научно-технической комиссии (НТК) ГОССТАНДАРТА выдан сертификат об утверждении типа средства измерения № 5431, который удостоверяет утверждение типа «Рейки дорожные универсальные РДУ-АНДОР» и присваивает № РБ 03 01 3857 08 Государственного реестра СИ РБ. На сегодняшний день наша рейка допущена к применению кроме Беларуси, еще на территории Казахстана и Российской Федерации, где и находятся наши официальные дистрибьюторы.
Качество белорусской рейки РДУ-АНДОР – лучшее в СНГ, а цена ниже.
5 лет мы ремонтировали чужие рейки, возмущаясь их неремонтопригодностью и ненадежностью. Конструкция изделия не позволяла сохранять заявленные метрологические характеристики в процессе эксплуатации. Сколько было выслушано нареканий и упреков от пользователей в адрес конструкции. Прямолинейность полотна, клиновой промерник, измерительная головка, конструкция шарниров – это самые “больные” места рейки. Профиль с выступающими кромками, в который при работе забивается асфальтобетон, гудрон и камни, стал приносить значительные неудобства при последующем использовании и подготовке рейки к поверке, из-за чего ее просто браковали по внешнему виду.
Детальное изучение существующих конструкций и пожелания реального потребителя позволили нам разработать и создать впервые в Беларуси принципиально новую рейку дорожную универсальную РДУ-АНДОР, на которую в последующем был зарегистрирован патент на промышленный образец в двух исполнениях (с механической и электронной отсчетной системой).
Выбор экструзионного профиля стал основным критерием качества (экструзия – технология получения изделий путем продавливания расплава материала через формующее отверстие). Замкнутый короб полотна с гладкой рабочей поверхностью из упрочненного алюминиевого сплава белорусского производителя сразу решил проблему прямолинейности и жесткости (допустимое значение на длине 3 м, не более 0,2 мм). Было принято во внимание и то, что гальваническое покрытие упрочняет сплав до 25 % , а его поверхность становиться твердой до 40 ед. HRCэ и износоустойчивой к истиранию при работе по асфальтобетону и песчаному грунту.
Шарнир для складывания-раскладывания рейки выполнен по внутреннему размеру полотна и обеспечивает, таким образом, надежную, жесткую фиксацию секций. Попросту, в процессе длительной эксплуатации полотно рейки не болтается на шарнирах. Винты–стяжки секций имеют накатку (рифление) головки и подпружиненный самофиксирующийся палец, которые позволяют удобно, быстро и без заеданий собирать и разбирать рейку.
Ампула уровня помещена в цельнометаллический трубчатый корпус, выполненный, как единое целое изделие, тем самым обеспечивает прочность, стабильность и достоверность отсчета угла наклона.
Клиновой шаблон, профиль и др. элементы и детали обработаны на станках с ЧПУ с высоким качеством и жесткими допусками геометрических размеров. Лазерная гравировка лимба отсчетной головки повышает точность измерений.
Выпускается вторая модель рейки РДУ-АНДОР-Э с электронным отсчетным устройством, которое выполнено в виде автономного, съемного электронного уровня S-digit-multi длиной 250 мм. Уровень имеет вращающийся, механически защищенный от ударов ЖКИ дисплей, питание от элементов 2 х 1,5 V и закрытое, пылевлагозащищенное климатическое исполнение, обеспечивающее работу при неблагоприятных погодных условиях и температуре окружающего воздуха от – 10 до + 40 С˚.
И все это сделано в Беларуси. Наша рейка РДУ-АНДОР сертифицирована в 4-х странах СНГ.
T-maK › Блог › Как работает рулевая рейка.( устройство и особенности)
— Автомобильная рулевая рейка в течение многих лет используется как один из обязательных элементов рулевого управления. Почти все легковые авто, которые выпускаются в наше время, оснащены данной деталью. Сегодня будет идти речь об устройстве рулевой рейки, а также принципе её работы.
• Как устроена рулевая рейка?!
— Рулевая рейка автомобиля представляет собой устройство, цель использования которого заключается в том, чтобы преобразовать водительское усилие во время воздействия на рулевое колесо в салоне авто, что необходимо для обеспечения поворота колес машины.
— Сегодня существуют три вида рулевых реек, принцип действия которых различается.
