Пластиковые витражи: новой эпохе новые материалы

Витражи ЮККО

Специалисты «ЮККО» усовершенствовали старейшую технологию декорирования световых проемов, известную еще в Древнем Риме, и нашли ей великолепное применение в ультрасовременных изделиях. Узнайте про новые возможности стекла в Вашем доме.

Витражи «ЮККО» уникальны! Витражи «ЮККО» эффектны!

Вобрав в себя традиции разных эпох, современные витражи, как и многие столетия назад, остаются художественными произведениями и представляют эстетическую ценность. Витражи «ЮККО» являются декоративным элементом многих домашних интерьеров, они способны украсить любой световой проем и придать интерьеру особый шарм.

Витражи в оконных и дверных проемах создают визуально привлекательную игру света и теней, при этом по мере смены естественного освещения в течение суток меняются и цветовые эффекты. Художественные витражи как будто бы живут в помещении своей жизнью, придавая окружающей обстановке особый шарм. Присутствие такого декоративного элемента в интерьере жилья является знаковым.

  1. Витражи для окон
  2. Витражи для входных и межкомнатных дверей
  3. Витражи для раздвижных перегородок
  4. Витражи для «ложных» окон
  5. Витражи для любого светового проема

Витражи «ЮККО» доступны и универсальны!

  1. Применяемые «ЮККО» технологии изготовления и материалы делают художественные витражи доступными для широкого круга потребителей!
  2. Использование металлической ленты в сочетании с фацетами, декоративными элементами, созданными с помощью фьюзинга, или цветной пленкой позволяют создавать рисунки любой сложности – настоящие сюжетные шедевры декоративно-прикладного искусства!
  3. Что примечательно, витраж может быть создан как по одному из многочисленных эскизов «ЮККО», так и по Вашему собственному эскизу!
  4. Благодаря применяемым в «ЮККО» особым технологиям, витражное стекло сохраняет свою герметичность, а потому может быть установлено, как внутри стеклопакета, так и быть одним из внешних стекол.
  5. Срок изготовления витража входит в общий период изготовления изделия!

Заказать художественные витражи «ЮККО» и изделия с ними Вы можете, обратившись по телефону в центральный офис «ЮККО»: +7 (499) 648-83-45 .
Узнайте всю многогранность художественных витражей «ЮККО», получив квалифицированную консультацию специалистов уже сейчас!

Технологии изготовления витражей «ЮККО»

Существует несколько основных способов изготовления витражей, это – УФ-склейка стекла и фацетов/декоративных элементов, изготовленных с помощью фьюзинга, техника Тиффани, пескоструйная обработка, роспись по стеклу, гравировка, пленочные аппликации.

Применяемые «ЮККО» технологии позволяют оперативно изготавливать высококачественные витражи, отличающиеся яркой художественной привлекательностью и надежностью, устойчивостью к различного рода внешним негативным факторам, как то влага, солнце, температурные перепады.

Придерживаясь принципа проведения качественных работ в самые оптимальные сроки, сегодня «ЮККО» предлагает витражи, изготовленные с помощью УФ-склейки, пленочные витражи, а также, витражи Тиффани. Данные технологии изготовления выбраны не случайно, ведь именно с их помощью клиент может гарантировано получить высококачественное изделие без излишних задержек.

Витражи с фацетами, декоративными элементами, полученными с помощью фьюзинга, пленочные витражи

Независимо от того, какая технология будет использоваться, УФ-склейка или пленочные аппликации, стекло, которое является основой любого витража, может быть декорировано специальной металлической лентой с обеих сторон. Данная лента может наноситься на стекло как в виде геометрического рисунка (например, решетки), так и в виде сложного орнамента по заранее подготовленному эскизу.

  1. При использовании технологии пленочных аппликаций на поверхность стекла наносятся элементы из цветной самоклеющейся пленки, по своей форме соответствующие ячейкам, которые образовались при нанесении металлической ленты. Все вместе, и металлическая лента и элементы пленки различных цветов, образуют на поверхности стекла рисунок. Богатая цветовая гамма пленки позволяет создавать красочные картины, сохранить естественный цвет которых помогает устойчивость к УФ-излучению – такая пленка не выгорает. Пленка выглядит одинаково презентабельно как с лицевой, так и с клеящейся стороны.
  2. Фьюзинг и технология УФ-склеивания заключается в фиксировании на поверхности стекла специально изготовленных декоративных стеклянных элементов и отдельных фацетов – стекол различной формы с ограненными краями. Детали, созданные с помощью фьюзинга, представляют собой небольшую композицию, состоящую из отдельных кусочков цветного стекла, которые спекаются в специальной печи. Так же как и фацеты, элементы, полученные с помощью фьюзинга, склеиваются с «несущим» стеклом при помощи специального УФ-клея, который мгновенно активизируется при обработке витража УФ-лампой. Стоит отметить, что клей абсолютно прозрачный, а его излишки легко удаляются с поверхности витража после УФ-обработки, сам же фацет остается надежно зафиксированным и легко выдерживает различные факторы негативного воздействия. Форма фацетов может быть самая различная: плоские и выпуклые, правильной геометрической формы и индивидуальные – многообразие фацетов, используемых «ЮККО» позволяет создавать витражи поразительной красоты. Как и в пленочных витражах, фацеты чаще всего соответствуют размеру ячеек, образовавшихся в результате первоначального нанесения металлической ленты.

