Зарядное устройство из блока питания ноутбука
Дата: 30.01.2016 // 0 Комментариев
Изготавливать самодельное зарядное для аккумулятора автомобиля не всегда проще и выгоднее. Даже используя самый простые схемы необходимо думать о покупке трансформатора или о самостоятельной его перемотке, решать, из чего изготовить корпус и т.д. Гораздо проще переделать уже готовый блок питания на зарядное устройство. Большой популярностью среди автолюбителей пользуется переделка блока питания ATX, но ничего не мешает использовать подобный подход и смастерить зарядное устройство из блока питания ноутбука. Сегодня мы расскажем, как можно переделать блок питания ноутбука в зарядное устройство. И так, поехали!
Зарядное устройство из блока питания ноутбука
Напрямую сразу подключать блок питания ноутбука клеммам АКБ нельзя. Напряжение на выходе составляет около 19 В, а сила тока около 6 А. Силы тока для зарядки 60 А/ч аккумулятора достаточно, а что делать напряжением? Тут есть варианты.
Зарядное устройство из блока питания ноутбука может быть реализовано двумя абсолютно разными путями.
- Без переделки блока питания. Необходимо последовательно с автомобильным АКБ подключить мощную лампочку от фары. Такая лампочка в данном случае будет служить токоограничителем. Решение очень простое и доступное.
- С переделкой блока питания. Тут необходимо снизить напряжение блока питания ноутбука для нормальной зарядки до 14 — 14,5 В.
Мы пойдем более интересным путем и в вкратце расскажем, как легко можно понизить напряжение блока питания ноутбука. Подопытным блоком станет универсальная зарядка к ноутбуку под название Great Wall.
Первым делом разбираем корпус, стараемся сильно его не растрепать, нам еще им пользоваться.
Как видим, блок выдает напряжение — 19 В.
Плата построена на TEA1751+TEA1761.
Для лучшего понимания дела на одном из китайских сайтов была схема ну очень похожего блока.
Отличие лишь в номиналах некоторых деталей.
Для снижения напряжение на выходе ищем резистор, который соединяет шестую ножку TEA1761 и плюс с выхода блока питания (на фото отмечен красным).
На схеме этот резистор состоит из двух (они тоже обведены красной линией).
Для удобства приводим назначение и расположение ножек из datasheet TEA1761.
Выпаиваем этот резистор и измеряем его сопротивление – 18 кОм.
Достаем из закромов переменный или подстроечный резистор на 22 кОм и настраиваем его на 18 кОм. Впаиваем его на место предыдущего.
Постепенно снижая сопротивление добиваемся показания 14 — 14,5 В на выходе блока питания.
Получив необходимое напряжение можно его отпаять от платы и измерить текущее сопротивление – оно составило 12,37 кОм.
После всего нужно подобрать постоянный резистор, с как можно близким к этому значению номиналом. У нас это будет пара 10 кОм и 2,6 кОм. Увы, в SMD исполнение ничего подобного не нашлось, пришлось кончики резисторов посадить в термокембрик.
Паяем данные резисторы.
Тестируем работу блока – 14,25 В на выходе. Напряжение для зарядки автомобильного АКБ в самый раз.
Собираем блок питания и подключаем крокодилы на конце шнура. (Необходимо тщательно проверять полярность на выходе шнура, в некоторых блоках питания «-» — это центральный провод, а «+» — оплетка).
Зарядное устройство из блока питания ноутбука работает как положено, ток в середине процесса зарядки составляет около 2-3 А. При падении тока зарядки до 0,5-0.2 А, процесс зарядки можно считать оконченным.
Для удобства зарядное можно снабдить амперметром, прикрученным на корпус, или контрольным светодиодом, который будет сигнализировать об окончании заряда. Как дополнительную меру предосторожности можно посоветовать использовать хоть какую-то защиту от переполюсовок.
Делаем зарядное устройство из блока питания компьютера
Аккумулятор автомобиля – часть системы, которая при длительном использования теряет заряд. Для восполнения запасов энергии используют готовые приборы. Можно самостоятельно сделать зарядное устройство из компьютерного блока питания.
Как сделать зарядку для АКБ из блока питания компьютера?
При сборке зарядного блока соблюдают требования, делающие прибор пригодным для восстановления работы аккумулятора. Выходное напряжение не должно превышать 14,4 В. В противном случае источник питания быстро выйдет из строя.
Необходимые материалы и инструменты
Для сборки устройств различной мощности используют такие материалы и инструменты:
- Зажимы. Используются для подсоединения питающих кабелей к клеммам батареи.
- Резисторы R43. Рекомендуется приобрести детали номиналом 2,7 и 10 кОм.
- Отвертки. Потребуются крестовая и плоская насадки.
- Конденсаторы. Необходимый номинал – 25 В.
- Диоды 1N4007.
- Светодиодная лампочка. Рекомендуется выбирать элемент зеленого цвета.