Гидравлическая рулевая рейка. Она используется почти во всех легковушках, которые выпускают сегодня. Обеспечивает достаточно комфортное управление автомобилем, поскольку используется гидравлический усилитель руля, благодаря чему водителю нужно прилагать минимум усилий. Механическая рулевая рейка. Устройство данного элемента очень простое. На одном из концов рейки находится зубчатый механизм, который контактирует с зубчатой рейкой. Последняя взаимодействует с приводом руля. Электрическая рулевая рейка. Её отличие от гидравлического аналога состоит в том, что гидравлика не применяется. Для увеличения усилий водителя автомобиль оснащается отдельным электрическим двигателем. Устройство рулевой рейки, а также принцип её работы зависят от характерных особенностей каждого автомобиля. Рулевая рейка может иметь верхнее либо нижнее расположение, что также зависит от модели транспортного средства. Рулевые рейки с верхним расположением устанавливаются сзади мотора, они крепятся к автомобильному кузову. Рулевые рейки с нижним расположением крепятся снизу, их соединяют с кузовом, подрамником либо балкой.
• Конструктивные особенности рулевой рейки.
— Конструкция шестерни-рейки, о которой будет идти речь далее, состоит из следующих элементов: алюминиевый картер, внутри которого находится полость, имеющая специальную защиту; пружина, которая прижимает рейку к шестерне, обеспечивая надежное сцепление зубцов рулевой рейки и вк.ком/cars.best шестерни; колесо привода с зубцами, которое находится в картере (устанавливается на подшипники); втулка шарнира рулевой тяги и ограничительное кольцо обеспечивают требуемый ход рулевой рейки в заданном интервале. Схема рулевой рейки такого типа отличается невысоким передаточным числом, благодаря чему водитель может быстро поворачивать колеса в требуемую сторону.
Стоит отметить, что в автомобилях производителя BMW применяется модернизированная рулевая рейка, в конструкции которой присутствует планетарный механизм. Эта схема рулевой рейки обеспечивает возможность корректировки передаточного числа с учетом скорости, с которой движется транспортное средство.
• Как работает рулевая рейка с ГУР?!
— Информация о принципе работы рулевой рейки с гидравлическим усилителем руля поможет понять, почему крутить такой руль можно без особых усилий.
Насос ГУР работает благодаря соединению с мотором. Для этого применяется ременная передача либо специальные шестерни. Насос гидроусилителя руля обеспечивает подачу гидравлической жидкости в распределитель. Этот распределитель расположен в корпусе рулевой рейки, который ещё называют картером.
Золотниковый распределитель используется для обеспечения контроля усилия на руль и объема гидравлической жидкости, необходимой для поворота рейки. В качестве дозирующего устройства используется торсион, интегрированный в разрез рулевого реечного вала.
Если автомобиль движется без поворотов или стоит на месте, рулевая рейка не движется. По этой причине масло пребывает в резервуаре, а не в дозирующих системах распределителя. Когда водитель поворачивает рулевое колесо, колеса начинают сопротивляться. Статья была опубликована в паблике Машины. Во время этого происходит закручивание торсиона, сила которого зависит от усилия, прилагаемого на руль. В этот момент происходит открытие каналов распределителя и подача гидравлической жидкости на рулевую рейку. После этого выполняется распределение масла, которое приводит к движению рейки. Принцип работы рулевой рейки – это не просто теоретическая ненужная информация. Поскольку данный элемент используется постоянно, необходимо контролировать исправность составляющих рейки, то есть сальников, пыльников и трубок. Для этого надо просто следить за тем, не появляются ли капли масла под автомобилем. Теперь вы знаете, устройство рулевой рейки, а также принцип её работы.
Как выбрать нивелирную рейку?
Нивелиры — очень полезные инструменты. Но чтобы они измеряли разницу между уровнями, обязательно нужны нивелирные рейки. Стоит разобраться, что из себя представляют эти приспособления, как их выбирают и применяют на практике.
Особенности
Рейка для нивелира — это особого вида рейка с точной градуировкой. Без градации было бы невозможно использовать ее, чтобы определять разницу между уровнями обследуемых точек. Стоит заметить, что иногда такое приспособление применяется и для иного геодезического оборудования. Традиционно для их изготовления применяют древесину либо алюминиевые сплавы. В некоторых случаях, когда точность особенно критична, используют рейки из инвара. Цифры на современных моделях наносятся в нормальном виде. В старых моделях чаще применялись перевернутые изображения. Нивелирные рейки применяют:
- в строительстве;
- при составлении геодезических планов и схем;
- в топографических работах;
- в геологических исследованиях.