Витражи Тиффани

Отдельного внимания заслуживает оригинальная техника Тиффани, пользующаяся большой популярностью при изготовлении современных витражей. Техника Тиффани позволяет изготавливать витражи с самыми сложными изображениями, которые характеризуются исключительной выразительностью и привлекательностью.

Витражи Тиффани содержат выпуклые и вогнутые стекла, что придает им визуальный объем и усиливает декоративный эффект. Свое название витражи Тиффани получили по имени Луи Комфорта Тиффани – американского ювелира, разработавшего в 19 веке новую технологию для изготовления декоративного стекла путем сборки из отдельных элементов.

Техника Тиффани в своей основе сохранилась неизменной до наших дней, и сегодня при изготовлении таких витражей каждому стеклянному элементу, из которых складывается рисунок, придается определенная форма, после чего он оборачивается медной лентой и скрепляется с остальными элементами витража методом спайки с обеих сторон с использованием оловянного припоя. Финальная стадия в обработке витражей Тиффани заключается в обработке их патиной.

С помощью техники Тиффани мастера-витражисты создают витражи с очень высокой детализацией изображений, красочные и очень прочные изделия, покоряющие своей изысканностью настоящих ценителей эксклюзивного и качественного декора.

Витражи «ЮККО» – это индивидуальные изделия ручной работы создаются путем усилий высокопрофессиональных специалистов «ЮККО». При изготовлении используются высококачественные комплектующие производства Великобритании!

История

Витраж (фр. vitrage – остекление, от лат. vitrum – стекло) – это орнаментальная или сюжетная композиция, предназначенная для заполнения светового проема здания и выполненная из цветного или расписанного стекла, а также других светопрозрачных материалов. Витражи с давних пор используются в архитектурных сооружениях, представляющих большую эстетическую ценность, например, в храмах.

Витражи без преувеличения представляют собой настоящее произведение декоративного искусства, а их история по некоторым предположением начинается еще в Древнем Египте и Древнем Риме.

Все последующие тенденции декоративного искусства вплоть до настоящего времени отлично прослеживаются в витражах различных эпох. В раннехристианских храмах (5-6 вв. н.э.) витражи, изготовленные из тонких прозрачных пластин алебастра и селенита, были выполнены чаще всего в виде орнамента. В 9-м веке европейские стекольщики овладевают искусством изготовления цветной стеклянной массы, по всей видимости, переняв эти навыки у восточных ремесленников, где окрас стекла на тот момент имел давние традиции.

К 10 в. относится первой упоминание о настоящих витражах, примененных в украшении собора в Реймсе во время его реконструкции в 969-988 гг. Однако, самые ранние из сохранившихся на сегодняшний день витражей появились несколько позже, это – декоративные светопрозрачные изображения из немецкого собора в Аугсбурге и французского собора Ле Ман (обе работы датируются 11-м в.).

Распространение романского стиля в Европе в 10-12 вв. приносит в изображения витражных окон сюжет, преимущественно библейского характера. При этом сюжетная линия могла объединять все витражные изображения в окнах строений. Витражи Англии, Франции и Германии, появляющиеся в этот период, отличаются от своих предшественников, большим количеством разнообразных цветных деталей, выразительностью изображаемых лиц, человеческих образов в целом.

Еще большую популярность и распространение обретают готические витражи. Так называемые «розы» – большие круглые окна с многоцветными витражами из стекол разнообразных форм становятся типичным элементом готических соборов. Витражи этой эпохи являют собой не только религиозные, но и сцены бытового содержания.

В эпоху Возрождения витражи обретают новый виток популярности и появляются в жилых зданиях. В этот период появляются новые и совершенствуются существующие техники изготовления витражей. Вместе с распространением развивается их сюжетное содержание, заметно улучшается их художественная ценность.

Витражи продолжали создаваться и на закате Ренессанса и после этой эпохи, а в 20-м столетии это искусство переживает новый расцвет архитектуре.

В России же витражи появились еще в 12-м в. и, пройдя через многочисленные эпохальные трансформации (в том числе, характерные только для постсоветского пространства), «эволюционировали» в изделия, объединяющие в себе многообразие стилей и находящие себе повсеместное применение.

Витражи в стиле модерн: Как пишут цветные сказки нового времени

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Считается, что именно американский художник и декоратор Джон Ла Фарж первым изобрел молочное стекло с опаловыми разводами, которое затем позволило создать фирменный витражный стиль Тиффани. Изогнутые линии, новая цветовая гамма и эффект глубины стали особыми чертами витражей в стиле модерн.

Великий мастер и «покоритель стекла» Луис Комфорт Тиффани, кроме новых видов этого материала подарил миру и оригинальный способ соединения цветных кусочков. Вместо тяжеловесных свинцовых переплетов он стал использовать тонкие медные прожилки, спаянные между собой оловом. Это позволило вывести витражи из плоскости в трехмерное пространство и создавать объемные модели. Техника Тиффани до сих пор используется в витражном искусстве.

Изобретенные на рубеже веков новые виды стекол позволили мастерам создавать витражные картины, сравнимые с настоящей живописью. Известно, что к 1900 году на складах Тиффани находилось до 200 тонн стекла примерно 5 тысяч различных оттенков. Все они были классифицированы и разложены по специальной системе.

В начале XX века корпорация Тиффани становится одним из крупнейших производителей цветного стекла в мире. Кроме опалесцентного материала, изобретенного Джоном Ла Фарж, Тиффани активно использовал иризированное стекло – оно получается при добавлении вкраплений металла, а также «складчатые» виды или «драпировки». Для этого необычного материала еще теплую стеклянную пластину подвергают деформации, «сморщивают». Такие стекла лучше всего передают природные материалы – листву или кору деревьев, траву.