- Силиконовый герметик.
- Мультиметр.
- Медные кабели. Потребуется 2 провода длиной 1 м.
Блок питания компьютера должен иметь такие параметры:
- выходное напряжение – 12В;
- номинальное входное напряжение 110/220 В;
- потребляемая мощность – 230 В;
- максимальная сила тока – 8 А.
Пошаговая инструкция
Компьютер питается от блока с напряжением 220 В, этот параметр для зарядного устройства должен составлять не более 14,4 В. Главная задача – снижение рабочего показателя.
Для этого используется резистор, обеспечивающий регулировку выходного напряжения во всех режимах. Процесс сборки зарядки своими руками включает такие этапы:
- Подготовка компьютерного блока. Деталь освобождают от лишних элементов, после чего отключают все кабели. Контакты разъединяют путем нагревания. Необходимо снять переключатель напряжения. Это позволяет избежать перегорания устройства. Удаляют оба кабеля, подведенных к конденсатору в цепи. На микросхеме находится 4 провода желтого цвета. Их демонтировать не нужно. Оставляют и 4 черных кабеля, а также 1 зеленый.
- Осмотр микросхемы. Провод желтого цвета подключается к конденсаторам на 12 В. Этого параметра недостаточно для зарядки автомобильной АКБ, поэтому детали заменяют элементами номиналом 25 В.
- Обеспечение автоматического включения блока. Если устройство встроено в компьютер, оно активируется при замыкании некоторых контактов. Необходимо снять средство защиты от перепадов напряжения. Защита принимает повышение параметра до 14,4 В за скачок, в результате чего зарядка перестает функционировать. Схема снабжена 3 оптронами, обеспечивающими связь между передатчиками входного и выходного напряжения. Деактивируют элементы путем замыкания контактов.
- Получение нужного значения напряжения. Для этого устанавливают плату TL431. Компонент настраивает напряжение, поступающее по всем каналам устройства. Для повышения рабочего параметра используют резистор. Однако он дает недостаточное напряжение. Встроенный резистор заменяют новым, имеющим сопротивление менее 2,7 кОм.
- Удаление транзистора. Элемент, расположенный рядом с платой TL431, может препятствовать нормальной работе зарядного блока. Его нужно снять.
- Стабилизация выходного напряжения. Необходимо улучшить параметры канала, пропускающего ток 12 В. Использовать вспомогательные схемы с напряжением 5 В нельзя. Требуемую нагрузку обеспечивает резистор с сопротивлением 200 Ом. Дополнительный канал снабжается элементом номиналом 68 Ом. После монтажа резисторов можно отрегулировать напряжение.
- Ограничение силы выходного тока. Этот параметр на выходе блока не должен превышать 8 А. Для получения нужного значения повышают сопротивление резистора, включенного в электрическую цепь обмотки трансформатора. Деталь заменяют элементом большего номинала. Старый резистор выпаивают, после чего фиксируют новый. После выполнения этого действия сила тока не будет повышаться даже при замыкании.
- Установка дополнительной схемы. Плата не входит в комплект блока, поэтому ее делают своими руками. Для этого потребуется реле с 4 клеммами на 12 В. Схему снабжают диодом, отражающим процесс зарядки. Если лампочка горит, зарядное устройство подключено к аккумуляторной батарее правильно.
- Обеспечение защиты от перепадов напряжения. 2 диода соединяются параллельно. Реле закрепляют на вентиляторе компьютерного блока силиконовым герметиком. При отсутствии такого средства используют болты.
- Подсоединение проводов с зажимами. Рекомендуется использовать разноцветные кабели, что позволяет соблюдать полярность. К зарядному блоку провода прикрепляют нейлоновыми стяжками, которые пропускают через просверленные заранее отверстия. Для измерения силы тока заряда устройство снабжают амперметром. К электрической цепи прибор подключается параллельным способом.
- Проверка работоспособности зарядного устройства.
Зарядное устройство из БП ноутбука
Блок питания ноута имеет выходное напряжение в 19 В, параметр нужно снижать. Для этого используют 2 метода.
Без переделки
Способ подразумевает последовательное соединение АКБ автомобиля с мощной лампой. Осветительный прибор будет отнимать часть напряжения. Один контакт лампы соединяется с плюсовой клеммой питающего блока, другой – с плюсом АКБ. После этого зарядное устройство подключают к электрической сети.
Лампа при использовании этого способа быстро выходит из строя, что приводит к перезаряду и взрыву аккумулятора.
С переделкой блока питания
Процесс переделки источника питания ноутбука включает такие этапы:
- Разборка корпуса. Работу выполняют аккуратно, стараясь не повредить пластиковые детали, которые пригодятся для дальнейшего использования. Внутреннюю плату подключают к вольтметру, точно определяющему напряжение. Чаще всего оно составляет 19 В.