Разновидности
Нивелирная рейка — это всегда устройство прямоугольной формы. На плоскости размещается шкала. Цена деления шкалы установлена официальными стандартами для каждого прибора и вида измерений. Современные рейки могут быть сконструированы для аналогового или цифрового нивелира. Второй вариант подразумевает считывание штрих-кода стандарта BAR.
Складная нивелирная рейка чаще всего изготавливается из древесины. Типичное решение — складывание по центру. Длина отдельных секций составляет приблизительно 1,5 м. Механизм складывания в деревянных моделях очень надежен и не имеет люфта.
Кроме того, ценятся диэлектрические свойства древесины, позволяющие спокойнее работать вблизи от проводки, трансформаторов и высоковольтных ЛЭП.
Довольно широкое распространение получили телескопические рейки. Их изготавливают в основном из легких веществ (алюминиевых сплавов или даже пластмассы). Очевидны преимущества такого решения для геодезистов и других людей, которым нужно сделать не одно измерение и обойти не один километр за день. Телескопическая конструкция оснащается круглым уровнем, благодаря которому ставится строго вертикально. Некоторые модели в длину достигают от 3 до 5 м, при этом после складывания длина уменьшается до 1,5 м.
Недостаток телескопической рейки в том, что такие приспособления служат меньше, чем классические деревянные изделия. Все дело в недостаточной надежности механизма трансформации.
Шкалу наносят с двух сторон. Одна грань размечается в миллиметрах, а другая, предназначенная для относительно дальних промеров, покрывается шашечками.
Вместе с цифровыми нивелирами обычно стараются пользоваться фибергласовыми рейками. Разумеется, они также имеют разметку с двух сторон. На одну сторону наносятся пометки в метрических единицах. Фиберглас отличается отменными диэлектрическими свойствами. Его, как и дерево, можно спокойно использовать, чтобы брать отсчет вблизи объектов электрической инфраструктуры.
Рейки из инвара нужны в том случае, как уже говорилось, если требуется особо точная работа. Погрешность замеров (при правильном их проведении) может составлять всего около 1 мм. Корпуса инварных реек, строго говоря, также изготавливают из дерева. На основе специального сплава изготавливают лишь ленту, которая обтягивает внешний корпус. Подобное решение очень популярно, потому что получается очень легкая конструкция, да и применять ее несложно.
Типичная нивелирная рейка состоит из:
- брусков шириной 0,1 и толщиной 0,02 м;
- пяток (то есть пластин из металла) на концах;
- скрепляющих эти части шурупов.
Рельсы окрашивают белым красящим составом. На одну сторону наносят деления черного окраса, а на другую — красные деления. Считать деления нужно от самой нижней пятки. С «черного» края с ней должна совпадать нулевая отметка, а с «красного» – точка отсчета 4787 мм. Градация нивелирных реек прописывается еще и в ГОСТ 11158-76. Согласно этому стандарту, для геометрического нивелирования можно применять:
- РН-05 (этот индекс присваивается односторонним штриховым изделиям для замеров 1 и 2 категорий; допустимая погрешность 0,5 мм на 1000 м);
- РН-3 (индекс присваивается двусторонним рейкам шашечного типа, предназначенным для нивелирования 3 и 4 категории; допускается ошибка промеров на уровне 3 мм на 1000 м);
- РН-10 (двусторонние рейки для нивелирования технического класса с максимально допустимой погрешностью 10 мм на 1000 м).
Длина рельсов на этих трех моделях соответственно составляет:
Рейка длиной 4 м всегда делается составного исполнения. Отдельные варианты РН-3 могут складываться. На рейках РН-3 цена деления составляет 0,01 м. Через каждые 10 см предусматривается пометка прямыми или перевернутыми цифрами. Каждая конкретная модель маркируется специальным цифробуквенным индексом. Условное обозначение РН-3П 3000С раскрывается так:
- РН — нивелирная рейка;
- 3 — модель для снятия особо точных замеров;
- П — нивелировка прямого изображения;
- 3000 — число миллиметров;
- С — сложное строение.