Мастера эпохи модерна относились к витражам как к живописи. Если стекла нужного цвета не находилось, то необходимый оттенок получали, накладывая кусочки в несколько слоев, аналогично тому, как художник смешивает краски на палитре. Такая техника, называемая «сэндвич-метод», также впервые была использована Луисом Тиффани. В результате мы сегодня можем наслаждаться шедеврами витражного искусства, которые ничуть не утратили своей актуальности за прошедшие 100 с лишним лет. Большинство современных техник создания картин из стекла основываются на художественных принципах, заложенных именно в эпоху модерна.

Витражное искусство сегодня может порадовать своих почитателей самыми разными техниками, приемами и неожиданными трактовками. Смотрите дальше подборку 10 невероятных витражей самой различной тематики со всего мира .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: зарегистрированным пользователям, модераторам, участинкам блога

Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

Становление витражного искусства: от готики до авангарда

Читайте также:  Диаметр бревна для дома и другие параметры для долголетия постройки

От первых образцов, отдаленно напоминающих по технике и материалам витраж в полном смысле слова, и до сегодняшних высокотехнологичных изделий прошли тысячи лет. С момента возникновения наибольшее значение приобретают витражи в эпоху Готики. Соответственно и начало становления этого искусства относится к этому периоду.

Готика – благоприятная почва для развития витража

По мнению художников студии “Стеклосфера”, средневековый готический стиль, вступивший в свои права в XII веке, активно способствовал расцвету витражного дела. Архитектура этого времени вобрала в себя все, что было создано за предыдущие столетия.

Как и всегда, основа для художественных изменений была заложена прорывом в технологии: была придумана новая опорная система храма. Если в предшествующую эпоху, в романском стиле, основой всей конструкции храма являлись сама кладка стен, то в готическом храме опорой служила каркасная система – крестовые своды со стрельчатыми арками. В результате художники получили возможность возводить воздушные, летящие строения, ведь уже не было необходимости в массивных стенах.

Теперь появилась инженерная основа для проектирования храмов с множеством оконных проемов, имевших в целом огромную площадь. Благодаря этому приему силуэты культовых зданий стремились вверх, а сами их помещения наполнялись светом. Это как нельзя лучше отражало характерную для данной эпохи религиозную концепцию понимания Бога и мироздания.

Следствием обилия окон и, напротив, почти полного отсутствия глухих стен и каменных сводов стала невозможность украшать храмы, как раньше, – а именно, живописными фресками. Ресурсы для декора давали только окна. И в этих условиях они с успехом взяли на себя функции, ранее отведенные стенам и сводам, став основой для изображения религиозных и бытовых сцен.

Цветное стекло внесло в интерьеры особую игру света, которая преображала пространство храмов и создавала в нем аналог неземного мира, соотносимого с жизнью души. Так готические витражи стали одним из главных выразительных средств архитектуры той эпохи.

В качестве наиболее значимого примера готического искусства можно привести кафедральный собор французского города Шартр. В храме имеется 160 окон, но особое место в нем занимает витраж «Богоматерь с младенцем». Образцом высокой готики (XIV-XV вв.) является собор Сен Шапель в Париже. 146 окон этого храма украшены 1359 витражными изображениями.

Упадок витражного искусства: столетия без развития

Последовавший вслед за Готикой Ренессанс основывался на обращении художников к великому прошлому: в частности, к античному искусству. Данная эпоха представляет собой выдающийся период в развитии искусства, но для цветного стекла она не стала благоприятным временем. В силу общего настроения обожествления человека и его качеств, представление его венцом творения, витраж утрачивает сакральные свойства.

Во времена Реформации и церковных войн цветное стекло все больше теряет свои позиции, так как изначально является прежде всего элементом религиозного быта. В XVI I веке оно начинает сильно проигрывать масляной живописи, которая, напротив, активно завоевывает новые и новые рубежи. Даже сами немногочисленные витражи этого периода все чаще выполняются именно в технике росписи по стеклу. На первый план выходят живописные элементы художественного целого, а не работа с цветным стеклом, его световые эффекты и т.п.

XIX век – новая эра витража

Вторая половина XIX века приносит новые взгляды и идеалы, которые, по мнению художников компании “Стеклосфера”, становятся благодатной основой для взлета витражного искусства. Среди знаковых веяний нового времени, которые породили в своей совокупности стиль модерн, – обращение к восточной культуре, изучение декоративного искусства прошлого.

Творческие искания этого периода персонализированы. Джон Раскин, Форд Мэдокс Браун и Уильям Дайс, Уильям Моррис прославились и своими трудами в решении эстетических вопросов, и технологическим новаторством. Стекло в понимании художников нового времени как нельзя лучше решало поставленные перед ними задачи. Чувственность, красота линий, мифологичность, воздушность, легкость – вот черты, привносимые этим материалом в архитектуру и интерьер эпохи модерна.

Модерн характеризуется синкретизмом, сплавлением разных форм искусства в работе над единым целым – интерьером здания. И витраж занимает в этом процессе наиболее значительное место. Не случайно самые выдающиеся деятели искусства того времени (Жак Грубер, Альфонс Муха, Чарльз Ренни Макинтош, Антонио Гауди, Луис Комфорт Тиффани, Джон Ла Фарж и т.п.) не только работали со стеклом, но и развивали технологию и выразительные возможности цветного стекла.