- Снижение напряжения. Для этого заменяют резистор, расположенный на выходе. Деталь соединяет шестой контакт микросхемы ТЕА1761 с плюсовой клеммой питающего блока. Элемент удаляют с помощью паяльника. Мультиметром замеряют сопротивление детали. Рабочее значение – 18 кОм. Вместо удаленного элемента устанавливают временный номиналом 22 кОм. Перед монтажом сопротивление настраивают на 18 кОм. Резистор запаивают, не затрагивая других компонентов схемы. Постепенным изменением сопротивления достигают снижения напряжения до 14,4 В.
- Удаление резистора. После получения нужного напряжения деталь снимают и замеряют сопротивление. Оно должно составлять 12,5 кОм. На основании этой величины выбирают постоянный резистор. Можно использовать 2 детали номиналом 10 и 2,5 кОм. Концы резистора устанавливают в термокембрик и припаивают к плате.
- Тестирование схемы. Перед сборкой заменяют выходные параметры тока. Значения в 14,2 В достаточно для зарядки автомобильного аккумулятора.
- Сборка устройства. С соблюдением полярности припаивают провода с зажимами. Минусовой контакт может иметь вид главного провода, плюсовой – оплетки.
В результате получается зарядное устройство с выходной силой тока 3 А. При падении параметра процедура зарядки считается законченной. Удобство пользования обеспечивает амперметр, включаемый в схему прибора.
Как правильно зарядить АКБ самодельной зарядкой?
Чтобы батарея не вышла из строя, при восстановлении заряда соблюдают такие правила:
- АКБ отсоединяют от бортовой сети автомобиля. Для этого снимают болты, удерживающие фиксатор аккумулятора. Устройство вынимают из гнезда и относят в отапливаемое помещение.
- Корпус АКБ очищают от загрязнений. Особое внимание удаляют клеммам. Их очищают от остатков электролита зубной щеткой или наждачной бумагой. Главное – не удалить рабочее напыление.
- Открыв банки АКБ, проверяют уровень электролита. Раствор должен полностью скрывать металлические пластины. При снижении уровня жидкости образуются газы, приводящие к взрыву. При необходимости банки заполняют дистиллированной водой.
- Корпус осматривают на наличие сколов и трещин. При обнаружении крупных дефектов батарею заряжать нельзя.
- При подключении зарядного прибора соблюдают полярность. Если все выполнено правильно, устройство подключают к сети. Снимать колпачки банок не нужно.
После восстановления заряда оценивают количество электролита. Если оно не изменилось, аккумулятор можно устанавливать в автомобиль.
Communities › Кулибин Club › Blog › Зарядное устройство из БП ноутбука.
Когда обчистили мой гараж, украли все более-менее ценные вещи включая и зарядное устройство. Но его весьма полезно иметь в гараже на всякий случай. Решил сделать новое из БП крякнувшего ноута. На выходе у него 19в 5а. Лишние вольты убрал по простому резистором. Резистор из нихромовой пружинки, длину которой определил опытным путем по амперметру, что бы было 4 ампера. Чтобы не обжечся о резистор сделал кожух из миллиметрового металла. Вышло неказисто, но функцию свою выполняет. Быстро и бесплатно получилась полезная вещь.
Recommendations
FakeHeader
Comments 130
Я таким зарядником завёл свой мотацикл иж планета 4 а уже генератор зарядил акб.дети посадили аккум мой, ключи забыл забрать.но свою хонду я этим зарядником ни когда не буду заряжать, так кае селовое реле стоит как новый зарядник.
Такое опасно использовать. ток она ограничивает, а вот напряжение нет все 18В пойдут на АКБ когда он зарядится, более 15В на АКБ приводит к его кипению.
Штука в низу из китая обеспечит безопасный заряд. 13,5-14,2 В выставляем и можем хоть на неделю оставить.
Закажите это, очень годная вещь с вашим блоком питания шикарно будет работать.
ru.aliexpress.com/item/XH…O&ws_ab_test=searchweb0_0, searchweb201602_5_10152_10065_10151_10068_10344_10345_10342_10343_10340_10341_10540_10307_10301_5640015_10060_10155_10154_10056_10055_10539_10054_10538_5370015_10537_10059_10536_10534_10533_100031_10099_10103_10102_10169_10052_10053_10107_10050_10142_10051_10084_10083_10080_10082_10081_10110_5590015_10111_10112_10113_10114_10312_10313_10314_10078_10079_10211_10128_10073_10129_10125, searchweb201603_2, ppcSwitch_5_ppcChannel&btsid=1bb07aa0-8bbf-48c4-9bfd-11b69f3932ee&algo_expid=815b1f45-f9dd-4415-821d-ced189298b74-27&algo_pvid=815b1f45-f9dd-4415-821d-ced189298b74
Согласен штука не плохая.