Хорошим примером нивелирной рейки длиной 6 метров служит GEOBOX TS-6. Это достойное телескопическое приспособление для геодезической съемки. Оно дополнено двусторонней измерительной шкалой. Масса конструкции составляет 2,8 кг. Обратная сторона размечена в миллиметрах.
Как для оптических, так и для лазерных нивелиров подойдут любые рейки. Разница только в точности самих измерений, в удобстве работы и других тонкостях (цене, опциях). Хорошо, если нивелир поставляется изначально в комплекте с рейкой и штативом.
Однако надо понимать, что многие производители экономят на штатной комплектации. В нее добавляют обычно компоненты бюджетного класса.
Методика работы
Для начала надо, конечно, разобраться с единицами измерения, чтобы сразу четко понимать показания прибора. Также следует внимательно прочитать инструкцию к нивелиру и сопроводительные документы на комплектующие. Далее надо будет поставить рейки на прочно внедренные в землю колья из дерева. Эти колья будут надежно держать конструкцию, если они выходят над поверхностью приблизительно на 0,02 м. Когда крепить точки установки реек не нужно, их монтируют с помощью мобильных башмаков или костылей.
В требуемых местах стоит убрать дерн и крепко заколотить башмак либо костыль. При этом старательно контролируют, чтобы эти опоры сами держались непоколебимо. Окончив с наблюдениями на определенной позиции, башмак или костыль извлекают, а затем переставляют в конец следующего отрезка. Передний крепеж не переставляют, потому что это обернется нарушением последовательности в передаче высот. Тогда никакая обработка результатов нивелирования не может быть адекватной и придется перемерять все с нуля от твердо закрепленной реперной точки.
Иногда практикуется нивелирование «из середины». Эта методика подразумевает установку реек на точках нивелирования. Далее основным прибором, поставленным горизонтально, отсчитывают назад и вперед отрезки по обеим сторонам рейки. На основе полученных данных можно вычислить превышение по черной стороне. Расчет по красной линии делается обязательно, но сугубо для самоконтроля. В норме разница результатов составляет не более 5 мм.
Иногда приходится нивелировать с односторонними рейками. Тогда первоначально проводят отсчеты назад и вперед при одинаковой высоте инструмента. Следующим шагом будет повторение этих отсчетов после изменения высоты ножек штатива на 0,1 — 0,2 м (2 раза). Так можно оценить превышение. В норме его величина составляет также максимум 5 мм.
Рейки моделей РН-0,5 и РН-3 оснащаются прикрепляемыми сбоку уровнями круглой формы. Эти уровни имеют винты для корректировки и кожухи для защиты. С помощью уровней можно будет на требуемой точке поставить рейку строго отвесно. До начала работ всегда осматривают рельсы и проверяют их качество. При визуальном контроле смотрят, насколько хорошо окрашены шашечные уровни и цифровые обозначения.
Придется также проверять крепления отдельных элементов. Сначала выясняют, правильно ли поставлен круглый уровень. Для этой цели используют или вертикальные нити нивелиров, или крепящиеся к рейкам отвесы, крючки и штифты.
На крючок цепляют отвес, а затем рейку наклоняют так, как надо. Добиваются, чтобы острые концы отвесов и штифтов точно совпадали.
Когда это достигнуто, корректирующими винтами выводят пузырек на центральный нулевой пункт. После этого надо будет определить среднюю длину метра. Для этой цели используют контрольную линейку. Следующий шаг — установление погрешностей дециметровых делений. Завершающие манипуляции:
- установление стрелки прогиба;
- оценка перпендикулярности пятки рейки и оси;
- оценка разности нулевых высот реек.
Телескопическая нивелирная рейка 4м и 5м от Laserliner представлена далее.
Что такое рулевая рейка — устройство, принцип работы и виды
Рулевая рейка – это механизм, который передает усилия с руля на тяги. Проще говоря, с помощью этого механизма осуществляется синхронный поворот колес, куда это необходимо. Принцип работы прост, но рекомендуется разобраться в нюансах, чтобы понимать, как производить ремонт. Поэтому стоит изучить взаимосвязь между рулевой рейкой и другими смежными узлами. Эта информация позволит понять, когда возникает проблема с этим узлом или со смежными. При наличии определенных навыков можно осуществить диагностику неполадки самостоятельно. Тем более, сегодня существует много приложений, которые проводят диагностику автомобиля целиком автоматически.