Тиффани создает новый способ крепления элементов в наборном стекле. Витраж Тиффани предполагает, что каждое стеклышко с торцов оборачивается медной фольгой на клейкой основе и уже по ней производится пайка. В результате появляется возможность использовать более мелкие элементы и крепить их один к другому под разными углами, что делает изделие еще более утонченным и объемным.

Витраж в авангардном искусстве: смелые эксперименты

Новый стиль возникает на рубеже XIX и XX веков. Основой этого направления стал отказ от канонов, всегда бытовавших в искусстве. В авангардизме максимум внимания уделяется форме, цвету, фактуре, а конкретика содержания, повествовательность исчезают, уступая место абстракции. Абстракционизм, в последствие нашедший применение в самых разных жилых и промышленных зданиях, появилась в витраже соборов и церквей еще в начале столетия. Интерьер с элементами данного стиля был востребован людьми экспрессивными, идущими в ногу со временем, не боящимися экспериментов.

Авангардизм сказывается не только в тематике изображений, но в лавинообразном появлении все новых и новых технологий. Например, Иоганн Шрейтер начинает использовать линии свинцовой спайки в качестве элемента рисунка абстрактного витража. Вообще новый стиль стал для искусства великолепной возможностью использовать все ресурсы материала. В разные периоды ХХ века на первый план выходят те или иные технологические изобретения и элементы художественного новаторства. Появляются стекло с разными фактурами, новые способы нанесения рисунка (гравировка, в том числе лазерная, пескоструйная обработка, получение узора «мороз», фьюзинг и т.п.), сочетание в одном изделии стекол с разными эффектами (глянцевых, матовых, прозрачных, глухих и т.п.).

Сегодня в дизайне интерьера в целом и в витраже, в частности, как никогда актуальна эклектика: процветают соединение в одном художественном целом металла, дерева, стекла, бетона; сочетание в рамках одного изделия стекол с самыми разными эффектами; неожиданные стилевые решения. Витраж переживает не худшие времена, являясь востребованным декоративным элементом, делающим любой интерьер по-настоящему эксклюзивным и уникальным.

Художники и мастера студии “Стеклосфера” изготовят на заказ художественные витражи в любом стиле и технике. Звоните! У нас выгодные цены в Москве и Подмосковье.

Витражные окна: использование в интерьере

Оконные витражи имеют древнее происхождение, в Средневековье ими впервые начали украшать европейские соборы и храмы. Возможно, поэтому современные витражи для многих до сих пор ассоциируются с чем-то таинственным, их используют, чтобы создать совершенно особую, умиротворенную атмосферу в интерьере.

Сегодня пластиковые витражные окна являются прекрасным декоративным решением, благодаря которому можно значительно изменить весь интерьер дома: визуально расширить пространство, добавить комнате новых красок и даже улучшить пейзаж за окном.

Витражи на окна успешно применяются как в жилых, так и в офисных помещениях, когда необходимо оживить серое рабочее пространство и придать ему немного домашнего уюта. Особой популярностью пользуются панорамные витражные стеклопакеты большой площади в спальнях, гостиных и вестибюлях, которые преломляют дневной свет, насыщая его дополнительными красками.

В туалетах, ванных комнатах, а также на площадках между лестницами, наоборот, уместны небольшие окошки, которые дают комфортное освещение и при этом маскируют внутреннее пространство. В темных помещениях без окон или нишах используются фальшокна с витражным узором: они создают иллюзию естественного света.

Какими бывают витражные окна

В зависимости от стилистики помещения и функционального назначения окна витраж может быть выполнен в различных декоративных техниках. Среди прочих наиболее востребованной сегодня является известная техника Тиффани, которая дает возможность использования облегченного акрилового и силикатного стекла. Стеклопакеты с витражами Тиффани имеют значительно меньший вес, что, несомненно, делает их использование более удобным.

Большой популярностью пользуются витражи, которые изготовлены в технике фьюзинга — сплавление разноцветных стеклянных кусочков при высоких температурах. Фьюзинговые витражи отличаются характерной волнистой поверхностью.

Помимо наборных техник, возможно непосредственное нанесение декоративного узора методом росписи, гравировки или пескоструйным способом.

Пленочные витражи представляют собой наиболее простую и доступную по цене технику, которая, немного уступает остальным по выразительности, однако имеет большую прочность по сравнению с узорами из стекла.

Декоративные возможности

Современные витражные окна способны творить настоящие чудеса в интерьере квартиры, преображая комнату в течение всего дня: с утреннего пробуждения солнечных лучей и до вечернего заката, а также таинственно играя светом ночных фонарей, словно напоминая о том, что жизнь города продолжается.

Очень эффектно выглядят большие витражные окна, которые созданы в едином стиле с интерьером самой комнаты, что помогает зрительно расширить ее границы. По мнению многих дизайнеров, наиболее гармоничными станут те пластиковые окна, витраж которых перекликается с декоративными элементами внутреннего пространства. Так, например, в строгом интерьере будут уместны витражи с угловатыми прямолинейными орнаментами, рыцарские сюжеты дополнят королевский стиль рококо, а японская тематика найдет свое продолжение в типично восточных образах тигров, журавлей, бамбука или сакуры.

Сделайте свой интерьер уникальным

Мастерская «МИР ВИТРАЖА» изготовит по вашему заказу декоративные изделия для обычных или мансардных окон, а также вставки для нестандартных проемов с оригинальными формами.