Закажите это, очень годная вещь с вашим блоком питания шикарно будет работать.
ru.aliexpress.com/item/XH…O&ws_ab_test=searchweb0_0, searchweb201602_5_10152_10065_10151_10068_10344_10345_10342_10343_10340_10341_10540_10307_10301_5640015_10060_10155_10154_10056_10055_10539_10054_10538_5370015_10537_10059_10536_10534_10533_100031_10099_10103_10102_10169_10052_10053_10107_10050_10142_10051_10084_10083_10080_10082_10081_10110_5590015_10111_10112_10113_10114_10312_10313_10314_10078_10079_10211_10128_10073_10129_10125, searchweb201603_2, ppcSwitch_5_ppcChannel&btsid=1bb07aa0-8bbf-48c4-9bfd-11b69f3932ee&algo_expid=815b1f45-f9dd-4415-821d-ced189298b74-27&algo_pvid=815b1f45-f9dd-4415-821d-ced189298b74
плата хорошая сам пользуюсь но 1 НО, он для ЛИТИЕВЫХ, а нужно для СВИНЦОВЫХ
Дома у меня есть электронное универсальное ЗУ и если мне потребуется зарядить аккумулятор полностью я им воспользуюсь, а если в гараже я музыкой например аккумулятор посажу то мне его надо будет только оживить чтоб мотор завести. Никак при этом он не превысит 15 вольт если аккумулятор конечно не убитый.
Не вижу смысла слушать музыку в гараже от машины.Не проще если есть свет( а он есть т.к. заряжаете там аккумулятор) поставить сетевую балалайку и повесить акустику в гараже.
К тому же акб в машине с открытыми дверьми может разряжаться быстрее.
А если я в машине музыку настраиваю, а этот процесс бесконечный.
Сделал сам — молодец! Купить — просто, но если есть возможность сэкономить деньги — почему бы не воспользоваться ею?
Единственное дополнение: порекомендую вместо резистора включить в цепь последовательно две-три лампы для фар на напряжение 12 вольт, можно даже с перегоревшей нитью ближнего света. Такие лампы обычно выбрасывают, а ведь они вполне способны выполнять функцию ограничителя тока для заряда АКБ. Включаем параллельно соединённые нити дальнего света последовательно с АКБ — и вперёд!
Почему все рекомендуют лампочки? У резисторов те-же характеристики, но в монтаже они удобнее. А ток там итак небольшой, чтоб его ограничивать. Необходимости заряжать до полного у меня нет.
И что, никто внятно не объяснил? У лампы накаливания нелинейная характеристика, поэтому она в некоторой степени даже способна стабилизировать ток заряда. Источник питания ноутбука представляет собой источник напряжения с жёсткой выходной характеристикой (источник напряжения), а для заряда АКБ нужен источник с падающей характеристикой (источник тока). Включение лампы последовательно с источником напряжения позволяет имитировать источник тока.
Проволочный резистор также не линейно изменяет сопротивление при нагреве. Только что лампочка, что резистор стобилизируют ток, а данном случае лучше чтоб он падал при повышении напряжения. С лампочкой аккумулятор умрёт так-же как и с резистором если заряжать до полного.
Да, сопротивление резистора тоже изменяется при нагреве, но не в такой степени, как у нити накала лампы.
Если резистор сильно изменяет своё сопротивление при нагреве — это плохой резистор . Существует такой параметр — Температурный Коэффициент Сопротивления, так чем он меньше, тем выше качество резистора.
Насчёт алгоритма заряда АКБ можно спорить до бесконечности. Практически же мало кто профессионально занимается зарядом АКБ постоянно, зарядное устройство нужно на случай внезапной разрядки АКБ. Подзарядил до момента, когда АКБ сможет запустить двигатель — и хорошо. Перфекционизм в данном случае — точно лишнее
Почему все рекомендуют лампочки? У резисторов те-же характеристики, но в монтаже они удобнее. А ток там итак небольшой, чтоб его ограничивать. Необходимости заряжать до полного у меня нет.
Это разные вещи.
да. автора шапками закидают троли и диванные войска
боюсь представить что будет если опубликовать такое (с лампочкой и диодом)
(замете что автор опубликовал зарядку из того что попалось под руку не вмешиваясь в схемотехнику устройства) “полезно иметь в гараже на всякий случай”
Зарядка с АЛИ стоит, как блок сигарет или 25 литров бензина, о чем тут спор? У меня когда сгорела самопальная, ( сынок постарался), заказал у китайцев.Вещь компактная и очень удобная, заряжает прекрасно, лежит в багажнике, уже не раз спасал коллег по работе, которые ездиют с дохлыми акумами. ЖАБА это не бедность, а стиль жизни.