Устройство рулевой рейки
Это несложный механизм, который обладает следующими составляющими:
- Руль, который находится в кабине. Используется, чтобы задать автомобилю направление движения.
- Рулевой вал. Это металлический стержень, который оснащен специальными пазами. Они называются шлицами. С их помощью с одной стороны крепится руль, а с другой производится крепление к рулевой колонке.
- При создании рейки используются шестерня и сама рейка. При производстве используется специальный легкий сплав повышенной прочности.
- Рулевая тяга – это металлические стержни, у которых с одной стороны есть резьба, а с другой шарнир с резьбой.
- Рулевой наконечник оснащен шарниром с резьбой.
Это все составляющие рулевой рейки. Правда, еще в него можно отнести демпфер. Это двухсторонний амортизатор. Его цель заключается в снижении вибрации во время движения. Таким образом, удается снизить негативное воздействие на весь механизм. Не на всех машинах он есть, но на внедорожниках его устанавливают по умолчанию. Это связано с тем, что эти машины часто передвигаются по плохим дорогам.
Принцип работы
Сегодня в большинстве случаев используется гидроусилитель руля. Поэтому стоит рассмотреть, как работает рулевая рейка с ним. Данная информация позволит понять, почему практически не приходится прикладывать усилия, чтобы крутить рулевой колесо во время движения.
Насос гидроусилителя соединяется с двигателем с помощью ремня или специальных шестерней. Он обеспечивает подачу бесперебойную подачу жидкости в распределитель. Последний находится в корпусе рулевой рейки. Его еще могут называть картером.
С помощью золотникового распределителя происходит распределение гидравлической жидкости, которая требуется для осуществления поворота. Торсион позволяет контролировать количество жидкости, которая требуется в конкретно взятом случае. Его интегрируют в разрез рулевого вала.
Похожие статьи
Когда машина стоит или движется по прямой, то рулевая рейка не двигается. Тогда масло находится в специальных емкостях, а не в распределителе. Когда колеса поворачиваются, они сопротивляются изменению направления, так как во время движения на них оказывает воздействие сразу несколько сил. Тогда закручивается торсион, каналы распределителя открываются, а жидкость подается на рулевую рейку. Масло распределяется так, чтобы облегчить ее движение. Чтобы управление автомобилем было безопасным, водитель должен внимательно следить за состоянием рулевой рейки и всех смежных узлов. В частности, если появляются масляные подтеки, требуется обратиться в СТО. Также можно попробовать выполнить ремонт самостоятельно, если есть соответствующие навыки.
Виды рулевых реек
Существует три вида рулевых реек, а именно:
- Механическая – это наиболее простой вариант, который не оснащен дополнительными функциями. Поворот происходит только благодаря усилиям самого водителя. Если установить рейку с переменным передаточным числом, то можно облегчить труд водителя. Данная модель практически не используется, но осталась еще на некоторых старых отечественных машинах.
- Гидравлическая считается наиболее популярной. Ее стоимость демократичная, а также необходимо прикладывать минимум усилий для поворота руля. Наличие гидроусилителя снижает физические затраты водителя во время поездки и повышает уровень безопасности на дороге. Дело в том, что при возникновении аварийной ситуации нужно действовать быстр. Когда руль легко крутится, колеса быстрее повернутся в нужную сторону. Это позволит избежать ДТП или снизить негативные последствия.
- Электрическая считается наиболее современной. В работе используется электромотор. Он расположен в рулевой колонке, на рулевом валу или входит в комплектацию самой рейки. Способ интеграции этого усилителя зависит от самого производителя. Электрический усилитель применяют в наиболее современных машинах, что обеспечивает максимальную безопасность на дороге.
Это все существующие модели. Современные рулевые рейки стоят недорого, обладают небольшим весом и не требуют частого технического обслуживания. Точность управления довольно высокая. Поэтому водители могут заменить рулевую рейку в случае необходимости на более совершенную. Только нужно убедиться сначала, что конкретно взятый автомобиль поддерживает ее.