Мы предлагаем услугу «витраж — стеклопакет», которая включает в себя изготовление витража любой сложности и его последующую установку в пластиковое окно. Современное крепление декоративного элемента не требует жесткости, и поэтому готовое окно с легкостью открывается в трех положениях.

У нас вы можете купить витражные окна с цельными рисунками внутри стеклопакета. Опытные мастера «МИРА ВИТРАЖА» помогут вам с выбором узора или сюжета будущего изделия, а также подберут удачную цветовую гамму, которая подходит стеклопакету по цвету и фактуре.

Цена оконного витража будет зависеть от его размера и выбранной Вами техники.

Витражные окна: использование в интерьере

Изготовление витражей на окна

Современные технологические процессы и крупномасштабное производство дают каждому покупателю возможность сотворить свой, уникальный дизайн внутри дома.

Оконные витражи — яркость каждого дня

10.05.2012 Взгляд из прошлого Такое модное средство оформления внутреннего пространства, как витражи в интерьере — светопроницаемые панно из кусочков цветного.

Контурные витражные окна

Техника контурного витража популярна с эпохи раннего Средневековья. В настоящее время контурные (заливные) витражи изготавливаются как полностью вручную, так.

Пескоструйные витражные окна

Пескоструйка — это современный вид обработки стекла мощной струей сжатого воздуха, а также посредством воздействия жидкостью с частичками абразива.

Техника «Тиффани» — от 25,000р
Техника «Фьюзинг» — от 45,000р
Техника «Комбинированная» — от 45,000р
Техника «Роспись ручная» — от 50,000р
Техника «Пескоструй» — от 6,000р
Техника «Лаковая» — от 7,000р
Техника «Фото-печать» — от 6,000р

+7 495 778 05 43

+7 903 778 05 43

+7 495 933 61 08 (доб.100)

Группа компаний «МИР ПОТОЛКОВ»

(Для встречи необходим созвон со специалистом).

Москва, «ЭКСПОСТРОЙ», Нахимовский пр-т, дом 24, этаж 1, пав. 3, сектор В, ряд 11, стенд 385 (салон). Пользуйтесь входом №6 со стороны Нахимовского проспекта.

Приглашаем посетить сайт компании “МИР ПОТОЛКОВ”
©2005-2020 Мир витража · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено

Изготовление витражей – старинная технология в новом свете

Изготовление витражных изделий началось еще в эпоху Средневековья, некоторые артефакты, найденные археологами, напоминающие современные витражи, датируются 6-7 веками. Несомненно, технологии изготовления витражей за долгие века претерпели некоторые изменения. Однако основное предназначение витражных изделий, а именно: исключительно декоративная цель художественных предметов, осталось неизменным.

Одновременно витражи представляют собой прекрасную картину и волшебный источник света, в солнечный день отбрасывающий радужные блики на стены и полы. В то же время разноцветное стекло с успехом может защитить от излишне любопытных взглядов окружающих. Тем, кто хочет наблюдать игру цветных зайчиков даже в пасмурный день, можно порекомендовать витражные плафоны на светильники. Сегодня благодаря современным технологиям, стало возможным изготовление витражей для подвесных потолков в зимних садах, в бассейнах, в декоративных элементах мебели. Но основная функция витражей остается по-прежнему в украшении окон и стеклянных дверей.

Виды витражей

Условно все витражи можно разделить на три типа: настоящие (классические), псевдовитражи или фальш-витражи и цельные витражи. Чтобы понять, чем отличается один тип витража от другого, рассмотрим подробнее наиболее яркие и популярные типы.

Итак, настоящие классические витражные изделия – это свинцово-паечные традиционные витражи, которые не изменились, несмотря на многовековую историю изготовления. Ряд недостатков, которые есть у классических витражей, заставил отдавать предпочтение роскошной технике Тиффани, очень похожей на традиционную технологию изготовления, но лишенной ее недостатков. Гибкие линии, эстетичные швы, объемные формы, оригинальность и неповторимость витражей Тиффани позволяют считать их самими красивыми и благородными.

В отличие от настоящих витражей, собирающихся из разноцветных кусочков стекла, псевдовитражи только имитируют многочисленные разноцветные стеклышки и соединения между ними. Весьма популярными имитациями на данное время являются заливной и пленочный витражи. Уже из названия можно догадаться, что пленочный витраж изготавливается из кусочков пленки, приклеиваемых на стекло, согласно заранее подготовленному эскизу. Если на стекле в предварительно прорисованные контуры рисунка заливают специальные краски или лаки, то это и есть заливной витраж. Разумеется, такие витражи уступают настоящим в эстетическом плане, однако цены на него куда более демократичны, и в то же время с их помощью можно создать довольно яркий элемент декора.

Особым типом витража является цельный витраж, совмещающий в себе преимущества настоящего и псевдовитража. Здесь наиболее яркие и популярные виды – фьюзинг и расписной витраж. Художник пишет на стекле самые настоящие картины, таким образом, создавая истинные шедевры. В стиле фьюзинг разноцветные кусочки стекла спекаются в монолит, что позволяет добиться поразительных результатов, ошеломляющих фантастической красотой, мягкими линиями, необычностью и эксклюзивностью.

Способы обработки стекол

К одной из самостоятельных технологий изготовления витражей можно отнести нацвет – спаивание толстого бесцветного стекла с тонким цветным, впоследствии покрываемым гравировкой узором, наподобие кружев. В общем, витраж – это не только мозаика из цветных стеклышек, но и стекло, обработанное специальным способом. Декоративная обработка стекла так же может быть выполнена различными способами. Например, на бесцветное стекло с применением трафарета и специального аппарата, на определенные участки под высоким давлением, можно нанести абразивное вещество. Так называемый пескоструйный способ придаст стеклу рельефность, матовость, шероховатость, а с помощью медных или абразивных дисков можно нанести различные изображения на поверхность стекла способом гравировки.