да. автора шапками закидают троли и диванные войска
боюсь представить что будет если опубликовать такое (с лампочкой и диодом)
(замете что автор опубликовал зарядку из того что попалось под руку не вмешиваясь в схемотехнику устройства) “полезно иметь в гараже на всякий случай”
мост эффективнее будет
да. автора шапками закидают троли и диванные войска
боюсь представить что будет если опубликовать такое (с лампочкой и диодом)
(замете что автор опубликовал зарядку из того что попалось под руку не вмешиваясь в схемотехнику устройства) “полезно иметь в гараже на всякий случай”
Это же надо до такого додуматься, автор просто полный дебил он просто забыл про первичный процесс который длится доли секунд когда нить в холодном состоянии при первом включении при напряжении 220в ток бешеный который просто разнесёт эту батарейку в щепки .и сколько их ещё этих “самородков “гуляет по просторам интернета.
нече батарейку не разнесет ))) хотя если напрямую воткнуть наверно выбьет автомат )
тут два варианта.
в каждой профессии есть определенный процент недалеких, он говорит что электронщик с опытом в 45 лет.
так вот либо первый вариант, либо трындобол неадекватный.
он и чуть ниже человеку предлагает сетап дополнительно купить, неадекватен он.
Это же надо до такого додуматься, автор просто полный дебил он просто забыл про первичный процесс который длится доли секунд когда нить в холодном состоянии при первом включении при напряжении 220в ток бешеный который просто разнесёт эту батарейку в щепки .и сколько их ещё этих “самородков “гуляет по просторам интернета.
очередная глупость. не разнесет ничего. и даже зарядить реально.
Самородок ты наш, я профессионал радио электронщик, 45 лет с электроникой в обнимку .
я не самородок. я этому учился.
а если ты с электроникой на ты 45 лет, так чтож ты глупости то пишешь?
что тут что чуть ниже с советом автору купить сетап преобразователь?
ты его схему то хоть представляешь?
с какой радости начальный ток разнесет аккум в щепки то?
сказочник? или в развитии проф знаний в лампах остановился?
Спасибо всем кто меня, мой аккумулятор, мою машину с гаражем, да и весь мир наверное, хотят спасти от этого чудовищного зарядного устройства. Мир полон добрых и отзывчивые людей!
Может проще бу на авито поискать или купить блок питания на митино на 15 вольт? он стоит рублей 800.
Ну или этот починить — за 100 рублей. ))
www.avito.ru/moskva/zapch…v_novyy_forcar_1109003315
В гараже данный вариант зарядки опасен для автомобиля если аккумулятор заряжать не снимая с автомобиля
При плохом контакте аккумулятора с зарядником на заряднике будет 19в,
Что может спалить электронику автомобиля и сигнализацию.
Может есть смысл разобрать сам зарядник для ноута и методом тыка поменяв на плате пару элементов добиться выходного напряжения 14в.
И если в машине прикуриватель подключен к акб то можно будет полноценно заряжать акб не снимая аккумулятор.
Я когда купил свою первую копейку, то так года три ездил с дохлым аккумулятором вообще не напрягаясь заряжая его пару раз в неделю через форточку не открывая капота.
19 вольт это без нагрузки, а при минимальной нагрузке это напряжение падает. Любая электроника рассчитывается с запасом по напряжению. 15 и 19 это для электроники не существенная разница.
На али купил световой датчик на 12в
19 вольт это без нагрузки, а при минимальной нагрузке это напряжение падает. Любая электроника рассчитывается с запасом по напряжению. 15 и 19 это для электроники не существенная разница.
Световой датчик на 12в .Так он сгорел при первой заводке автомобиля из за превышения напряжения на 2 вольта.
Значит этот датчик не предназначен для автомобиля.
В гараже данный вариант зарядки опасен для автомобиля если аккумулятор заряжать не снимая с автомобиля
При плохом контакте аккумулятора с зарядником на заряднике будет 19в,
Что может спалить электронику автомобиля и сигнализацию.
Может есть смысл разобрать сам зарядник для ноута и методом тыка поменяв на плате пару элементов добиться выходного напряжения 14в.
И если в машине прикуриватель подключен к акб то можно будет полноценно заряжать акб не снимая аккумулятор.
Я когда купил свою первую копейку, то так года три ездил с дохлым аккумулятором вообще не напрягаясь заряжая его пару раз в неделю через форточку не открывая капота.
12-вольтовая батарея зарядится на 75-85%, при напряжении 15 В — на 85-90%, а при напряжении 16 В — на 95-97%. Полностью зарядить батарею в течение 20-24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3-16,4 В.
Переделка БП от ноутбука в регулируемый
Блок питания – это устройство, служащее для преобразования (понижение или повышение) переменного сетевого напряжения в заданное постоянное напряжение. Блоки питания делятся на: трансформаторные и импульсные. Первоначально создавались только трансформаторные конструкции блоков питания. Они состояли из силового трансформатора, питающегося от бытовой сети 220В, 50Гц и выпрямителя с фильтром, стабилизатором напряжения. Благодаря трансформатору происходит понижение напряжения сети до необходимых величин, с последующим выпрямлением напряжения выпрямителем, состоящим из диодов, включенных по мостовой схеме. После выпрямления постоянное пульсирующее напряжение сглаживается параллельно подключенным конденсатором. При необходимости точной стабилизации уровня напряжения применяются стабилизаторы напряжения на транзисторах.