Неисправности и признаки
Есть несколько частых проблем, которые возникают у рулевых реек. Стоит рассмотреть их подробнее. Вот какие признаки проблем могут быть:
- утяжеление руля в определенных положениях;
- появление стуков;
- вибрация рулевого колеса;
- протекание жидкости гидроусилителя;
- неполный возврат руля в исходное положение;
- вращение руля не соответствует вращению колес.
Чаще всего все начинается с появления суков. Рекомендуется сразу насторожиться, потому что остальные признаки приведут к более дорогостоящему ремонту.
А теперь стоит рассмотреть основные неисправности, с которыми приходится иметь дело.
- Появление стука возможно из-за повреждения пыльников. Тогда наконечники тяги быстро приходят в негодность, давая о себе знать стуком. Ремонт невозможен, необходимо менять их на новые.
- Внутренний стук часто свидетельствует о наличии проблем с поршневой или с направляющими втулками. Рейку нужно разобрать, чтобы понять, в чем проблема. Рекомендуется обратиться на СТО для этого.
- Стук также свидетельствует о выработке некоторых комплектующих. В этом случае нужно заменить их или весь механизм полностью.
- На гидроусилителе нередко появляется течь. В этом случае требуется заменить сальники. Также стоит разобрать рейку, чтобы обнаружить причину течи. Если нет соответствующих навыков, стоит обратиться к специалистам.
- При использовании электроусилителя руль бывает сложно повернуть. Этого говорит о необходимости замены мотора электроусилителя.
- Когда аналогичная проблема возникает с гидроусилителем, проблема кроется в насосе.
Необходимо отличать проблему в рулевой рейке с проблемами гидроусилителя. Вот какие симптомы бывают у последнего:
- усиление руля полностью отсутствует;
- усиление отсутствует на холостых работах двигателя;
- наличие посторонних шумов при включенном двигателе;
- появление пены в рабочей жидкости.
Таким образом, не всегда нужно сразу разбирать рулевую рейку. В некоторых случаях стоит сначала ознакомиться с состоянием гидроусилителя.
Особенности обслуживания
Обслуживать рулевую рейку несложно. Это неприхотливый элемент. Однако важно периодически следить за его работоспособностью, чтобы не возникло проблем на дороге. При отсутствии должного ухода есть риск, что машина перестанет слушаться на дороге. Вот на что требуется обращать внимание:
- проверять состояние пыльников и своевременно их менять;
- при обнаружении дефекта нужно менять комплектующие;
- не рекомендуется держать руль в вывернутом положении до упора более 5 секунд;
- если рулевое колесо не возвращается в исходное положение, стоит обратиться к специалистам;
- при начале езды необходимо поворачивать руль с минимальной амплитудой, чтобы продлить срок эксплуатации механизма;
- зимой стоит на месте несколько раз покрутить руль на месте, чтобы проверить работоспособность.
Если нет необходимых навыков, то стоит при первых признаках появления проблемы обращаться в сервисный центр. Специалисты выполнят диагностику и скажут, все ли в порядке. Когда потребуется ремонт, они его выполнят в сжатые сроки. При этом обращение на СТО каждые 5 – 6 месяцев снизит риск появления серьезных проблем. Большинство ремонтных работ будут поверхностными и недорогими.
При выборе нового автомобиля стоит покупать электроусилитель руля. Он обеспечит плавное вращение и легкое управление. Выйдет немного дороже, чем гидравлика. Зато результат окажется лучшим.
Рэйки с Анной Гак
ВИДЕО
Как и зачем делать Рэйки автомобилю?
Все мы находимся в информационном пространстве, в котором представлены в том числе и предметы физического мира. Автомобиль является гигантским конгломератом информационных процессов, каждая его деталь имеет информационное соответствие: геометрические параметры, химический состав, электоротехнические характеристики, усталость материала; к этому добавляется информация, появившаяся в результате внешних воздействий (например, сидел кто-то в машине в хорошем настроении или в плохом, как вели себя другие участники движения, например, затормозил ли кто-нибудь перед вами резко или нет, и так далее). Некоторые из этих показателей могут стать критическими для работоспособности конкретной детали или машины в целом.
Через канал Рэйки мы можем воздействовать на некоторые из этих информационных процессов. Это воздействие, на первый взгляд, не очевидно, однако оно может оказать существенное влияние на совокупный результат. Аналогичкно, например, если крупинка перца попала в суп, то она изменит его вкус, хотя ее размер по сравнению с общим объемом супа, ничтожен. Кроме того, гармонизация машины предполагает не только работу с ней самой непосредственно, но влияние на те ситуации, в которые она попадает (кто и как именно с ней взаимодействует – начиная от вас лично и кончая механиком, заправщиком, другими участниками движения).