Способ цветного протравливания заключается в обработке стекла плавиковой кислотой, которая способна вступить с основным компонентом стекла – диоксидом кремния. При таком травлении стекла получается рельефный рисунок практически любой глубины и сложности.

И, наконец, так называемый морозный рисунок, при котором поверхность стекла сначала обрабатывают пескоструйным способом, а потом равномерно покрывают столярным или желатиновым клеем. По мере высыхания клей начинает уменьшаться в размере, при этом микроскопические пластинки стекла начинают выдираться и на стекле образуются как бы морозные узоры необычайной красоты.

Области применения витражей в зависимости от их назначения

Какой вид витража использовать в изделии зависит во многом от функционального назначения витража. Понятно, что классический витраж сложно представить на потолке – слишком уж он монументальный и тяжелый. С течением времени такой витраж непременно начнет провисать, начнут выпадать стеклянные фрагменты. К тому же эстетически смотреться такой витраж на потолке будет странно – его торжественность и монументальность не подходит для потолочных поверхностей. Классический витраж куда лучше будет выглядеть на традиционном для него месте – на окне. Окна мы распахиваем не так уж часто, как мебельные дверцы или межкомнатные двери, поэтому классический витраж с легкостью выдерживает нагрузки открывания-закрывания. Кроме того, в сочетании с солнечным светом витраж на окне создает в помещении празднично-торжественное настроение, и обязательно будет вас радовать положительными эмоциями и хорошим настроением.

Для пленочного, расписного и заливного видов витражей существуют некоторые ограничения. Так, они не рекомендуются для помещений с повышенной влажностью. Правда, для заливного и расписного витражей это замечание будет справедливо в том случае, если их не подвергали термической обработке. Не нужно забывать, что пленка или краска при взаимодействии с влагой могут отслаиваться, вследствие чего витражное изделии может потерять свой первоначальный внешний вид. Окна тоже нужно покрывать расписными или заливными витражами с большой осторожностью, так как воздействие солнечных лучей может оказать на них негативное влияние, и они выгорят или поблекнут.

Однако стоит отметить, что есть витражи, которые можно использовать везде, то есть универсальные. К ним относятся витражи в технике Тиффани, пескоструйные и фьюзинг. Так, витражи Тиффани настолько легки, что их рекомендуют применять для потолков. Форма и размеры этих витражей позволяет изготавливать любые изделия со сложными конструктивными линиями. Особо прочное стекло получается в результате спекания, применяемого в технике фьюзинг – разбить такое стекло не просто. Там же, где размеры ограничены архитектурными запросами, легко решить с помощью витражей техники Тиффани. С помощью этой техники собираются витражи фацетные и смешанные. Применяются витражи при изготовлении плафонов для светильников, подсвечников, обрамлений настенных часов, зеркал, рамок для фотографий, настенных панно.

История витражного искусства. Часть 1

Мне витражи, пылавшие веками
в провалах стен, дано, словно в награду,
из ниши взять и ощутить руками
как бы свинца тяжелую прохладу.

Рудольф Хенц

Что такое «Квартальная статья»? Это статья, в которой кроме картинок, я стараюсь дать вам несколько большее. Это масштабная, не простая статья, где рассказывается история целого направления искусства, или о маститом художнике, или об истории целого города. Фото в этой статье не главное. Главное – информация. Подобные статьи должны быть интересны только увлеченным людям. Но и простые мои читатели смогут вынести очень много полезного для себя.

Условно, я назвал их «квартальными». Однако сроки могут отличаться. Например, прошлая статья про мозаики была опубликована больше полугода назад.

Первые квартальные статьи я посвящаю тем или иным направлениям монументального искусства: мозаика, витражи, чеканка, резьба по дереву, художественная ковка и сварка. Основной акцент сделан на историю этого конкретного направления, его виды и классификация, развитие в СССР. Но отдельной особенностью будет привязка примеров к моему родному городу Шахты. В других городах тоже не мало подобного, но фотографии там будут идти уже в категории «Калейдоскоп».

И в этот раз я расскажу вам о витражах!

Витра́ж (фр. Vitre — оконное стекло, от лат. Vitrum — стекло) — вид Монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение, и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. По одним данным оно зародилось еще до нашей эры – мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н.э. начало н.э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н.э., были застеклены цветными стеклами.

С давних пор витраж использовался в храмах.

В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

Один из самых первых известных витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. Но справедливости ради надо отметить, что попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались и до этого. Так в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись прозрачными тончайшими пластинами камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты.

В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры.

Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из ярких стекол разного цвета с использованием техники закрашивания. Позднее, примерно во второй половине тринадцатого столетия, в Европе появились, так называемые, Аравийские стеклянные окна. Отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень. Узор таких витражей был не очень богатым, т.к. ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных.

Процесс развития витражного искусства продолжался, и новым этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.

Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в одиннадцатом веке. Особенности средневекового процесса были изложены в трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году.

В России витражи существовали ещё в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Активно проникать это увлечение стало в первой половине XIX века вместе с появлением здесь неоготических построек. Русские заказчики, в первую очередь аристократия, путешествовали по Европе, и вдохновившись увиденными во Франции и Германии витражами, хотели видеть нечто подобное и у себя дома. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). Однако, в силу ряда объективных факторов, изготавливать витражи не могли. И в подавляющем большинстве привозили из-за границы старинные средневековые произведения.