Основной недостаток трансформаторного блока питания – это трансформатор. Почему так? Все из-за веса и габаритов, так как они ограничивают компактность блока питания, при этом их цена достаточно высока. Но эти блоки питания просты в конструкции и это их достоинство. Но все-же в большинстве современных устройств применение трансформаторных блоков питания, стало не актуальным. Им на смену пришли импульсные блоки питания.
В состав импульсных блоков питания входят:
1) сетевой фильтр, (входной дроссель, электромеханический фильтр, обеспечивающего отстройку от помех, сетевой предохранитель);
2) выпрямитель и сглаживающий фильтр (диодный мост, накопительный конденсатор);
3) инвертор (силовой транзистор);
4) силовой трансформатор;
5) выходной выпрямитель (выпрямительные диоды включенные по полумостовой схеме);
6) выходной фильтр (фильтрующие конденсаторы, силовые дроссели);
7) блок управления инвертором (ШИМ контроллер с обвязкой)
Импульсный блок питания обеспечивает стабилизированное напряжение за счет использования обратной связи. Работает он следующим образом. Напряжение сети поступает на выпрямитель и сглаживающий фильтр, где напряжение сети выпрямляется, а пульсации сглаживается за счет использования конденсаторов. При этом выдерживается амплитуда порядка 300 вольт. На следующем этапе подключается инвертор. Его задача – формирование прямоугольных высокочастотных сигналов для трансформатора. Обратная связь с инвертором осуществляется через блок управления. С выхода трансформатора высокочастотные импульсы поступают на выходной выпрямитель. Из-за того, что частота импульсов порядка 100 кГц, то необходимо применение быстродействующих полупроводниковых диодов Шотке. На завершавшей фазе производится сглаживание напряжения на фильтрующем конденсаторе и дросселе. И только после этого напряжение заданной величины подается в нагрузку. Все, хватит теории, перейдем к практике и начнем делать блок питания.
Корпус блока питания
Каждый радиолюбитель, который занимается радиоэлектроникой, желая оформить свои устройства часто сталкивается с проблемой, где взять корпус. Эта проблема постигла и меня, что в свою очередь натолкнуло на мысль, а почему бы не сделать корпус своими руками. И тут начались мои поиски. Поиск готового решения как сделать корпус не привел ни к чему. Но я не отчаивался. Подумав некоторое время, у меня возникла мысль, а почему не сделать корпус из пластикового короба для укладки проводов. По габаритам он мне подходил, и я начал резать и клеить. Смотрим рисунки ниже.
Размеры короба были выбраны исходя из размера платы блока питания. Смотрим рисунок ниже.
Также в корпусе должны поместиться еще индикатор, провода, регулятор и сетевой разъем. Смотрим рисунок ниже.
Для установки выше перечисленных элементов в корпусе были прорезаны необходимые отверстия. Смотрим рисунки выше. Ну и наконец, для придания корпусу блока питания эстетичности, он был окрашен в черный цвет. Смотрим рисунки ниже.
Измерительный прибор
Скажу сразу, что искать измерительный прибор долго не пришлось, выбор сразу пал на совмещенный цифровой вольтамперметр TK1382. Смотрим рисунки ниже.
Диапазоны измерений прибора составляют для напряжения 0-100 В и ток до 10 А. На приборе также установлены два калибровочных резистора для подстройки напряжения и тока. Смотрим рисунок ниже.
Что касается схемы подключения, то у нее есть нюансы. Смотрим рисунки ниже.
Схема блока питания
Для измерения тока и напряжения воспользуемся схемой – 2, смотри рисунок выше. И так по порядку. На имеющийся у меня блок питания от ноутбука сначала найдем схему электрическую принципиальную. Поиск необходимо проводить по ШИМ контроллеру. В данном блоке питания это CR6842S. Схему смотрим ниже.
Теперь коснемся переделки. Так как будет делаться регулируемый блок питания, то схему придется переделать. Для этого внесем изменения в схему, эти участки обведены оранжевым цветом. Смотрим рисунок ниже.
Участок схемы 1,2 обеспечивает питание ШИМ контроллера. И из себя представляет параметрический стабилизатор. Напряжение стабилизатора 17,1 В выбрано в связи с особенностями работы ШИМ контроллера. При этом для питания ШИМ контроллера задаемся током через стабилизатор порядка 6 мА. “Особенность данного контроллера в том, что для его включения необходимо напряжение питания больше 16,4 В, ток потребления 4 мА” выдержка из datasheet. При такой переделке блока питания необходимо отказаться от обмотки самозапитки, так как ее применение не целесообразно при низких напряжениях на выходе. На рисунке ниже можете увидеть данный узел после переделки.