А теперь обращусь к мальчикам, которые в ужасе читают этот текст: на первый взгляд, сеанс Рэйки автомобилю выглядит как трогательный «женский взгляд Оксаны Пушкиной». Но на самом деле – не смущайтесь, или смущайтесь и делайте, пока никто не видит, – уверяю вас, это очень эффективная штука, которая окупится, и когда-нибудь мы найдем всему этому вполне научное объяснение, как электричеству или магнитному полю.
Как и в случае со здоровьем человека, гораздо конструктивнее не допускать проблем с автомобилем, нежели решать их – и для этого можно очень эффективно использовать Рэйки.
По поводу тех проблем, которые уже возникли, я не буду много говорить, потому что это вопрос к механику в большей степени. Электрику и садящийся аккумулятор с помощью Рэйки еще можно спасти (были примеры, заводились), но механические поломки – вряд ли.
Исключение составляют те случаи, когда вы хоть немного понимаете в автомобилях: тогда от сеанса Рэйки вам вполне может придти в голову хорошая идея относительно того, что же именно сломалось и как это можно починить методом «палки и веревки» (были примеры даже у меня, хотя механик из меня так себе, прямо скажем). И еще, если что-то начало ломаться, но еще сломалось не окончательно, то можно сделать Рэйки и оно либо перестанет ломаться, либо протянет дольше – были примеры. Или, раз уж на то пошло, сломается в более или менне удачный момент, а не в жуткой пробке на ТТК, когда вы опаздываете на важную встречу. Словом, там много опций, которые обычно просто называются «везением» – так оно и будет выглядеть для окружаюших. Однако, в вопросах механических поломок возможности Рэйки явно не безграничны, иногда нужно просто в сервис машинку отвезти.
А вот что касается предотвращения поломок и того, как ухаживать за своей машинкой – это как раз вопрос к Рэйки.
Хорошая новость: машина не бездушна. С ней вполне можно общаться, разговаривать, нарекать каким-то именем и тому подобное – там в этих железочках и правда кто-то живет, особенно когда они уже «намоленные» и «наезженные».
В связи с этим машинка реагирует на Рэйки совершенно так же, как любое живое существо. Ей приятно, что ее любят, что о ней заботятся, что ее гармонизируют. Гармонизированная машина, действительно, реже ломается. Итак, как делать Рэйки машине?
- Гармонизация «в шар». Нужно представить себе светящийся шарик и назвать его «гармонизация моей машины». Шарику, как живому, нужно делать Рэйки до ощущения некоторой достаточности. Потом шарик символически сдуть и отпустить ситуацию.
- Сфотографируйте свою машину и делайте Рэйки по фотографии (прямо ручки кладем и проводим поток). Для тех, кто на второй или мастерской ступени – можно символы начертить на ней (мелом, например). В идеале это даже может быть не просто фотография машины, а вы внутри машины или рядом с ней.
- Прямо положив руки на руль – в пробках очень приятно ощущается, сразу есть, чем заняться. Для второй ступени – спроецировать символы на салон, 3й посередине и 1й по углам.
- Можно купить очиститель воздуха такой жиденький, знаете, продается на заправках и обычно надевается на вентиляционную решеточку). Этому пузыречку можно поделать Рэйки минуток 5-10, затем он используется по назначению. Тут есть поле для фантазии: можно прицельно напралять поток на гармонизацию машины, а можно просто зарядить эту жидкость Рэйки. Тогда этот пузыречек становится как бы накопителем энергии Рэйки – позитивный заряд еще довольно долго там удерживается и гармонизирует все и всех, кто находится в поле его воздействия. Такие штуки дарить хорошо.
- Можно сделать Рэйки стакану воды и побрызгать в салоне.
- Рэйки, как и любая другая тонкая информация хорошо удерживается кристаллами (камнями, например). Можнозарядить какой-то приглянувшийся камушек и положить его в машине. Периодически ему нужно повторять сеансы.
- Ну и наконец, если вы машину сами моете (летом на даче, например), то можно зарядить Рэйки ту воду, которую вы используете при мытье.