Спрос на витражи постепенно рос. Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Такие примитивные витражи были распространены в русских интерьерах на протяжении всего XIX века.

До 1840-х годов русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением Воскресшего Спасителя, в России не нашлось завода, способного выполнить такое задание. Поэтому алтарный образ был заказан за границей — в Мюнхене, на знаменитом в XIX столетии предприятии — «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре (нем. Königlich Bayrische Hofglasmalerei) по эскизу Г. М. фон Хесса М.Э.Айнмиллером. В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора, и с тех пор его не покидал. Это расписное окно является самым ранним, из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия. Значение его для всей истории русского витражного искусства очень велико. Это — первый фигуративный витраж в русском православном храме. До его установки стеклянных икон не было ни в древнерусских культовых постройках, ни в храмах XVIII века.

Первые в Петербурге опыты по росписи стекла делались на Императорском стеклянном заводе. Там обжигали расписные стекла большого формата. Это были еще не классические свинцово-паечные витражи, собранные из кусочков разноцветных стекол — данные образцы представляли собой фигуративные композиции, расписанные полупрозрачными силикатными красками на цельном стекле, копии картин, исполненные в технике масляной живописи. Часть их экспонировалась на Петербургской промышленной выставке 1858 года, Петербургской мануфактурной выставке 1861 года, Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году.

В 1860-е годы ситуация чем-то напоминала сегодняшнюю. Были художники, которые только рисовали эскизы, а были те, которые и рисовали, и принимали участие в изготовлении. Важным событием стало открытие в 1899 году класса живописи по стеклу в ЦУТР барона Штиглица. Для России витражное искусство не было традиционным. Например, известный мастер Владимир Дмитриевич Сверчков изготавливал витражи в Мюнхене, где были все необходимые стекла и краски, а заодно и опытные мастера. У нас подобные условия для работы и производственный опыт стали возможны на отдельных крупных стекольных производствах только в начале XX века.

Владимир Сверчков. Королева Катарина Монсдоттер и её дети: Сигрид и Густав, Кафедральный собор Турку.

Таким образом, к началу XX века в России было все необходимое для успешного развития витражного дела. Разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны большому числу заказчиков. В конце XIX—начале XX века изменилось и терминологическое обозначение витражного произведения: от «транспаранта», «живописи на стекле» или «стеклянной картины» XIX столетия — к «стеклянной мозаике» в 1880—1890-е. Затем в русской лексике появились термины, в которых подчеркивалась функция витража как декоративно оформленного окна: «узорное окно», «витро» (vitro или vitreau). Лишь в 1900-е в русском языке появилось слово «витраж».

Даже несмотря на то, что основателями российских стекольных и витражных фирм были иностранцы, например, Адольф и Макс Франк, отечественная промышленность того времени так и не смогла полностью обеспечить их производства необходимыми материалами — пигментами для окраски стекол, красками для росписи. Промышленное оборудование также приходилось закупать за границей.

Фигуративные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящён античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская».
«Программным» произведением русского витражного искусства, наиболее полно сконцентрировавшее в себе «дух» времени, стало художественное остекление Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте (сохранился лишь небольшой фрагмент). Многофигурная витражная композиция в огромном окне-экране главного фасада выражала идеи богатства страны, национальной самобытности и включенности России в общеевропейскую культуру.

Витражи в Торговом Доме Елисеевых на Невском проспекте. Установлены в 1900-х, утрачены в 1930-х. Это был один из самых больших по площади витражей в Петербурге.. Ниже – то, что сохранилось.

Ресторан гостиницы «Европейская».

В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Они произвели настоящую революцию в сфере изготовления. До изобретенного им метода стекла в витражах соединялись при помощи свинцовых профилей, что не позволяло изготавливать тонкие и изящные работы, соединить таким способом кусочки стекла маленькой или витиеватой формы было практически невозможно. Изобретенный Тиффани способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, а также новые виды созданных им стекол, открыли новую страницу в истории художественного стеклоделия. А техника Тиффани стала самой распространенной во всем мире для создания витражей, ламповых абажуров и других произведений декоративно-прикладного искусства из цветного стекла. Витражи созданные по данной технологии широко применяются по сей день.

Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.

Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей.
Спад в производстве витражей наметился вместе с угасанием стиля модерн с его растительной орнаментикой и богатым декором. Первая мировая война и последовавшая за ней революция окончательно прервали традиции в производстве витража, которые начали складываться в России. После 1917 года витраж стал официально восприниматься как элемент чуждой буржуазной культуры, и до 1960-х годов не получал широкого распространения в отечественной практике оформления интерьеров.

20-30-е годы ХХ века в СССР прошли под знаменем конструктивизма и рационализма.

Началось масштабное строительство — жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, проектировались новые города и посёлки.

Однако, витражи не вписывались в новое направление. Более того, они считались излишними, и даже вредными.
В первый послевоенный период архитекторы активно занимались восстановлением разрушенных зданий, параллельно создавая новые. Восстанавливая города, архитекторы старались исправлять их старые недостатки.
Колоссальное внимание было уделено новым генеральным планам стертых с лица земли крупных городов.
Как писали советские критики 1970-х годов: «в сложном процессе выработки архитектуры восстановления городов, в целом безусловно положительном, назревала тем не менее опасность некоторой мании грандиозности, „принявшей эстафету“ от черт гигантомании, свойственной ряду произведений довоенной архитектуры. Получила развитие и тенденция к излишнему декоративизму, квалифицированному позднее как украшательство».