Участок схемы 3 обеспечивает регулирование напряжения, при данных номиналах элементов регулирование осуществляется в пределах 4,5-24,5 В. Для такой переделки необходимо выпаять резисторы, отмеченные на рисунке ниже оранжевым цветом, и на их место запаять переменный резистор для регулировки напряжения.
На этом переделка окончена. И можно производить пробный запуск. ВАЖНО. В связи с тем, что блок питания запитывается от сети 220 В то необходимо быть внимательным, во избежания попадания под действие напряжения сети! Это ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ. Перед первым запуском блока питания необходимо проверить правильность монтажа всех элементов, а затем производить включение в сеть 220 В, через лампочку накаливания 220 В, 40 Вт во избежания выхода из строя силовых элементов блока питания. Первый запуск можете увидеть на рисунке ниже.
Также после первого запуска проверим верхний и нижний пределы регулирования напряжения. И как задумывалось, они лежат в заданных пределах 4,5-24,5 В. Смотрим рисунки ниже.
Ну и напоследок, при испытаниях с нагрузкой на 2,5 А корпус начал хорошо греться, что меня не устроило и я решил сделать перфорацию в корпусе для охлаждения. Место для перфорации выбирал исходя из места наибольшего нагрева. Для перфорации корпуса сделал 9 отверстий диаметром 3 мм. Смотрим рисунок ниже.
Для предотвращения случайного попадания внутрь корпуса токопроводящих элементов, с обратной стороны крышки на небольшом расстоянии приклеена предохранительная заслонка. Смотрим рисунок ниже.
Вот и все, в результате сделан регулируемый блок питания из зарядного от ноутбука. Ниже можно посмотреть дополнительные фото.
Зарядное устройство из компьютерного блока питания
Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня я расскажу, как переделать компьютерный блок питания в зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Для переделки подойдет блок питания собранный на микросхемах TL494 или KA7500. Другие блоки питания, к сожалению, переделать таким способом не получится.
У каждого блока питания имеется защита от повышения напряжения и короткого замыкания, которую надо отключить.
Чтобы отключить защиту надо перерезать дорожку от Vref +5v которая подходит к 13, 14 и 15 ноге микросхемы. После этого блок питания будет запускаться автоматически при включении в сеть.
Теперь сделаем блок питания регулируемым. Удаляем два резистора R1 28,7 кОм и R2 5,6 кОм. На место резистора R1 ставим переменный резистор на 100 кОм. Напряжение будет плавно регулироваться от 4 до 16 вольт.
Схема переделки компьютерного блока питания в зарядное устройство
Полная схема блока питания на микросхеме TL494, KA7500.
Схема переделки компьютерного блока питания на микросхеме TL494, KA7500 в зарядное устройство
Осталось подключить вольт амперметр по этой схеме и зарядное устройство будет полностью готово.
Схема подключения вольт амперметра к зарядному устройству
А теперь я расскажу, как работает готовое устройство, что бы вы могли реально оценить все плюсы этой самоделки. Напряжение этого зарядного устройства плавно регулируется от 4 до 16 вольт.
Это позволяет заряжать шести и двенадцати вольтовые аккумуляторы. С помощью встроенного вольт амперметра легко можно определить напряжение, зарядный ток и окончание процесса заряда аккумуляторной батареи.
Для проверки мощности я решил подключить супер яркую 12-ти вольтовую галогеновую лампу на 55 ватт.
Лампа горит полным накалом на вольтметре 12 вольт и сила тока 8,5 ампер и это еще не предел.
Как заряжать аккумулятор? Красный крокодил плюс, черный минус. Если перепутать полярность или замкнуть, ничего страшного не произойдет, просто перегорит десяти амперный предохранитель.
В данный момент вольтметр показывает напряжение аккумулятора. Эту ручку надо повернуть влево до упора. Включаю питание и плавно поднимаю напряжение до 14,5 вольт. Начальная сила тока должна быть не более 10% от емкости аккумулятора. То есть для 60-го аккумулятора начальный ток заряда будет не более 6-ти ампер, для 55-го соответственно 5,5 ампер. И так далее.
По мере заряда аккумулятора сила тока будет постепенно снижаться, когда сила тока снизится до 150 миллиампер, это будет означать, что аккумулятор полностью зарядился. Время зарядки полностью разряженного аккумулятора составит примерно 24 часа.
Друзья, желаю удачи и хорошего настроения! До встречи в новых статьях!
Зарядник из адаптера от ноутбука
Целью проекта является постройка универсального регулируемого блока питания, который может быть использован для зарядки никелевых или свинцовых аккумуляторов, причем не только автомобильных. Зарядное устройство позволит заряжать аккумуляторы с напряжением от 4 до 30 В.
Первое, что понадобится для реализации этого проекта, — это корпус. Подойдет, например, от китайского инвертора 12-220 В. Он монолитный и изготовлен из алюминия.
Можно взять любой другой подходящего размера, к примеру, от компьютерного блока питания.
Второе – это сетевой понижающий импульсный блок питания.
Напряжение на выходе используемого в этом проекте блока составляет 19 В при токе около 5 А.
Это дешевый универсальный адаптер для ноутбука. Он построен на ШИМ-контроллере из семейства UC38, имеет стабилизацию и защиту от коротких замыканий.
Третье – это цифровой или аналоговый вольтамперметр. Представленный здесь вольтамперметр был изъят из китайского стабилизатора напряжения (30 В, 5 А).
Четвертое – это немного таких электронных компонентов, как клеммы и шнур питания.
Устройство схематически изображено на нижеследующей картинке:
Теперь взгляните на схему блока питания. Микросхема TL431 располагается возле оптрона. Именно эта микросхема задает выходное напряжение. В обвязке всего 2 резистора, и путем их подбора можно получить нужное выходное напряжение.
Далее, нужно проследить цепь резистора, которая идет от управляющего вывода микросхемы к выходному плюсу. ( Всю схему можно скачать в конце статьи )
На этой схеме он обозначен как R13. В имеющемся блоке его сопротивление составляет 20 кОм. Последовательно этому резистору нужно подключить переменный на 10 кОм, примерно, как на картинке:
Путем вращения переменного резистора необходимо добиться выходного напряжения в районе 30 В. Затем нужно отключить «переменник» и замерить его сопротивление, при котором напряжение на выходе было 30 В, и заменить R13 на резистор с подобранным сопротивлением. Получилось примерно 27 кОм. На этом переделка адаптера завершена.
Для ограничения тока будет использоваться метод ШИМ-регулировки, поскольку выходной ток с адаптера от ноутбука очень мал.
Вообще, эта схема представляет собой ШИМ-регулятор напряжения без отдельного узла ограничения тока. Этот генератор прямоугольных импульсов построен на базе таймера NE555, который работает на определенной частоте. Диоды служат для постоянной смены времени заряда и разряда частотозадающего конденсатора. Благодаря этому явлению имеется возможность менять скважность выходных импульсов. Поскольку силовой транзистор работает в режиме ключа (он либо открыт, либо закрыт), то можно наблюдать довольно высокий КПД. Переменный резистор регулирует скважность импульсов.
Установить необходимый ток заряда можно изменением напряжения, то есть вращением многооборотного переменного резистора.
Транзистор подойдет буквально любой. Здесь используется n-канальный полевой транзистор с напряжением 60 В и током от 20 А.
Из-за ключевого режима работы его нагрев не будет большим, в отличие от линейных схем, но теплоотвод не помешает. В этом проекте в качестве теплоотвода используется алюминиевый корпус.
Схема ШИМ-регулятора действительно проста, экономична и надежна, но тоже нуждается в небольшой доработке. Дело в том, что, согласно документации, микросхема NE555 имеет максимально допустимое напряжение питания 16 В. А на выходе переделанного адаптера напряжение практически в 2 раза выше, и при подключении схемы таймер однозначно сгорит.
Решений в данной ситуации несколько. Взгляните на 3 из них:
- Использовать линейный стабилизатор, скажем, от 5 до 12 В из семейства 78xx или
построить простой стабилизатор по следующей схеме:
- Использовать для запитки таймера отдельный адаптер питания, к примеру, зарядку от мобильного телефона.
- Намотать дополнительную обмотку на силовом трансформаторе. Дополнить обмотку выпрямителем и небольшим конденсатором на выходе.
Наипростейшим решением будет являться внедрение в схему линейного стабилизатора, к примеру, 7805. Но следует помнить, что максимальное напряжение питания в зависимости от производителя разнится от 24 до 35 В. В этом проекте используется стабилизатор КА7805 с максимальным входным напряжением 35 В по даташиту. Если не удается достать такую микросхему, можно построить стабилизатор всего из трех деталей.
После сборки нужно проверить ШИМ-регулятор.
На плате адаптера есть 2 активных компонента, которые подвергаются нагреву – силовой транзистор высоковольтной цепи преобразователя и сдвоенный диод на выходе схемы. Они были отпаяны и прикреплены к алюминиевому корпусу. При этом их нужно изолировать от основного корпуса.
Лицевая панель изготовлена из куска пластика.
В схеме адаптера имеется защита от короткого замыкания, но не имеет защиты от переполюсовки. Но это поправимо.
Поскольку в ходе тестирования выходное напряжение адаптера превысило 30 В, цифровой вольтамперметр сгорел. Не допускайте превышения напряжения ни на 1 В. Придется обойтись без него. Ток заряда будет показываться с помощью мультиметра.
Зарядник получился неплохой – заряжает также без проблем аккумуляторы от шуруповерта.