Одной из главных проблем оставалась проблема обычного жилья, усугубленная разрушениями войны. В эти годы начинается развёртывание массового жилищного строительства. Однако сначала строительство развивается как малоэтажное — из-за отсутствия необходимой производственно-технической базы. Начинают появляться кварталы, застраиваемые домами из крупных бетонных блоков, внедряются индустриальные методы строительства, которые удешевляют. Однако усугублялись и отрицательные тенденции: в их число входит отделка фасада с незавершенностью дворов и внутриквартальных пространств. Последующая эпоха активно осуждала «фасадный» принцип стиля — обильное применение колоннад, лепнины, украшательство. И именно в этот период начался постепенный возврат интереса к витражному искусству. Безусловно, речь идет только о монументальном направлении. Первые витражи стали появляться в наиболее значимых зданиях. И по своему виду полностью соответствовали общей «грандиозности» того времени.

Конец этому роскошному стилю положило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (4 ноября 1955). На смену сталинскому ампиру после кончины вождя пришла функциональная типовая советская архитектура, которая с теми или иными изменениями просуществовала до конца существования советского государства. Парадокс заключается в том, что как раз тогда монументальное искусство достигло своего расцвета.

С середины 50-х годов в архитектуре начался новый этап “эра блочного строительства”. Важнейшее место занимает типовое жилищное строительство из крупнопанельных блоков. Архитекторы стремятся найти наиболее конструктивные решения, покончить не только с практикой украшательства, но и со скукой однообразных плоскостей, в результате чего здание, будь то общественное или жилое, органически бы вливалось в ансамбль города.

В искусстве в 60-е годы художники разрабатывают так называемый “суровый стиль”. (Этот термин принадлежит советскому искусствоведу А.А. Каменскому). Представители этого направления стремились обратить искусство лицом к жизни, художественно воссоздать “правду жизни”. Расширился диапазон тем – в искусство вошли целые пласты жизни, ранее им не исследуемые. Художники изображали суровые будни” геологов, хирургов, плотогонов, солдата, вернувшегося с войны. В поисках “правды жизни” эти художники обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув всякую описательность. Лаконизм средств сблизил многие станковые произведения “сурового стиля” с искусством монументальным. Это сказалось и в гиперболизации образов, в которых опущено все случайное, мимолетное, и в повышенной декоративности и эмоциональности колорита, и даже в большом, как правило, размере холста.

Естественен интерес художников “сурового стиля” к жанру историческому и историко-революционному. Художникам иногда трудно выразить мысль с помощью только одной картины, они прибегают к многочастным произведениям-диптихам, триптихам.

Эти же тенденции монументализации образа, которые прослеживаются в искусстве этих лет, воплощаются и в монументальной живописи. Данный жанр в этот период широко распространился — благодаря развитию строительства и возможностям самой монументальной живописи.

Панно на торцах больших корпусов, росписи стен в фойе театров, рельефы на фасадах, скульптурные указатели, рельефы на решетках. Все это объединено единым стилем — лапидарным, условным, тяготеющим к знаковому выражению, к символике, эмблематике, преодолевающим описательность.

Начиная с 70-х годов, уделяется особое внимание декору общественных интерьеров. Ушли в прошлое росписи стены, лепные узоры, покрывающие своды потолков, капители колонн, портал, весь скульптурный декор – декоративные фризы, кессонные потолки с розетками и росписью, массивные карнизы. Возрос интерес к различного рода декоративным панно – мозаика, чеканка, ковка, витраж, гобелен – это своего рода связующая ниточка традиций в использовании декора и современной лаконичностью.

В этот период принципу «искусство принадлежит народу» подчинились и витражи, которые во все времена считались признаком роскоши. Они заполнили окна школ, всевозможных домов пионеров и научно-исследовательских институтов.

С конца 70-х годов активно развивается монументальный стиль, так как при строительстве общественных зданий было обязательным выделять средства на «художественную отделку». Сюжетами для создания мозаичных и витражных панно стали темы, вторившие идеологии того периода – космос, труд, советские достижения и другие. Грандиозные размашистые произведения, которым и всей стены мало – вот символ тех лет.

В Минске работали несколько витражных мастерских при художественном комбинате. Не было проблем с покупкой листового цветного стекла. Художники заказывали его в Брянске. Если нужны были какие-то особые оттенки, ехали в Ригу. На стеклозаводе «Нёман» была богатая палитра цветов, хорошие условия для отжига. Это давало возможность делать толстые стекла, до 5 сантиметров, — рассказывает художник Вероника Витковская. — Популярности витражей способствовала архитектура 1970-1980-х. Огромные окна в холлах и лестничных пролетах требовали особого оформления.

Национальные школы Литвы, Латвии, Украины, Белоруссии, Закавказья в создании подобных панно использовали национальные традиции, производили эксперименты с формообразованием.

Пока всё. Продолжение во второй части.

Спасибо за прочтение! До новых встреч. Ваш, советский коллекционер.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Внимание!
Особые условия
при размещении заказа “витраж+конструктив”
В феврале 2020 года:
Специальное предложение по оформлению потолков, перегородок и окон.
Тел.: +7 (985) 783-17-17

* Стандартный монтаж – монтаж, осуществляемый одним человеком с ровного пола с испольшованием лестницы-стремянки не более 1.5 метра.